Коновалова А. В.,
старший воспитатель МБДОУ Центр развития ребёнка – детский сад № 2 «Жемчужинка».
«Формирование экологической культуры через опытно – экспериментальную деятельность»
«Нужно учить так, чтобы люди насколько это возможно приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие свидетельства о вещах».
Ян Амос Коменский
Основные понятия
- «Эксперимент» происходит от греческого слова «experimentum», что переводится как «проба, опыт».
- Эксперимент — это «1) научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий; 2) вообще опыт, попытка осуществить что-либо». Современный словарь иностранных слов.
- «Советский энциклопедический словарь» (1997): «Эксперимент ... чувственно-предметная деятельность в науке; в более узком смысле слова — опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотез и т.п.».
- Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях, это попытка осуществить что-либо.
Различия между опытом и экспериментом
- Различия между указанными категориями незначительны. Эксперимент проводится впервые, он призван подтвердить гипотезу, а опыт выполняется с заранее определённым результатом. И тот, и другой процесс протекает в управляемых условиях, при активном взаимодействии с объектом исследования.
- Эксперимент преследует определённую цель. Это способ проверки идей, подтверждение гипотезы, уже возникшей в представлении исследователя. Опыт может выполняться без какой-то конкретной цели, спонтанно.
Актуальность применения опытов и экспериментов
- ФГОС ДО призывают обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.
- В системе ДО формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод опытов и экспериментирования .
- Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Актуальность темы
- Метод опытов и экспериментов близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
- Познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами и объектами.
- «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н.Подьяков, 1995)
- Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты - словно фокусы. Только загадка фокуса так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять.
- Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяет наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и»Почему?». Как показала практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго
ДОСТОИНСТВА МЕТОДА опытов
и
ЭКСПЕРИМЕНТОВ:
Обеспечивает интеграцию образовательных областей:
Способствует формированию интегративных качеств:
Опыты и эксперименты развивают
Основной целью опытно-экспериментальной деятельности дошкольного возраста является развитие свободной творческой личности ребенка
Задачи
развития
Содержание опытно-экспериментальной деятельности реализуется в следующих блоках педагогического процесса
Опыты и эксперименты их классификация
- По характеру объектов, используемых в эксперименте
- По месту проведения опытов
- По количеству детей
- По причине их проведения
- По характеру включения в педагогический процесс
- По продолжительности
- По количеству наблюдений за одним и тем же объектом
- По месту в цикле
- По характеру мыслительных операций:
- По характеру познавательной деятельности детей
- По способу применения в аудитории
Классификация детского экспериментирования
- По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы;
- По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
- По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин)
- По месту проведения: в групповой комнате; на участке;
- По характеру включения в педагогический процесс : эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические
- По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические
- По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные
- По характеру познавательной деятельности детей : иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение познавательных задач;
- По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;
- По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам
- По способу применения : демонстрационные, фронтальные.
Методика проведения опытов и экспериментов
- Опыт всегда должен строиться: на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда.
- Дошкольникам должны быть ясны его задача и цель.
- Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным. Во время опыта воспитатель поддерживает интерес к нему, фиксирует наиболее характерные этапы в дневнике наблюдений (в виде рисунков, моделей). Это помогает детям отмечать состояние условий и устанавливать причины изменений.
План проведения опыта:
- Постановка проблемы
- Выдвижение гипотез детьми
- Проведение опыта
- Вывод
Особенности экспериментирования в разных возрастных группах
В средней группе благодаря накоплению личного опыта действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. У каждого складывается свой стиль в работе. Он может теперь получать не только два, но иногда и три указания сразу, если действия просты и знакомы. Появляются первые попытки работать самостоятельно.
В старшей группе формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Дети, стоящие на пороге шести лет, должны постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так...»,
«Давайте посмотрим, что будет, если...» Роль воспитателя как умного друга и советчика возрастает.
В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми.
Заключение
В заключение хочется привести слова академика К.Е.Тимирязева: «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». В этом, на наш взгляд, заключается актуальность темы детского экспериментирования и опытов.
Литература в помощь Книги издательства «Речь», Санкт-Петербург
Шапиро А.И .
- «Секреты знакомых предметов. Пузырек воздуха»
- «Секреты знакомых предметов. Бумага»
- «Секреты знакомых предметов. Зеркало»
- «Секреты знакомых предметов. Гвоздик»
- «Секреты знакомых предметов. Лужа»
- «Секреты знакомых предметов. Нитка. Верёвка. Канат»
- «Секреты знакомых предметов. Свеча»
« Знания привыкли передавать ребёнку в основном через глаза и уши. Автор этих книг стремится к тому, чтобы они приходили и через руки, через деятельность, а тем самым мы смогли бы подарить ребёнку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя».
О.В. Дыбина
- «Неизведанное рядом»
- «Ребенок в мире поиска»
- «Из чего сделаны предметы»
- «Я узнаю мир»
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
китайское изречение
Спасибо за внимание
Разработан ряд мероприятий с детьми по внедрению непосредственно опытно-экспериментальной деятельности подробно описанный в пункте 3.