СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование экологической культуры через опытно – экспериментальную деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации даются основные понятия, что такое опыт и что такое эксперимет. Подчеркиваются их различия. Говорится о достоинствах эксперимента и многое другое.

Просмотр содержимого документа
«Формирование экологической культуры через опытно – экспериментальную деятельность»

Коновалова А. В., старший воспитатель МБДОУ Центр развития ребёнка – детский сад № 2 «Жемчужинка».  «Формирование экологической культуры через опытно – экспериментальную деятельность»

Коновалова А. В.,

старший воспитатель МБДОУ Центр развития ребёнка – детский сад № 2 «Жемчужинка».

«Формирование экологической культуры через опытно – экспериментальную деятельность»

«Нужно учить так, чтобы люди насколько это возможно приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие свидетельства о вещах».  Ян Амос Коменский

«Нужно учить так, чтобы люди насколько это возможно приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие свидетельства о вещах».

Ян Амос Коменский

Основные понятия «Эксперимент» происходит от греческого слова «experimentum», что переводится как «проба, опыт». Эксперимент — это «1) научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий; 2) вообще опыт, попытка осуществить что-либо». Современный словарь иностранных слов. «Советский энциклопедический словарь» (1997): «Экспери­мент ... чувственно-предметная деятельность в науке; в более узком смысле слова — опыт, воспроизведение объекта позна­ния, проверка гипотез и т.п.». Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях, это попытка осуществить что-либо.

Основные понятия

  • «Эксперимент» происходит от греческого слова «experimentum», что переводится как «проба, опыт».
  • Эксперимент — это «1) научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий; 2) вообще опыт, попытка осуществить что-либо». Современный словарь иностранных слов.
  • «Советский энциклопедический словарь» (1997): «Экспери­мент ... чувственно-предметная деятельность в науке; в более узком смысле слова — опыт, воспроизведение объекта позна­ния, проверка гипотез и т.п.».
  • Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях, это попытка осуществить что-либо.
Различия между опытом и экспериментом Различия между указанными категориями незначительны. Эксперимент проводится впервые, он призван подтвердить гипотезу, а опыт выполняется с заранее определённым результатом. И тот, и другой процесс протекает в управляемых условиях, при активном взаимодействии с объектом исследования. Эксперимент преследует определённую цель. Это способ проверки идей, подтверждение гипотезы, уже возникшей в представлении исследователя. Опыт может выполняться без какой-то конкретной цели, спонтанно.

Различия между опытом и экспериментом

  • Различия между указанными категориями незначительны. Эксперимент проводится впервые, он призван подтвердить гипотезу, а опыт выполняется с заранее определённым результатом. И тот, и другой процесс протекает в управляемых условиях, при активном взаимодействии с объектом исследования.
  • Эксперимент преследует определённую цель. Это способ проверки идей, подтверждение гипотезы, уже возникшей в представлении исследователя. Опыт может выполняться без какой-то конкретной цели, спонтанно.
Актуальность применения опытов и экспериментов ФГОС ДО призывают обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. В системе ДО формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод опытов и экспериментирования .  Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Актуальность применения опытов и экспериментов

  • ФГОС ДО призывают обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.
  • В системе ДО формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод опытов и экспериментирования
  • Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Актуальность темы Метод опытов и экспериментов близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами и объектами. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н.Подьяков, 1995) Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты - словно фокусы. Только загадка фокуса так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяет наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и»Почему?». Как показала практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго

Актуальность темы

  • Метод опытов и экспериментов близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
  • Познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами и объектами.
  • «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н.Подьяков, 1995)
  • Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты - словно фокусы. Только загадка фокуса так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять.
  • Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяет наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и»Почему?». Как показала практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго
 ДОСТОИНСТВА МЕТОДА опытов и ЭКСПЕРИМЕНТОВ:

ДОСТОИНСТВА МЕТОДА опытов

и

ЭКСПЕРИМЕНТОВ:

Обеспечивает интеграцию образовательных областей:

Обеспечивает интеграцию образовательных областей:

Способствует формированию интегративных качеств:

Способствует формированию интегративных качеств:

Опыты и эксперименты развивают

Опыты и эксперименты развивают

  Основной целью опытно-экспериментальной деятельности дошкольного возраста является  развитие свободной творческой личности ребенка Задачи  развития

Основной целью опытно-экспериментальной деятельности дошкольного возраста является развитие свободной творческой личности ребенка

Задачи

развития

Содержание опытно-экспериментальной деятельности реализуется в следующих блоках педагогического процесса

Содержание опытно-экспериментальной деятельности реализуется в следующих блоках педагогического процесса

Опыты и эксперименты их классификация По характеру объектов, используемых в эксперименте По месту проведения опытов По количеству детей По причине их проведения По характеру включения в педагогический процесс По продолжительности По количеству наблюдений за одним и тем же объектом По месту в цикле По характеру мыслительных операций: По характеру познавательной деятельности детей По способу применения в аудитории

Опыты и эксперименты их классификация

  • По характеру объектов, используемых в эксперименте
  • По месту проведения опытов
  • По количеству детей
  • По причине их проведения
  • По характеру включения в педагогический процесс
  • По продолжительности
  • По количеству наблюдений за одним и тем же объектом
  • По месту в цикле
  • По характеру мыслительных операций:
  • По характеру познавательной деятельности детей
  • По способу применения в аудитории

Классификация детского экспериментирования

  • По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы;
  • По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
  • По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин)
  • По месту проведения: в групповой комнате; на участке;
  • По характеру включения в педагогический процесс : эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические
  • По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические
  • По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные
  • По характеру познавательной деятельности детей : иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение познавательных задач;
  • По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;
  • По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам
  • По способу применения : демонстрационные, фронтальные.
Методика проведения опытов и экспериментов Опыт всегда должен строиться: на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда.  Дошкольникам должны быть ясны его задача и цель.  Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным. Во время опыта воспитатель поддерживает интерес к нему, фиксирует наиболее характерные этапы в дневнике наблюдений (в виде рисунков, моделей). Это помогает детям отмечать состояние условий и устанавливать причины изменений.

Методика проведения опытов и экспериментов

  • Опыт всегда должен строиться: на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда.
  • Дошкольникам должны быть ясны его задача и цель.
  • Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным. Во время опыта воспитатель поддерживает интерес к нему, фиксирует наиболее характерные этапы в дневнике наблюдений (в виде рисунков, моделей). Это помогает детям отмечать состояние условий и устанавливать причины изменений.

План проведения опыта: Постановка проблемы Выдвижение гипотез детьми Проведение опыта Вывод

План проведения опыта:

  • Постановка проблемы
  • Выдвижение гипотез детьми
  • Проведение опыта
  • Вывод
Особенности экспериментирования в разных возрастных группах В средней группе благодаря накоплению личного опыта действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. У каждого складывается свой стиль в работе. Он может теперь получать не только два, но иногда и три указания сразу, если действия просты и знакомы. Появляются первые попытки работать самостоятельно. В старшей группе формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Дети, стоящие на пороге шести лет, должны постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так...»,

Особенности экспериментирования в разных возрастных группах

В средней группе благодаря накоплению личного опыта действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. У каждого складывается свой стиль в работе. Он может теперь получать не только два, но иногда и три указания сразу, если действия просты и знакомы. Появляются первые попытки работать самостоятельно.

В старшей группе формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Дети, стоящие на пороге шести лет, должны постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так...»,

«Давайте посмотрим, что будет, если...» Роль воспитателя как умного друга и советчика возрастает. В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми.

«Давайте посмотрим, что будет, если...» Роль воспитателя как умного друга и советчика возрастает.

В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми.

Заключение В заключение хочется привести слова академика К.Е.Тимирязева: «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». В этом, на наш взгляд, заключается актуальность темы детского экспериментирования и опытов.

Заключение

В заключение хочется привести слова академика К.Е.Тимирязева: «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». В этом, на наш взгляд, заключается актуальность темы детского экспериментирования и опытов.

Литература в помощь  Книги издательства «Речь», Санкт-Петербург

Литература в помощь Книги издательства «Речь», Санкт-Петербург

  Шапиро А.И .   «Секреты знакомых предметов. Пузырек воздуха»   «Секреты знакомых предметов. Бумага» «Секреты знакомых предметов. Зеркало» «Секреты знакомых предметов. Гвоздик» «Секреты знакомых предметов. Лужа» «Секреты знакомых предметов. Нитка. Верёвка. Канат» «Секреты знакомых предметов. Свеча» « Знания привыкли передавать ребёнку в основном через глаза и уши. Автор этих книг стремится к тому, чтобы они приходили и через руки, через деятельность, а тем самым мы смогли бы подарить ребёнку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя».

Шапиро А.И .

  • «Секреты знакомых предметов. Пузырек воздуха»
  • «Секреты знакомых предметов. Бумага»
  • «Секреты знакомых предметов. Зеркало»
  • «Секреты знакомых предметов. Гвоздик»
  • «Секреты знакомых предметов. Лужа»
  • «Секреты знакомых предметов. Нитка. Верёвка. Канат»
  • «Секреты знакомых предметов. Свеча»

« Знания привыкли передавать ребёнку в основном через глаза и уши. Автор этих книг стремится к тому, чтобы они приходили и через руки, через деятельность, а тем самым мы смогли бы подарить ребёнку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя».

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» «Ребенок в мире поиска» «Из чего сделаны предметы» «Я узнаю мир»

О.В. Дыбина

  • «Неизведанное рядом»
  • «Ребенок в мире поиска»
  • «Из чего сделаны предметы»
  • «Я узнаю мир»
То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю! китайское изречение Спасибо за внимание

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

китайское изречение

Спасибо за внимание

Разработан ряд мероприятий с детьми по внедрению непосредственно опытно-экспериментальной деятельности подробно описанный в пункте 3.

Разработан ряд мероприятий с детьми по внедрению непосредственно опытно-экспериментальной деятельности подробно описанный в пункте 3.