Понятия «экология» и «культура» становятся ключевыми, помогают
осмысливать ход истории и место человека в природе, сохранять национальные корни культур, менталитет стран и народов, возникший в результате огромного разнообразия взаимодействия человека и природы.
Взаимодействие общества и природы, связанное с ними экосоциальное бытие, отображается в культуре. Формируется область экологической культуры как совокупность духовных ценностей, принципов .правовых норм и потребностей, обеспечивающих оптимизацию взаимодействия общества и природы. Ученые всего мира говорят о необходимости выработки нового, особенного вида культур — экологической, то есть максимально соответствующей биологическим процессам.(14)
Экологическая культура является одним из элементов социальной экологии и, следовательно, основывается на тех же принципах, что и социальная экология в целом, а именно:
- единство системы «природа - общество - человек»
- человек часть природы, и его развитие является фактором изменения
природы.
- человеческая история - часть истории природы, и её преобразование
составляет основу самой человеческой жизни.
- единство истории природы и истории общества (проявляющиеся в
процессе труда). (25)
С учетом этих теоретических основ современной экологии разрабатываются проблемы экологической культуры и её формирования. Рассмотрим сущность экологической культуры и её компоненты.
Необходимым условием формирования экологической культуры является осознание социальной обусловленности взаимоотношений человека с природой.
Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды, своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ей разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценности ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды.
Формирование экологической культуры сложный процесс, который обеспечивается согласованными влияниями права, политики, науки, искусства, образования и просвещения. Формирование экологической культуры личности должно стать непременной частью должности всех систем образования. Это возможно при условии, если в содержание школьного образования будут входить следующие элементы экологической культуры: система знаний о взаимодействии общества и природы, система норм и правил отношения к природе, экологическая ответственность, экологические убеждения и ценностные ориентации.
Система знания о взаимодействии общества и природы. (Экологические знания).
Экологические знания имеют сложный состав, так как рассматривают общество и природу в их взаимодействии. Взаимодействие общества и природы изучается не только естественными науками, но и общественными и техническими. Общественные науки раскрывают цели, которые преследует человек, дают характеристику ценностей, на которые человек опирается или должен опираться в своей деятельности; выявляются те социальные последствия, к которым приводит тот или иной способ природоиспользования. Естественные науки показывают, какие законы действуют в природе независимо от сознания человека, тем самым, выявляя пределы возможного вмешательства человека в ход естественных процессов. В тоже время естественные науки открывают для человека новые принципы взаимодействия с природой. Опираясь на технические науки, человек создаёт новые и совершенствует старые средства воздействия на природу. Эти условия должны быть не только эффективными технологически, но приемлемы с социальной и экологической точки зрения.
Система норм и правил отношения к природе.
Изучая основы наук, ученик должен осознавать социальные и природные причины, которые диктуют определенные нормы и правила профессионального и индивидуального поведения в окружающей среде. Соблюдение норм и правил - есть общественно необходимый акт, так как позволяет сохранить природу для будущих поколений, для завтрашнего дня. Формирование ответственности тесно соприкасается с правовым просвещением школьников. Необходимо довести до сознания школьников, что земля и биосфера принципиально не делимы экологически, и что надо решительно подходить к проблеме частной собственности на землю.
Экологическая ответственность.
Ответственное отношение учащихся к природе является не только целью, но и желаемым результатом экологического воспитания в школе. Экологическая ответственность включает в себя понимание человеком ценностей своего правильного поведения в окружающей природной среде, осознания природы как национального общественного достояния, умение предвидеть последствие поведения, способности опираться на научные знания при выборе решения по отношению к природе. Отношения к природе служат отражением тех критериев и оценок, которые применяются в общение между людьми. Отношение школьника к природе может служить мерилом его культуры, степени его полноценности как гражданина, как человека. Ученые признают и обратную зависимость, полагая, что успехи человечества в деле охраны природы дадут громадный эффект — не только предохранят от гибели природу, но и будут способствовать расцвету человеческой личности, развитие высоких моральных принципов. В общем смысле мы понимаем под экологической ответственностью проявление бережного отношения к окружающей природной среде.