Чебочакова Александра Яковлевна
МБОУ «Таштыпская школа-интернат №1»
учитель начальных классов
«Формирование этнокультурной компетентности младших школьников на уроках математики»
В настоящее время мы столкнулись с этническим парадоксом современности. В обществах разных стран возникло стремление народов сохранить свою самобытность, возродить культуру, осознать значимость этнической идентичности. Проблема межэтнической напряженности особенно актуальна в современной России. В этнопедагогике стоит много актуальных задач по решению проблем взаимопонимания и взаимодействия между представителями различных культур и народов. Одной из важнейших является задача формирования этнокультурной компетентности младшего школьника.
Анализ педагогических исследований показал, что под этнокультурной компетентностью следует понимать - степень проявления человеком знаний, навыков и умений, позволяющих ему правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений с представителями других этнических общностей [2].
Проблемой формирования этнокультурной компетентности у младших школьников занимались такие ученые, как Т. И. Бакланова, О. Д. Мукаева, А. Б. Панькин, В. К. Шаповалов и др.
Помимо этого, значимость этнокультурной составляющей в современной системе образования отражена в ,,Законе об образовании РФ”. Так, ,,Закон об образовании РФ” провозгласил единство культурного и образовательного пространства страны при всемерном содействии развитию национальных культур и региональных культурных традиций [6].
В настоящее время существует потребность современного общества в подготовке младших школьников, обладающих высоким уровнем этнокультурной компетентности и недостаточной разработанностью путей ее формирования в условиях динамично развивающегося образования. Задачей школы становится подготовка личности, гражданина принадлежащего, с одной стороны, к определенномуэтносоциуму, культуре, с другой – гражданина России, мира.
Оптимальным для формирования этнокультурной компетентности посредством уроков математики является младший школьный возраст, сензитивный период ярких новообразований - физических, интеллектуальных, социальных, коммуникативных, межкультурных. Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка изначально в родную для него культуру, а затем и иные культуры. В качестве одной из приоритетной цели начального образования выдвигается формирование этнокультурной компетентности [8].
Исследования ученых и образовательная практика показывают, что становлению этнокультурной личности человека способствует сформированность этнокультурной компетентности учащихся начальных классов. Благоприятными возможностями для формирования этнокультурной компетентности учащихся начальных классов обладают уроки, которые способствуют образованию, воспитанию и социализации детей. Наименее изучены в этом отношении уроки математики, которые выступают не только как средство обучения, но и как средство воспитания учащихся.
Теоретические и методические основы использования этнокультурного компонента на уроках математики изучали современные ученые Республики Хакасия: Н. П. Балахчина, О. В. Доможакова, А. Г. Толмашов.
Если рассматривать проблему этнокультурной компетентности в психолого-педагогическом контексте, то по мнению В. А. Карташева, под этнокультурной компетентностью понимается степень проявления личностью знаний, навыков и умений, позволяющих ей правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений с представителями других этнических общностей, находить адекватные формы сотрудничества с ними с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия [5].
Этнокультурная компетентность позволяет индивиду найти адекватные модели поведения. Способствующие поддержанию атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой результативности в совместной деятельности, а, следовательно, и устранения нетерпимого отношения к людям, отличающимся цветом кожи, языком, ценностями, культурой. Этнокультурная компетентность как объективно – субъективное явление включает в себя готовность школьника изучать различные культуры с целью комфортного существования в полиэтнической среде, преодолевая узости кругозора, постижения взаимовлияния народов. Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка изначально в родную для него, а затем и в иные культуры [4].
Одна из важнейших функций школы - научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам.
На уроках математики эффективное формирование этнокультурной компетентности учащихся начальных классов обеспечивается реализацией педагогических условий:
- систематическое диагностирование уровня сформированности этнокультурной компетентности младших школьников;
- использование этнокультурного материала на разных этапах урока математики;
- использование составления и решения математических задач с этнокультурным содержанием.
Данные педагогические условия, реализуемые на уроках математики, позволят приобрести новые этнокультурные знания, актуализировать и систематизировать имеющиеся, а также определить направленность учащихся на позитивные эмоционально-ценностные проявления и уважительно-толерантные отношения в учебных и реальных ситуациях, ведущих к межкультурному общению и сотрудничеству в поликультурном социуме.
Урок математики в силу своих возможностей раскрывает определенные стороны этнокультурного потенциала. В содержании учебного предмета предлагаются задания, содержащие определенный этнокультурный материал и способствующие усилению значимости этнокультуры перед учащимися начальных классов, подчеркиванию ее роли в поликультурном пространстве России.
Возможности для формирования этнокультурной компетенции на уроках математики, в силу специфики предмета, можно включать лишь количественную характеристику этноса, обогащать и закреплять уже приобретённые знания учащихся.
При обучении математике, учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, целесообразно включать сведения этнического характера в виде пословиц, загадок, считалок и сказок, отражающих многовековую мудрость народа, их быт, обычаи [1].
Широкое применение имеют на уроках математики считалки, загадки, пословицы, поговорки, устная народная нумерация, народные единицы величин. Они содержат богатый числовой материал, который помогает не только считать, но и увидеть связь математики с другими сторонами окружающего мира, выступают как поучительное наследие прежних поколений и как пример образного мышления.
Изучая загадки, пословицы и поговорки с числовым материалом, дети узнают, что математика не является замкнутым в себе миром чисел, величин, формул, а представляет собой важную и неотъемлемую часть того, что окружает человека и во многом помогает ему. Размышляя над народными изречениями, учащиеся видят, что числа входят в народные изречения наравне с другими понятиями, помогая образно и точно выразить самые сложные отношения между людьми, предметами, фактами[3].
Проведение уроков с этнокультурным содержанием: беседа «Приветствия у разных народов»; выполнение заданий, основанных на этнокультурном материале, круглый стол «Символика узоров в вышивках народов России»; выполнение проектных заданий: «Русские узоры», «Хакасский орнамент». Так же на уроках математики можно использовать составление учащимися заданий, связанных с этнокультурной тематикой (творческая работа), беседа «Геометрические фигуры в узорах национальных костюмов», составление из геометрических фигур национального узора (творческая работа), выполнение проекта «Старинные меры величин» и др.
Примеры заданийс этнокультурным материалом для младших школьников в рамках уроков математики для формирования их этнокультурной компетентности по следующим темам:
Тема урока: Решение задач. Пример задачи:
На территории Таштыпского района проживает 15 847 человек, а на территории города Абакан – 179 200 человек. Какова общая численность, проживающая на территории Абакана и Таштыпского района? На сколько человек больше проживает в городе, чем в районе?
В 2014 году 90-летний юбилей отметил наш Таштыпский район. В каком году он образовался?
Тема: Величины. Единицы длины. Километр. Пример задачи:
В Хакасии протекает река Абакан, длина которой 514 км. Сколько это будет в метрах?
Тема: Единицы времени. Секунда. Век.
Империя Чингисхана пала в 1368 г. Сколько лет прошло с тех пор?
Тема: Письменные приемы сложения и вычитания. Например:
По данным статистики на 2016 год в республике Хакасия проживает 536 781 человек. Из них городское население составляло 369 359 человек. Сколько жителей республики проживает в сельской местности?
Государственный природный заповедник «Хакасский» был образован в 1999 года в результате слияния двух других государственных природных заповедников «Чазы» и «Малый Абакан». Сколько лет тому назад произошло это событие?
Тема. Изучение геометрического узора. Знакомство с национальным узором.
При изучении элементов геометрии также использую этнокультурный компонент. По чертежу юрты предлагаю учащимся разные задания: назовите геометрические фигуры, из которых состоит юрта; сколько четырёхугольников; сколько треугольников; сосчитайте, сколько всего геометрических фигур; найдите периметр и площадь прямоугольника.
Изучение геометрического узора. Знакомство с национальным узором.
Посмотрите на данный узор. Из каких элементов состоит?
Обратите внимание, что он симметричен.
Тема: Координатный луч. «Блюда хакасской кухни»
– Напиток из молока лошади М (1,8), Ы (2), У ( 0,5), К (0,2),
С (3)( Кумыс)
– Национальный напиток хакасов Й(0,7), А(0,3), Р (2,4), Н
(4), А(3,2) (Айран)
– Блюдо, изготовленное из молока Х (2,5), О (0,2), П (0,1), Т
(2,3), Э (3)(Потхэ)
Этнокультурный материал для составления задач содержал в себе такие данные, как численность населения основных народов, живущих в Республике Хакасия, площадь территории их проживания; длина рек, площадь озер и др.
На уроках математики можно использовать задачи с краеведческим содержанием. Использовать их можно на уроках закрепления, применения знаний, умений, проверки и контроля, а также на комбинированных уроках. Числовые данные могут быть взяты из тех или иных источников. В процессе работы по использованию на уроках математики задач с этнокультурным материалом можно дополнительно вести специальные тетради и заносить в них всевозможные числовые данные, наиболее ярко иллюстрирующие особенности жизни республики, перспективы развития. Стараться привлекать школьников к составлению и решению жизненно-практических задач. Хорошо проводить математические диктанты, когда учитель использует числовые данные из сведений о республики, городе, селе. Например, в нашей республике проживают - запишите числами: русских, хакасов и др.
Метапредметная интеграция с использованием этнокультурного материала активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории села, города; происхождению фамилий, имён, названию городов, сёл, рек. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает эффективность урока. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала на уроках математики воспитывает в учениках патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию. Задача наших педагогов видится в том, чтобы превратить школу в духовный центр окружающего социального пространства, сохранить и распространить хакасскую культуру и исторические традиции «малой» Родины и при этом дать учащимся качественное, полноценное предметное образование, позволяющее им реализовать себя в жизни, быть адекватным к миру и себе. Развить в каждом воспитаннике социальную и культурную компетентность, способность формированию достойного человека. Применение опыта способствует положительной динамике учебных и творческих достижений учащихся[7].
Использование этнокультурного материала привносит в урок выразительность, эмоциональность, красочность, показывая связь предмета с жизнью хакасского народа, своего села, традиций. На уроках можно проводить физкультминутки под мелодии хакасских песен.
Наша республика Хакасия, многонациональная и многоликая, бурно развивающаяся, современная и богатая старинными традициями, обычаями, уходящими своими корнями в глубину веков. Прекрасный щедрый край, воспетый великими хакасскими писателями и нашими земляками. Край, завораживающий богатством и красотой природы и души народа.
Потенциал нашей школы - творчески одаренные дети. С начальных классов прививается любовь к родному языку, народным песням, традициям народа. Поэтому на уроках нужно использовать элементы регионального компонента. Раскрывать способности, творческий потенциал каждого ученика, расширять знания об истории родного края, развивать и укреплять интерес к предмету, воспитывать патриота, гражданина Республики Хакасия. При этом полностью осуществляются образовательные и воспитательные функции предмета – математика. Так как нужно раскрыть многообразие жизни родного края в предмете.
После проведения занятий с использованием этнокультурного материала уровень этнокультурной компетентности у детей значительно вырос.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что этнокультурную компетентность стоит формироватьначиная с начальных классов, так как в данный период ребенок приобретает первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности, когда еще не сложились стереотипные формы эмоционально-оценочного отношения к представителям других национальностей.
Библиографический список
Арсланбаев И. Г., Салаватова С. С. К Реализации этнокультурной составляющей в обучении математике: опыт научно-образовательной лаборатории / И. Г. Арсланбаев. – [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.scienceforum.ru/2014/545/1722 (дата обращения: 09.02.2016).
Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование как проблема современной педагогической науки / А. Б. Афанасьева // Известия РГПУ им. 167 А. И. Герцена. – 2008. – № 68. – С. 100–116.
Балгазина А. Н. Программа курса «Хакасия-родной край» для изучения в начальных классах в общеобразовательной школе (1-4 классы) / А. Н. Балгазина. - Абакан, 2000.
Биткеев Н. Ц. Народное творчество как средство формирования этнического самосознания учащихся начальной школы / Н. Ц. Биткеев // Начальная школа. – 2000. – № 11. – С. 36–42.
Газман О. С. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения / О. С. Газман // Педагогика. – 2002. – № 6. – С. 51–59.
Григорьева М. И. Этнокультурное образование: сущность, подходы, опыт реализации / М. И. Григорьева, Н. Н. Журавлева. – Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – № 2 (6) [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://rus.neicon.ru (дата обращения: 23.02.2016).
Земляченко Л. В. Использование игровых технологий в этнокультурной социализации младших школьников / Л. В. Земляченко // Начальная школа плюс До и После. – 2013. – № 4. – С. 41–45.
Кучегура М. А. Этнокультурный компонент в структуре и содержании начального образования / М. А. Кучегура // Начальная школа. – 2004. – № 11. – С. 106-107.
4