СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование этнокультурной компетентности младших школьников на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему "Формирование этнокультурной компетентности младших школьников на уроках математики"

Просмотр содержимого документа
«Формирование этнокультурной компетентности младших школьников на уроках математики»

Чебочакова Александра Яковлевна

МБОУ «Таштыпская школа-интернат №1»

учитель начальных классов



«Формирование этнокультурной компетентности младших школьников на уроках математики»


В настоящее время мы столкнулись с этническим парадоксом современности. В обществах разных стран возникло стремление народов сохранить свою самобытность, возродить культуру, осознать значимость этнической идентичности. Проблема межэтнической напряженности особенно актуальна в современной России. В этнопедагогике стоит много актуальных задач по решению проблем взаимопонимания и взаимодействия между представителями различных культур и народов. Одной из важнейших является задача формирования этнокультурной компетентности младшего школьника.

Анализ педагогических исследований показал, что под этнокультурной компетентностью следует понимать - степень проявления человеком знаний, навыков и умений, позволяющих ему правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений с представителями других этнических общностей [2].

Проблемой формирования этнокультурной компетентности у младших школьников занимались такие ученые, как Т. И. Бакланова, О. Д. Мукаева, А. Б. Панькин, В. К. Шаповалов и др.

Помимо этого, значимость этнокультурной составляющей в современной системе образования отражена в ,,Законе об образовании РФ”. Так, ,,Закон об образовании РФ” провозгласил единство культурного и образовательного пространства страны при всемерном содействии развитию национальных культур и региональных культурных традиций [6].

В настоящее время существует потребность современного общества в подготовке младших школьников, обладающих высоким уровнем этнокультурной компетентности и недостаточной разработанностью путей ее формирования в условиях динамично развивающегося образования. Задачей школы становится подготовка личности, гражданина принадлежащего, с одной стороны, к определенномуэтносоциуму, культуре, с другой – гражданина России, мира.

Оптимальным для формирования этнокультурной компетентности посредством уроков математики является младший школьный возраст, сензитивный период ярких новообразований - физических, интеллектуальных, социальных, коммуникативных, межкультурных. Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка изначально в родную для него культуру, а затем и иные культуры. В качестве одной из приоритетной цели начального образования выдвигается формирование этнокультурной компетентности [8].

Исследования ученых и образовательная практика показывают, что становлению этнокультурной личности человека способствует сформированность этнокультурной компетентности учащихся начальных классов. Благоприятными возможностями для формирования этнокультурной компетентности учащихся начальных классов обладают уроки, которые способствуют образованию, воспитанию и социализации детей. Наименее изучены в этом отношении уроки математики, которые выступают не только как средство обучения, но и как средство воспитания учащихся.

Теоретические и методические основы использования этнокультурного компонента на уроках математики изучали современные ученые Республики Хакасия: Н. П. Балахчина, О. В. Доможакова, А. Г. Толмашов.

Если рассматривать проблему этнокультурной компетентности в психолого-педагогическом контексте, то по мнению В. А. Карташева, под этнокультурной компетентностью понимается степень проявления личностью знаний, навыков и умений, позволяющих ей правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений с представителями других этнических общностей, находить адекватные формы сотрудничества с ними с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия [5].

Этнокультурная компетентность позволяет индивиду найти адекватные модели поведения. Способствующие поддержанию атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой результативности в совместной деятельности, а, следовательно, и устранения нетерпимого отношения к людям, отличающимся цветом кожи, языком, ценностями, культурой. Этнокультурная компетентность как объективно – субъективное явление включает в себя готовность школьника изучать различные культуры с целью комфортного существования в полиэтнической среде, преодолевая узости кругозора, постижения взаимовлияния народов. Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка изначально в родную для него, а затем и в иные культуры [4].

Одна из важнейших функций школы - научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам.

На уроках математики эффективное формирование этнокультурной компетентности учащихся начальных классов обеспечивается реализацией педагогических условий:

- систематическое диагностирование уровня сформированности этнокультурной компетентности младших школьников;

- использование этнокультурного материала на разных этапах урока математики;

- использование составления и решения математических задач с этнокультурным содержанием.

Данные педагогические условия, реализуемые на уроках математики, позволят приобрести новые этнокультурные знания, актуализировать и систематизировать имеющиеся, а также определить направленность учащихся на позитивные эмоционально-ценностные проявления и уважительно-толерантные отношения в учебных и реальных ситуациях, ведущих к межкультурному общению и сотрудничеству в поликультурном социуме.

Урок математики в силу своих возможностей раскрывает определенные стороны этнокультурного потенциала. В содержании учебного предмета предлагаются задания, содержащие определенный этнокультурный материал и способствующие усилению значимости этнокультуры перед учащимися начальных классов, подчеркиванию ее роли в поликультурном пространстве России.

Возможности для формирования этнокультурной компетенции на уроках математики, в силу специфики предмета, можно включать лишь количественную характеристику этноса, обогащать и закреплять уже приобретённые знания учащихся.

При обучении математике, учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, целесообразно включать сведения этнического характера в виде пословиц, загадок, считалок и сказок, отражающих многовековую мудрость народа, их быт, обычаи [1].

Широкое применение имеют на уроках математики считалки, загадки, пословицы, поговорки, устная народная нумерация, народные единицы величин. Они содержат богатый числовой материал, который помогает не только считать, но и увидеть связь математики с другими сторонами окружающего мира, выступают как поучительное наследие прежних поколений и как пример образного мышления.

Изучая загадки, пословицы и поговорки с числовым материалом, дети узнают, что математика не является замкнутым в себе миром чисел, величин, формул, а представляет собой важную и неотъемлемую часть того, что окружает человека и во многом помогает ему. Размышляя над народными изречениями, учащиеся видят, что числа входят в народные изречения наравне с другими понятиями, помогая образно и точно выразить самые сложные отношения между людьми, предметами, фактами[3].

Проведение уроков с этнокультурным содержанием: беседа «Приветствия у разных народов»; выполнение заданий, основанных на этнокультурном материале, круглый стол «Символика узоров в вышивках народов России»; выполнение проектных заданий: «Русские узоры», «Хакасский орнамент». Так же на уроках математики можно использовать составление учащимися заданий, связанных с этнокультурной тематикой (творческая работа), беседа «Геометрические фигуры в узорах национальных костюмов», составление из геометрических фигур национального узора (творческая работа), выполнение проекта «Старинные меры величин» и др.

Примеры заданийс этнокультурным материалом для младших школьников в рамках уроков математики для формирования их этнокультурной компетентности по следующим темам:

Тема урока: Решение задач. Пример задачи:

  1. На территории Таштыпского района проживает 15 847 человек, а на территории города Абакан – 179 200 человек. Какова общая численность, проживающая на территории Абакана и Таштыпского района? На сколько человек больше проживает в городе, чем в районе?

  2. В 2014 году 90-летний юбилей отметил наш Таштыпский район. В каком году он образовался?

Тема: Величины. Единицы длины. Километр. Пример задачи:

  1. В Хакасии протекает река Абакан, длина которой 514 км. Сколько это будет в метрах?

Тема: Единицы времени. Секунда. Век.

  1. Империя Чингисхана пала в 1368 г. Сколько лет прошло с тех пор?

Тема: Письменные приемы сложения и вычитания. Например:

  1. По данным статистики на 2016 год в республике Хакасия проживает 536 781 человек. Из них городское население составляло 369 359 человек. Сколько жителей республики проживает в сельской местности?

  2. Государственный природный заповедник «Хакасский» был образован в 1999 года в результате слияния двух других государственных природных заповедников «Чазы» и «Малый Абакан». Сколько лет тому назад произошло это событие?

Тема. Изучение геометрического узора. Знакомство с национальным узором.

При изучении элементов геометрии также использую этнокультурный компонент. По чертежу юрты предлагаю учащимся разные задания: назовите геометрические фигуры, из которых состоит юрта; сколько четырёхугольников; сколько треугольников; сосчитайте, сколько всего геометрических фигур; найдите периметр и площадь прямоугольника.

Изучение геометрического узора. Знакомство с национальным узором.

Посмотрите на данный узор. Из каких элементов состоит?

Обратите внимание, что он симметричен.

Тема: Координатный луч. «Блюда хакасской кухни»

– Напиток из молока лошади М (1,8), Ы (2), У ( 0,5), К (0,2),

С (3)( Кумыс)

– Национальный напиток хакасов Й(0,7), А(0,3), Р (2,4), Н

(4), А(3,2) (Айран)

– Блюдо, изготовленное из молока Х (2,5), О (0,2), П (0,1), Т

(2,3), Э (3)(Потхэ)

Этнокультурный материал для составления задач содержал в себе такие данные, как численность населения основных народов, живущих в Республике Хакасия, площадь территории их проживания; длина рек, площадь озер и др.

На уроках математики можно использовать задачи с краеведческим содержанием. Использовать их можно на уроках закрепления, применения знаний, умений, проверки и контроля, а также на комбинированных уроках. Числовые данные могут быть взяты из тех или иных источников. В процессе работы по использованию на уроках математики задач с этнокультурным материалом можно дополнительно вести специальные тетради и заносить в них всевозможные числовые данные, наиболее ярко иллюстрирующие особенности жизни республики, перспективы развития. Стараться привлекать школьников к составлению и решению жизненно-практических задач. Хорошо проводить математические диктанты, когда учитель использует числовые данные из сведений о республики, городе, селе. Например, в нашей республике проживают - запишите числами: русских, хакасов и др.

Метапредметная интеграция с использованием этнокультурного материала активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории села, города; происхождению фамилий, имён, названию городов, сёл, рек. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает эффективность урока. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала на уроках математики воспитывает в учениках патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию. Задача наших педагогов видится в том, чтобы превратить школу в духовный центр окружающего социального пространства, сохранить и распространить хакасскую культуру и исторические традиции «малой» Родины и при этом дать учащимся качественное, полноценное предметное образование, позволяющее им реализовать себя в жизни, быть адекватным к миру и себе. Развить в каждом воспитаннике социальную и культурную компетентность, способность формированию достойного человека. Применение опыта способствует положительной динамике учебных и творческих достижений учащихся[7].

Использование этнокультурного материала привносит в урок выразительность, эмоциональность, красочность, показывая связь предмета с жизнью хакасского народа, своего села, традиций. На уроках можно проводить физкультминутки под мелодии хакасских песен.

Наша республика Хакасия, многонациональная и многоликая, бурно развивающаяся, современная и богатая старинными традициями, обычаями, уходящими своими корнями в глубину веков. Прекрасный щедрый край, воспетый великими хакасскими писателями и нашими земляками. Край, завораживающий богатством и красотой природы и души народа.

Потенциал нашей школы - творчески одаренные дети. С начальных классов прививается любовь к родному языку, народным песням, традициям народа. Поэтому на уроках нужно использовать элементы регионального компонента. Раскрывать способности, творческий потенциал каждого ученика, расширять знания об истории родного края, развивать и укреплять интерес к предмету, воспитывать патриота, гражданина Республики Хакасия. При этом полностью осуществляются образовательные и воспитательные функции предмета – математика. Так как нужно раскрыть многообразие жизни родного края в предмете.

После проведения занятий с использованием этнокультурного материала уровень этнокультурной компетентности у детей значительно вырос.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что этнокультурную компетентность стоит формироватьначиная с начальных классов, так как в данный период ребенок приобретает первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности, когда еще не сложились стереотипные формы эмоционально-оценочного отношения к представителям других национальностей.


Библиографический список


  1. Арсланбаев И. Г., Салаватова С. С. К Реализации этнокультурной составляющей в обучении математике: опыт научно-образовательной лаборатории / И. Г. Арсланбаев. – [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.scienceforum.ru/2014/545/1722 (дата обращения: 09.02.2016).

  2. Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование как проблема современной педагогической науки / А. Б. Афанасьева // Известия РГПУ им. 167 А. И. Герцена. – 2008. – № 68. – С. 100–116.

  3. Балгазина А. Н. Программа курса «Хакасия-родной край» для изучения в начальных классах в общеобразовательной школе (1-4 классы) / А. Н. Балгазина. - Абакан, 2000.

  4. Биткеев Н. Ц. Народное творчество как средство формирования этнического самосознания учащихся начальной школы / Н. Ц. Биткеев // Начальная школа. – 2000. – № 11. – С. 36–42.

  5. Газман О. С. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения / О. С. Газман // Педагогика. – 2002. – № 6. – С. 51–59.

  6. Григорьева М. И. Этнокультурное образование: сущность, подходы, опыт реализации / М. И. Григорьева, Н. Н. Журавлева. – Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – № 2 (6) [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://rus.neicon.ru (дата обращения: 23.02.2016).

  7. Земляченко Л. В. Использование игровых технологий в этнокультурной социализации младших школьников / Л. В. Земляченко // Начальная школа плюс До и После. – 2013. – № 4. – С. 41–45.

  8. Кучегура М. А. Этнокультурный компонент в структуре и содержании начального образования / М. А. Кучегура // Начальная школа. – 2004. – № 11. – С. 106-107.


4