СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование фонематического слуха — залог успешной коррекции звукопроизношения

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация предназначена для воспитателей. Взаимодействие учителя-логопда и воспитателя.

Просмотр содержимого документа
«Формирование фонематического слуха — залог успешной коррекции звукопроизношения»

Формирование фонематического слуха — залог успешной коррекции звукопроизношения

А.Р.Лурия отмечал, что « поражения вторичных систем левой височной области коры приводят, прежде всего, к распаду фонематического слуха и нарушению лексических компонентов высказывания… Больные с таким поражением перестают узнавать отдельные фонемы...»

Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка.

Фонематическое восприятие – процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков. Физиологическая основа – сложные условно-рефлекторные связи.

Фонематический анализ – мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение – слова – слога – звуки) или мысленное выделение отдельных фонем, установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам.

Фонематический синтез – мысленный процесс соединения частей в целое. Процесс противопо­ложный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.



1. МИР ЗВУКОВ. СЛУХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ, МУЗЫКАЛЬНЫЙ, ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ.

Если ребёнок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, – то у него всё в порядке с физиологическим слухом.

А теперь у ребенка в руках деревянные ложки или бубен, и он не нарушит ритмического рисунка русской народной песни "Во поле береза стояла..." – у него восхитительный музыкальный слух .

Вот дошкольник без ошибок раскладывает картинки в две стопки: в одну – с первым звуком [С] , в другую – со звуком [3] , – у ребенка сформированный фонематический слух. Это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.

Фонем.слух – это естественный звуковой анализ. Это умение различать звуки родного языка.(1,7) От развития фонематического слуха зависит формирование фон.восприятия – искусственного звукового анализа ( определять наличие или отсутствие звука в слове, определять местоположение, определять последовательность звуков в слове). Без хорошо развитого фонематического слуха невозможно формирование фонематического восприятия, которое необходимо для начальной ступени подготовки детей грамоте.

Поступление ребёнка в школу – важный жизненный этап. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Детский сад является первой ступенью в системе народного образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школьной жизни.

Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа. Все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Без развития ФС невозможно сформировать ФВ, а без ФВ невозможно овладеть навыками звукового анализа, необходимого для обучения грамоте.

Коррекционная работа по развитию фонематического слуха ведётся в след, направлениях:

1. Развитие ФС на неречевых звуках.

Различение неречевых звуков: громкие – тихие, долгие (длинные) – короткие, высокие – низкие.

Звучание музыкальных инструментов.

2.Развитие ФС на речевых звуках.

Основные образовательные задачи по данному направлению коррекционной работы:

  • сформировать у детей системы чётко различаемых, противопоставляемых друг другу фонем;

  • научить произносить слова различной слоговой сложности;

  • научить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности ребенка – это игра. Занимательная игровая ситуация помогает ребёнку комфортно и эффективно развивать ФС на индивидуальных, групповых и фронтальных занятиях.

Предлагаемые вам игры и игровые упражнения на развитие ФС построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий.

Развитый ФС является непременным условием успешного обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности ФС является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития.

Желаю коллегам творческих успехов в коррекционной работе с детьми, страдающими недоразвитием фонематического слуха!



































Литература:

Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие. – (сост. Шматко Н.Д.) – М., 1997, с.88–89.
Игры в логопедической работе с детьми. (Под ред. Селиверстова В./I.) – М., 1974 , с. 15–32.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988, с.42–63.

Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1987.

Основы логопедической работы с детьми. / Под ред. Г.В.Чиркиной. –М.: АРКТИ, 2002.

Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе

для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.

Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для

детей с нарушениями речи / Под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М.: Секачев В.Ю.,

2000.

Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском

саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.