Формирование фонематического слуха — залог успешной коррекции звукопроизношения
А.Р.Лурия отмечал, что « поражения вторичных систем левой височной области коры приводят, прежде всего, к распаду фонематического слуха и нарушению лексических компонентов высказывания… Больные с таким поражением перестают узнавать отдельные фонемы...»
Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка.
Фонематическое восприятие – процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков. Физиологическая основа – сложные условно-рефлекторные связи.
Фонематический анализ – мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение – слова – слога – звуки) или мысленное выделение отдельных фонем, установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам.
Фонематический синтез – мысленный процесс соединения частей в целое. Процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.
1. МИР ЗВУКОВ. СЛУХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ, МУЗЫКАЛЬНЫЙ, ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ.
Если ребёнок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, – то у него всё в порядке с физиологическим слухом.
А теперь у ребенка в руках деревянные ложки или бубен, и он не нарушит ритмического рисунка русской народной песни "Во поле береза стояла..." – у него восхитительный музыкальный слух .
Вот дошкольник без ошибок раскладывает картинки в две стопки: в одну – с первым звуком [С] , в другую – со звуком [3] , – у ребенка сформированный фонематический слух. Это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.
Фонем.слух – это естественный звуковой анализ. Это умение различать звуки родного языка.(1,7) От развития фонематического слуха зависит формирование фон.восприятия – искусственного звукового анализа ( определять наличие или отсутствие звука в слове, определять местоположение, определять последовательность звуков в слове). Без хорошо развитого фонематического слуха невозможно формирование фонематического восприятия, которое необходимо для начальной ступени подготовки детей грамоте.
Поступление ребёнка в школу – важный жизненный этап. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Детский сад является первой ступенью в системе народного образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школьной жизни.
Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа. Все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Без развития ФС невозможно сформировать ФВ, а без ФВ невозможно овладеть навыками звукового анализа, необходимого для обучения грамоте.
Коррекционная работа по развитию фонематического слуха ведётся в след, направлениях:
1. Развитие ФС на неречевых звуках.
Различение неречевых звуков: громкие – тихие, долгие (длинные) – короткие, высокие – низкие.
Звучание музыкальных инструментов.
2.Развитие ФС на речевых звуках.
Основные образовательные задачи по данному направлению коррекционной работы:
сформировать у детей системы чётко различаемых, противопоставляемых друг другу фонем;
научить произносить слова различной слоговой сложности;
научить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности ребенка – это игра. Занимательная игровая ситуация помогает ребёнку комфортно и эффективно развивать ФС на индивидуальных, групповых и фронтальных занятиях.
Предлагаемые вам игры и игровые упражнения на развитие ФС построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий.
Развитый ФС является непременным условием успешного обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности ФС является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития.
Желаю коллегам творческих успехов в коррекционной работе с детьми, страдающими недоразвитием фонематического слуха!
Литература:
Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие. – (сост. Шматко Н.Д.) – М., 1997, с.88–89.
Игры в логопедической работе с детьми. (Под ред. Селиверстова В./I.) – М., 1974 , с. 15–32.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988, с.42–63.
Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1987.
Основы логопедической работы с детьми. / Под ред. Г.В.Чиркиной. –М.: АРКТИ, 2002.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе
для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.
Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для
детей с нарушениями речи / Под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М.: Секачев В.Ю.,
2000.
Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском
саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.