СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование гражданской идентичности на уроках литературы в 5-6-х классах

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Огромное значение в воспитании гражданской идентичности имеет литература. Материал предназначен для учителей литературы.

Просмотр содержимого документа
«Формирование гражданской идентичности на уроках литературы в 5-6-х классах»

Региональная научно-практическая конференция

«Формирование гражданской идентичности

в контексте приоритетов ФГОС начального и общего образования»







Формирование гражданской идентичности

на уроках литературы в 5-6-х классах




Гимазетдинова Ильсияр Назыхаровна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «СОШ №2» Менделеевского муниципального района РТ














Апрель 2017 года

Вопрос о воспитании гражданской идентичности становится сегодня особенно актуальным. В период становления гражданской идентичности важнейшее значение имеет формирование и развитие таких качеств личности, которые составляют основу гражданской культуры личности, как патриотизм, гражданственность, политическая и правовая культуры. Без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Человек вне патриотизма — это  человек вне истории, вне духовного бытия, человек, лишенный человеческих свойств.

Огромное значение в воспитании гражданской идентичности имеет литература. В стандартах основного общего образования по литературе сказано: «Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры…». «Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества».

Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы.

У литературы немало образцов патриотизма. Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. Отдельным блокам стоят произведения о родной природе, об отношении человека к природе. Литература народов России закладывает чувство уважения к культуре других народов. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте.

В рассказе А.Платонова «Никита» (5 класс) главный герой активно познает окружающий его мир. Отец считает, что у Никиты “доброе сердце”. В характере ребенка есть и сострадание, и сочувствие, и доброта. Однако Никита нуждается в защите и в родительской любви, чтобы проявилось все то хорошее, что заложено в нем. Природные качества Никиты могут послужить как во зло, так и во благо мира. Все зависит от того, насколько мир взрослых окажется способным защитить неокрепшую душу ребенка, избавить маленького человека от “сиротства”. Если мальчик защищен любовью родителей, их вниманием и заботой, тогда его смелость, находчивость, живое воображение служат во благо мира, а не во зло. В словах Никиты заключается идеал писателя: “Давай все трудом работать, и все живые будут”.

В рассказе «Неизвестный цветок» А.Платонова (6 класс) раскрывается нравственная красота человека. Сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие –  это очень важные качества человеческой души. Произведением А.Платонов передает мудрость, веками хранимую русским народом: «Каждый человек должен любить место, где он родился. Наша Родина – главное для нас».

В 6-м классе изучается произведение Михаила Пришвина «Кладовая солнца». Прием слияния сказочного и реального дал возможность писателю выразить свою мечту о высоком назначении человека, о его ответственности перед всем живым на земле. Раскрытие человека через природу, через отношение человека к природе лежит в основе произведения. «Правда» жизни, ее важнейшей смысл заключается в единстве человека и природы, в родственном мудром отношении человека к природе.

Учитель средствами литературы может помочь школьнику осознать, что в мире существует множество ценностей, что некоторые из этих ценностей отличаются от их собственных, что любые ценности коренятся в традициях того или иного народа и являются для него закономерным результатом его опыта и исторического развития.  Именно художественное слово помогает, во-первых, понять нравственно-эстетические ценности культуры своего народа и человечества в целом. Во-вторых, художественное слово как вид искусства способствует глубокому, личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, параллельно проходит процесс общего и нравственного развития личности ребенка, его воспитание.







Литература


1. Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения.

2. Стандарт основного общего образования по литературе

3. Интернет-ресурсы