Региональная научно-практическая конференция
«Формирование гражданской идентичности
в контексте приоритетов ФГОС начального и общего образования»
Формирование гражданской идентичности
на уроках литературы в 5-6-х классах
Гимазетдинова Ильсияр Назыхаровна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «СОШ №2» Менделеевского муниципального района РТ
Апрель 2017 года
Вопрос о воспитании гражданской идентичности становится сегодня особенно актуальным. В период становления гражданской идентичности важнейшее значение имеет формирование и развитие таких качеств личности, которые составляют основу гражданской культуры личности, как патриотизм, гражданственность, политическая и правовая культуры. Без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Человек вне патриотизма — это человек вне истории, вне духовного бытия, человек, лишенный человеческих свойств.
Огромное значение в воспитании гражданской идентичности имеет литература. В стандартах основного общего образования по литературе сказано: «Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры…». «Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества».
Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы.
У литературы немало образцов патриотизма. Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. Отдельным блокам стоят произведения о родной природе, об отношении человека к природе. Литература народов России закладывает чувство уважения к культуре других народов. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте.
В рассказе А.Платонова «Никита» (5 класс) главный герой активно познает окружающий его мир. Отец считает, что у Никиты “доброе сердце”. В характере ребенка есть и сострадание, и сочувствие, и доброта. Однако Никита нуждается в защите и в родительской любви, чтобы проявилось все то хорошее, что заложено в нем. Природные качества Никиты могут послужить как во зло, так и во благо мира. Все зависит от того, насколько мир взрослых окажется способным защитить неокрепшую душу ребенка, избавить маленького человека от “сиротства”. Если мальчик защищен любовью родителей, их вниманием и заботой, тогда его смелость, находчивость, живое воображение служат во благо мира, а не во зло. В словах Никиты заключается идеал писателя: “Давай все трудом работать, и все живые будут”.
В рассказе «Неизвестный цветок» А.Платонова (6 класс) раскрывается нравственная красота человека. Сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие – это очень важные качества человеческой души. Произведением А.Платонов передает мудрость, веками хранимую русским народом: «Каждый человек должен любить место, где он родился. Наша Родина – главное для нас».
В 6-м классе изучается произведение Михаила Пришвина «Кладовая солнца». Прием слияния сказочного и реального дал возможность писателю выразить свою мечту о высоком назначении человека, о его ответственности перед всем живым на земле. Раскрытие человека через природу, через отношение человека к природе лежит в основе произведения. «Правда» жизни, ее важнейшей смысл заключается в единстве человека и природы, в родственном мудром отношении человека к природе.
Учитель средствами литературы может помочь школьнику осознать, что в мире существует множество ценностей, что некоторые из этих ценностей отличаются от их собственных, что любые ценности коренятся в традициях того или иного народа и являются для него закономерным результатом его опыта и исторического развития. Именно художественное слово помогает, во-первых, понять нравственно-эстетические ценности культуры своего народа и человечества в целом. Во-вторых, художественное слово как вид искусства способствует глубокому, личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, параллельно проходит процесс общего и нравственного развития личности ребенка, его воспитание.
Литература
1. Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения.
2. Стандарт основного общего образования по литературе
3. Интернет-ресурсы