Михайлова Т.М., учитель начальных классов, МКОУ «Березовская ООШ»
Формирование и оценка познавательных УУД средствами внеурочной деятельности
В процессе образования важнейшие человеческие способности передаются педагогами и приобретаются обучающимися в виде универсальных учебных действий. Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат школьного образования. В значительной степени достижение образовательного результата связано с развитием метапредметных универсальных учебных действий. Обладая метапредметными УУД, обучающийся не только решает учебно-познавательные и учебно-практические задачи, но и осознаёт способы действия, которые он применил.
Для построения системы развивающей педагогической работы и отслеживания её результативности необходимо, чтобы все формулировки УУД были уточнены и конкретизированы, превращены в педагогические задачи и показатели мониторинга.
Развитие УУД – это процесс довольно длительный. Нельзя ожидать, что уже в 1 классе ребёнок сможет оперировать метапредметными способами, легко выстраивая их в разные учебные задачи. Также наивно предполагать, что это умение формируется одномоментно, в результате прямого объяснения или тренировки. Поэтому, в течение всех лет обучения в начальной школе, должна быть выстроена система работы по поэтапному формированию УУД.
Так в 1 классе предметом мониторинга познавательных УУД являются 6 умений. (Умения осуществлять логические действия анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, умение устанавливать причинно-следственные связи).
В течение 1 класса я веду «Карту наблюдения УУД». (См. приложение №1). А в конце учебного года будет проведён мониторинг формирования и развития УУД, с помощью учебно-методического комплекта диагностических материалов Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая «Учимся учиться и действовать.
Данные мониторинга будут включены в портфолио ребёнка как отражение динамики его развития. На основе данных мониторинга можно проводить целенаправленную работу по реализации индивидуального подхода к обучению каждого ребёнка, провести коррекцию темпа прохождения учебной программы, методов и форм организации учебной деятельности. (См. приложение №2).
Работа по формированию УУД ведётся с самого начала 1 класса, помочь в этом может внеурочная деятельность. Цель программы кружка «Умники и умницы»: развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий.
Я предлагаю методическую разработку занятия кружка «Умники и умницы» 1 класс.
Фаза вызова.
- У меня в руках волшебная палочка, она сегодня поможет нам провести занятие. Сейчас я взмахну палочкой и она нас отправит в одну замечательную сказку.
Давайте закроем глаза. (Звучит музыка). Слайд 2. Представьте, что мы садимся на ковёр-самолёт, поднимаемся вверх, летим над лесами, полями и приземляемся на сказочную полянку. (Открывают глаза, перед глазами сказочная полянка, на которой находятся бабочки и цветочки с написанными на них буквами).
- Кто нас встречает? Сейчас они нам откроют дверь в сказку, но сначала они хотят, чтобы мы с ними поиграли. А поможет нам волшебная палочка. Кого она заденет, тот выходит и выполняет её задание.
(Расселить по домикам. Красный цветок, жёлтая бабочка, фиолетовая бабочка, фиолетовый цветок, оранжевый цветок, синий цветок, жёлтый цветок, голубой цветок, зелёный цветок). (См. приложение №3).
- Что получилось? (Улыбнись). Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи – ведь с маленькой удачи начинается большой успех!
- А герои сказки нас уже заждались. Отгадайте, кто это?
Девчушка в коробе сидит, далеко она глядит.
Кто несёт её, ответь, быстрыми шагами?
А несёт её медведь, вместе с пирогами. (Машенька и Медведь). Слайд 3.
- Волшебная палочка нас пригласила в сказку с какой-то целью. Давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Маша и Медведь» («Первый раз в первый класс») и попробуем определить, зачем нас сюда пригласили.
- Машеньке задали задание, она просит помощи.
II. Фаза решения учебных задач.
1 задание. (Выполняется на интерактивной доске).
- Что здесь изображено? (Геометрические фигуры). Слайд 4.
(1 человек выполняет задание у доски, остальные оценивают его с помощью сигнализаторов – красный, зелёный).
- Возьми синий маркер и подчеркни все синие фигуры, чёрным маркером – все круги, красным маркером – все четырёхугольники, зелёным маркером – все маленькие фигуры, цветным пером – две одинаковые фигуры).
(Проводится гимнастика для глаз, рассматривание стереокартинок).
2 задание. Его мы будем выполнять по группам.
- Найти закономерность и создать недостающий рисунок из отдельных элементов. (См. приложение №4). Распределите обязанности. Выбирайте необходимые детали и наклеивайте на альбомный лист. (Получившуюся работу необходимо сфотографировать).
Физкультминутка. (Исполняется танец под песенку «Виноватая тучка»).
3 задание. Игра «4 лишний», проводится с помощью пультов программы «PROCIass». (См. электронное приложение). (Дети объясняют свой выбор).
- Мы выполнили все задания Машеньки, нужно возвращаться из сказки. Машенька нам расскажет дорогу, чтобы добраться до ковра-самолёта, а мы эту дорожку нарисуем. (Проводится гимнастика для рук).
- От начальной точки 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо. Продолжите самостоятельно.
- Теперь мы знаем дорогу, давайте попрощаемся с Машенькой и Медведем и что-нибудь им пожелаем. Слайд 5.
- Мы знаем секрет здоровья, давайте им расскажем. Нам герои на память дарят раскраски. (См. приложение №5).
III. Фаза рефлексии.
- Мы добрались до сказочной полянки, а бабочки опять хотят с нами поиграть. Расселить по домикам бабочек в том порядке, в котором идут цвета радуги.
- Что у нас получилось? (Молодцы!)
- Нам пора возвращаться домой. Сейчас я взмахну волшебной палочкой, а вы закройте глазки. (Звучит музыка). Слайд 6.
- Мы садимся на ковёр-самолёт, поднимаемся над полянкой и полетели домой.
- Наше занятие подошло к концу, давайте оценим его с помощью «Светофора». Слайд 7. (Проводится с использованием интерактивной доски).
Красный свет – занятие не понравилось, было не интересно, трудно.
Жёлтый свет – затрудняетесь ответить.
Зелёный свет – занятие понравилось, было интересно, комфортно.
- Что вам понравилось на занятии больше всего?