Клокова Е. Е. понедельник, 14 апреля 2014 г.
Формирование ИКТ компетентностей студента в рамках ФГОС, как одна из составляющих саморазвития личности студента.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет развитие личности обучающегося как цель и основной результат образования. Одним из условий ФГОС является создание в ОУ ИКТ-насыщенной информационно-образовательной среды, как системы информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.
Портрет выпускника, создаваемый ФГОС, несомненно, привлекателен. Этот выпускник обладает не только запасом знаний, но и позицией, компетенциями, способностями эффективно работать в информационно-образовательной среде, готовностью к постоянному обновлению и даже преобразованию своего знания в условиях постоянно меняющегося мира. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями студентов в выстроенной информационно-образовательной среде.
В настоящее время не только педагогическое сообщество, но и общество в целом понимает, что компьютер представляет собой важнейший элемент образования, а эффективное использование информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе каждым учителем-предметником – актуальная и интересная тема, и следовательно, педагоги должны продолжать постоянно совершенствовать ИКТ-компетентность, как часть профессиональной компетентности.
В первую очередь необходимо отметить, что компетентность студента в сфере ИКТ связана с множеством факторов. Причем наиболее значимыми в данном случае являются не столько социально-стратификационные (факторы неравенства) и демографические факторы (образовательный статус семьи, пол, регион проживания), сколько факторы, связанные непосредственно с организацией образовательного процесса (своеобразие образовательной среды образовательных организаций, статус образовательных организаций, квалификация педагогических кадров, академическая успеваемость школьников и др.). Общий принцип формирования ИКТ-компетентности состоит в том, что и конкретные технологические умения и навыки, и универсальные учебные действия, по возможности, формируются в ходе их применения, осмысленного с точки зрения учебных задач, стоящих перед студентами в различных предметах.
Элементами образовательной ИКТ - компетентности являются:
Обращение с устройствами ИКТ, обеспечивающими внешнее представление информации и коммуникацию между людьми:
понимание основных принципов работы устройств ИКТ;
подключение устройств ИКТ к электрической сети, использование аккумуляторов;
включение и выключение устройств ИКТ. Вход в операционную систему;
базовые действия с экранными объектами;
соединение устройств ИКТ с использованием проводных и беспроводных технологий;
информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
вход в информационную среду учреждения, в том числе – через Интернет, средства безопасности входа. Размещение информационного объекта (сообщения) в информационной среде;
обеспечение надежного функционирования устройств ИКТ;
вывод информации на бумагу и в трехмерную материальную среду (печать). Обращение с расходными материалами;
использование основных законов восприятия, обработки и хранения информации человеком;
соблюдение требований техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности, учитывающие специфику работы со светящимся экраном, в том числе – отражающим, и с несветящимся отражающим экраном.
Указанные умения формируются преимущественно в предметной области «Информатика и ИКТ».
Фиксация, запись изображений и звуков, их обработка
цифровая фотография, трехмерное сканирование, цифровая звукозапись, цифровая видеосъемка;
создание мультипликации как последовательности фотоизображений;
обработка фотографий;
видеомонтаж и озвучивание видео сообщений.
Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях: искусство, русский язык, иностранный язык, физическая культура, естествознание, внеурочная деятельность.
Создание письменных текстов
Сканирование текста и распознавание сканированного текста:
ввод русского и иноязычного текста слепым десятипальцевым методом;
базовое экранное редактирование текста;
структурирование русского и иностранного текста средствами текстового редактора (номера страниц, колонтитулы, абзацы, ссылки, заголовки, оглавление, шрифтовые выделения);
создание текста на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения – транскрибирование (преобразование устной речи в письменную), письменное резюмирование высказываний в ходе обсуждения;
использование средств орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке;
издательские технологии.
Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях: русский язык, иностранный язык, литература, история.
Создание графических объектов
создание геометрических объектов;
создание диаграмм различных видов (алгоритмических, концептуальных, классификационных, организационных, родства и др.) в соответствии с задачами;
создание специализированных карт и диаграмм: географических (ГИС), хронологических;
создание графических произведений с проведением рукой произвольных линий;
создание мультипликации в соответствии с задачами;
создание виртуальных моделей трехмерных объектов.
Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях: информатика и ИКТ, обществознание, география, история, математика.
Создание музыкальных и звуковых объектов
Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях: внеурочная (внеучебная) деятельность.
Создание сообщений (гипермедиа)
создание и организация информационных объектов различных видов, в виде линейного или включающего ссылки сопровождения выступления, объекта для самостоятельного просмотра через браузер;
цитирование и использование внешних ссылок;
проектирование (дизайн) сообщения в соответствии с его задачами и средствами доставки;
Указанные умения формируются во всех предметных областях.
Восприятие, понимание и использование сообщений (гипермедиа)
понимание сообщений, использование при восприятии внутренних и внешних ссылок, инструментов поиска, справочных источников (включая двуязычные);
формулирование вопросов к сообщению;
разметка сообщений, в том числе – внутренними и внешними ссылками и комментариями;
деконструкция сообщений, выделение в них элементов и фрагментов, цитирование;
описание сообщения (краткое содержание, автор, форма и т. д.);
работа с особыми видами сообщений: диаграммы (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), карты (географические, хронологические) и спутниковые фотографии, в том числе – как элемент навигаторов (систем глобального позиционирования);
избирательное отношение к информации, способность к отказу от потребления ненужной информации.
Указанные умения преимущественно формируются в следующих предметах: литература, русский язык, иностранный язык, а так же во всех предметах.
Коммуникация и социальное взаимодействие
выступление с аудио-видео поддержкой, включая дистанционную аудиторию;
участие в обсуждении (видео-аудио, текст);
посылка письма, сообщения (гипермедиа), ответ на письмо (при необходимости, с реакцией на отдельные положения и письмо в целом) тема, бланки, обращения, подписи;
личный дневник (блог);
вещание, рассылка на целевую аудиторию, подкастинг;
форум;
игровое взаимодействие;
театральное взаимодействие;
взаимодействие в социальных группах и сетях, групповая работа над сообщением (вики);
видео-аудио-фиксация и текстовое комментирование фрагментов образовательного процесса;
образовательное взаимодействие (получение и выполнение заданий, получение комментариев, формирование портфолио);
информационная культура, этика и право. Частная информация. Массовые рассылки. Уважение информационных прав других людей.
Формирование указанных компетентностей происходит во всех предметах и внеурочных активностях.
Поиск информации
приемы поиска информации в Интернет, поисковые сервисы. Построение запросов для поиска информации. Анализ результатов запросов;
приемы поиска информации на персональном компьютере;
особенности поиска информации в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве.
Указанные компетентности формируются в курсе Истории, а так же во всех предметах.
Организация хранения информации
описание сообщений. Книги и библиотечные каталоги, использование каталогов для поиска необходимых книг;
система окон и папок в графическом интерфейсе. Информационные инструменты (выполняемые файлы) и информационные источники (открываемые файлы), их использование и связь;
формирование собственного информационного пространства: создание системы папок и размещение в ней нужных информационных источников, размещение, размещение информации в Интернет;
поиск в базе данных, заполнение базы данных, создание базы данных
определители: использование, заполнение, создание.
Указанные компетентности формируются в следующих предметах: литература, технология, все предметы.
Анализ информации, математическая обработка данных
проведение естественнонаучных и социальных измерений, ввод результатов измерений и других цифровых данных их обработка, в том числе – статистическая, и визуализация. Соединение средств цифровой и видео фиксации. Построение математических моделей;
постановка эксперимента и исследование в виртуальных лабораториях по естественным наукам и математике и информатике.
Указанные компетентности формируются в следующих предметах: естественные науки, обществознание, математика.
Моделирование и проектирование. Управление
моделирование с использованием виртуальных конструкторов;
конструирование, моделирование с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью;
моделирование с использованием средств программирования;
проектирование виртуальных и реальных объектов и процессов. Системы автоматизированного проектирования;
проектирование и организация своей индивидуальной и групповой деятельности, организация своего времени с использованием ИКТ.
Указанные компетентности формируются в следующих предметах: технология, математика, информатика, естественные науки, обществознание.
Таким образом, представлена структура (скелет) той деятельности образовательной организации, которая, в конечном счете, направлена на формирования ИКТ-компетентности студента в рамках учебной деятельности.
Наращивание, обтекание скелета в плоть – это уже деятельность конкретного педагога в зависимости от специфики образовательного учреждения.
Система методов работы педагога по формированию коммуникативной компетентности
№ | Этап | Цель | Содержание | Формы и методы | Результат |
1. | Диагностический | Выявление проблем в общении | Помощь в определение предполагаемой проблемы, установление контакта со студентом, вербализация постановки проблемы, совместная оценка значимости проблемы. | Индивидуальная, групповая. Анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение. | Осознание студентами собственных проблем |
2. | Поисковый | Совместное обсуждение причин возникновения проблем, путей преодоления; ориентация на способность самостоятельно преодолевать трудности. | Оказание помощи студенту в выборе путей преодоления проблемы. | Индивидуальные, групповые, работа в парах, беседа, консультация, ситуативная игра, лекция-диалог дискуссия, мозговой штурм, аукцион педагогических идей | Формирование у подростка желания стать лучше, стремление решить свои проблемы |
3. | Соорганизацион-ный | Проектирование действий педагога и студента. | Привлечение студентов к проектированию собственных действий по преодолению проблем | Индивидуальные, групповые консультация, беседа, ситуативная игра, лекция-диалог | Самокоррекция плана |
4. | Самодеятельност-ный | Организация деятельности подростка по разрешению проблем | Включение студентов в различные виды деятельности по формированию коммуникативных навыков и умений | Индивидуальные, групповые Работа в парах, командах классные часы, конкурсы, олимпиады, дискуссии учебно-ролевые игры, игры-эксперименты, конструирование и моделирование реальных ситуаций профессиональной деятельности просмотр видеофильмов на мастер-классах, ролевые и ситуационные тренинги, решение педагогических ситуаций, самостоятельная работа с использованием ресурсов сети Интернет (создание мультимедийных презентаций; разработка студентами собственных web-страниц и т.д.) | Самореализация студентов, решение проблем |
5. | Рефлексия | Констатация факта разрешимости проблемы, корректирование деятельности | Обсуждение со студентами продвижения к решению проблемы, успехов и неудач с последующей корректировкой работы | Индивидуальные, групповые. Самоанализ, самооценка, самодиагностика, рефлексивно-деловые игры, семинары, конференции, защита проектов | Осмысление студентами и педагогом нового опыта жизнедеятельности |
Опасности ИКТ
Естественно полагать, что к результатам работы системы образования в обобщенном смысле следует относить и состояние здоровья студентов. Данная проблема в России сегодня характеризуется двумя основными аспектами:
Начнем со второго. Спектр существующих здесь позиций достаточно широк. Вот некоторые из них:
школа радикально губит здоровье учащихся; надо в корне менять школьную практику, прежде всего — всеми способами «разгружать» школьников;
учиться, как и жить вообще — вредно. Хорошо учиться в хорошей школе вреднее, чем плохо в плохой;
недогрузка школьника вреднее, чем перегрузка — она воспитывает лентяев, детей, которые не смогут адаптироваться к жизни и стать полезными членами общества, или уже сейчас окажутся во власти вредных привычек, займут асоциальную, девиантную позицию.
Отсюда можно констатировать следующее:
существующие в настоящее время, зафиксированные в Сан-ПиНах ограничения на использование ИКТ в школе практически не изменились за последние 20 лет;
средства ИКТ за прошедшие 20 лет радикально изменились. Например, в руках многих студентов постоянно находится компьютер с монитором — в составе сотового телефона; планшетов и т.д.
серьезных научных исследований, которые выявляли бы риски использования в школе современных ИКТ, не проводилось;
ограничения на использование ИКТ в российских школах, где ИКТ реально эффективно используются в образовательном процессе, постоянно нарушаются и не могут не нарушаться;
ни в одной стране мира сегодня нет той ситуации с указанными ограничениями, которая есть в России.
Выход из этого положения состоит в следующем:
развернуть широкую программу комплексного объективного мониторинга здоровья студентов, интенсивно использующих ИКТ;
принять временные регламенты использования средств ИКТ в образовательных учреждениях.
Тестирование преподавателей
На данный момент существует несколько систем международной оценки ИКТ-компетенции (аналогичных системам оценки знаний иностранного языка, например, TOEFL и FCE для английского).
Наиболее известно тестирование компании «Microsoft». Сейчас появился интересный опыт тестирования «ECDL». The European Computer Driving Licence – ведущая мировая сертификация навыков владения персональным компьютером. На сегодняшний день более 4,5 миллиона человек в 140 странах мира прошли тестирование, это выводит сертификацию «ECDL» на уровень стандарта компьютерной грамотности.
В нашем институте повышения квалификации в Мурманске все проходят тестирование на ИКТ-компетентность. Можно его пройти заочно в режиме on-line и получить сертификат.
Выводы
Необходимым условием раскрытия интеллектуального потенциала студента, его успешного жизненного самоопределения является создание в каждом образовательном учреждении и поддержка ИКТ-насыщенной гуманитарной информационно-образовательной среды, как системы информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения, а успешность этого процесса будет определяться уровнем развития ИКТ-компетентности каждого педагога-предметника.
Список литературы
Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа. // Педагогика. Научно-теоретический журнал. №4. – 2005. – С.25.
Байденко В.И., Джерри ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования. – М., 2003.
Буслаева Е.М. Теория обучения. Конспект лекций /Е.М. Буслаева, Л.В. Елисеева, А.С. Зубкова, С.А. Петунин, М.В. Фролова, Е.В. Шарохина, - М.: Эксмо, 2008.
Вавилова Л.Н., Панина Т.С. Современные способы активизации обучения. – М., 2006.
Воробьева С.В.Основы управления образовательными системами: учеб. пособие, – М.: 2008.
Компетентностный подход как фактор повышения качества современного образования: Сборник научных статей /Под ред. С.Л. Коротковой, С.В. Фроловой. – Саратов: ИЦ «Наука», 2008. – 220с.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М., 1990.
Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал — М.: 1994.
Оскарссон Б. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования/ Оценка качества профессионального образования. Доклад /Под общ. ред. В.И. Байденко, Дж. ван Зантворта, Европейский фонд подготовки кадров. Проект ДЕЛФИ. – М., 2001.
Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. — М.: Изд-во МГУ, 1989.
Проблемы фундаментализации и универсализации образования на основе развития инновационной деятельности: Материалы научно-практической конференции /Под ред. С.Л. Коротковой, Н.В. Горновой, С.В. Фроловой. – Саратов, 2004. – 189с.
Семушина Л.Г. Кагерманьян В.С., Жукова Е.С., Иванова Л.Н., Карпнюк Г.А., Леонтьева М.Ф. и др. Разработка методики контроля готовности к профессиональной деятельности студентов средних специальных учебных заведений. – М., 2001.
Скакун В.А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2008 .
Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М., 2001.
Фатеев А.М. Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании/ А.М.Фатеев. – М.: МГПУ, 2008.
Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под редакцией В.В. Козлова А.М. Кондакова — М.: Просвещение.— 2009.
Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов. Проект «Стандарт общего образования». – М., 2002.
Хуторской А.В. Современная дидактика: Учеб. пособие. – М.: 2007.
Доклад Страница 5