СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование информационно-коммуникационной компетентности педагогов

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование информационно-коммуникационной компетентности педагогов

Просмотр содержимого документа
«Формирование информационно-коммуникационной компетентности педагогов»

Формирование информационно-коммуникационной

компетентности педагогов


Современная образовательная политика, основными направлениями которой стали: смена образовательных парадигм, переход на новые образовательные стандарты (ФГОС), индивидуализация процесса образования, определяет необходимость динамики профессиональной готовности педагогов к реализации идей модернизации образования.

В настоящее время личность педагога, его профессиональная компетентность, социальная и духовная зрелость представляют собой важные условия обеспечения эффективности процесса обучения и воспитания подрастающего поколения, а уровень сформированности профессиональных компетенций педагога является основным критерием результативности процесса образования, его соответствия потребностям современного общества.

Современный педагог в УДО должен успешно решать новые для него проблемы:

  • как воспитать детей в духе толерантности в учебной группе, в которой каждый третий – носитель собственного этнического мировоззрения, отличного от традиционного для данного социума;

  • как повысить мотивацию детей (старшеклассников) к занятиям, если получаемые знания и умения не связаны со сдачей ЕГЭ поступлением в вуз;

  • как осуществить педагогическую поддержку одарённого ребенка, обучающегося по индивидуальной образовательной траектории;

  • как помочь преодолеть неуспешность в обучении, особенно, если она связана с особенностями здоровья и т. п.

Педагог дополнительного образования сегодня должен обладать теоретической (образовательно-информационной), мотивационной и творческой готовностью к реализации компетентностного подхода в образовании, получению предметных, метапредметных и личностных результатов обучения воспитанников.

Современная система педагогического знания включает знания широкого спектра наук – психофизиологии, этнопсихологии, теории управления, специальной педагогики и психологии и т.п. И только в системе эти знания могут стать основой становления компетентности современного учителя, от качества работы которого сегодня зависит в немалой мере выживание не только отдельного человека, но и человечества в целом.

В научной педагогической литературе множество работ посвящено уточнению понятий компетенция, компетентность.

Компетенции - это обобщенные и сформированные качества личности, ее способность наиболее универсально использовать и применять полученные знания и навыки; совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих субъекту приспособиться к изменяющимся условиям, … способность действовать и выживать в данных условиях.

Компетентность - специальная способность человека, необходимая для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающая узкоспециальные знания, навыки, способы мышления и готовность нести ответственность за свои действия. (Дж. Равен)

В чем их отличия?

Компетенция- результат образования, выражающийся в готовности субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.

Компетентность – способность решать проблемы, возникающие в окружающей действительности, средствами предмета.

Итак, компетентность можно понимать как способность результативно действовать; способность достигать результата – эффективно разрешать проблему.

Решение проблем – единственная ключевая компетентность.

Компетентным является человек, который способен практически разрешать нестандартные, значимые для себя ситуации, используя для этого знания, умения, способности, опыт и.т.д.

В педагогической науке различают компетентность: профессиональную, психологическую, технологическую, коммуникативную и др.

В последнее время широкое распространение в педагогической среде получил термин ИКТ-компетентность .

ИКТ - компетентность педагогов и применение ИКТ в образовательном процессе возникает с появление компьютера его использованием, как в повседневной жизни, так и в образовательном процессе в рамках модернизации российского образования. В связи с этим изменились требования к педагогу, он должен быть ИКТ–компетентен и обеспечивать реализацию:

  • новых целей образования;

  • новых форм организации образовательного процесса;

  • нового содержания образовательной деятельности.

В начальный период распространения информационно-коммуникационных технологий ИКТ-компетентность воспринималась как некая новая составляющая грамотности населения («компьютерная грамотность»), выражающаяся в наличии технических знаний, умений и навыков пользования компьютером и некоторым «общепринятым» набором ИКТ.

Однако по мере широкого распространения ИКТ, возрастающего опыта их использования в образовательном процессе в контексте компетентностного подхода возникает понятие ИКТ - компетентности педагога.

Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя.

ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).

ИКТ - компетентность – не только использование различных информационных инструментов  (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

ИКТ-компетентность педагога – это комплексное понятие.

Выделяют три основные аспекта ИКТ- компетентности:

  • наличие достаточно высокого уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;

  • эффективное, обоснованное применение ИКТ в образовательной деятельности для решения профессиональных задач;

  • понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, направленной на развитие учащихся как субъектов информационного общества, способных к созданию новых знаний, умеющих оперировать массивами информации для получения нового интеллектуального и деятельностного результата.

Таким образом, под ИКТ-компетентностью педагога дополнительного образования мы будем понимать личное качество педагога, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей предметной деятельности.

Процесс формирования ИКТ-компетентности педагога должен носить развивающий характер.

Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности педагога дополнительного образования:

  •  ведение различной документации (планирования, конспекты занятий, отчеты и т.п.) с использованием текстового редактора, электронных таблиц, распечатке материалов, создания презентаций;

  • разработку разнообразных дидактических материалов;

  • умение выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point) для занятий и внеклассных мероприятий;

Педагоги Центра регулярно используют ИКТ для проведения занятий в творческих объединениях и во внеклассных мероприятиях, акций, также при проведении семинаров, педагогических советов.

Педагоги и члены самоуправления Центра используют ИКТ технологии для:

    • создания газеты «Молодое покоение»,  

    • использования мультимедиа проектора, интерактивных досок, электронных учебников,

    • самостоятельного создания тестов для контроля знаний учащихся,

  • обучения технологиям создания сайтов и основам Web-дизайна,

  • формирования цифрового собственного портфолио и портфолио обучающегося,

  • передачи информации обучающимся, родителям, коллегам, администрации учреждения:

 - школьная сеть,

 -электронная почта,

 -социальная сеть

-сайт (раздел сайта),

- форум,

  • организации работы обучающихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости);

  • использования ЭОР, интернет-ресурсов.

Рассмотрим подробней виды ЭОРов:

  1. веб-сайты, посвященные отдельным сферам образования, предметной области, уровню обучения, образовательным ресурсам и т.п.;

  2. электронные рассылки по проблемам образования;
    информационные и справочные порталы;
    ресурсы электронных библиотек и специализированных баз данных;

  3. веб-сайты как информационные представительства учебных заведений, образовательных организаций, издательств, производителей компьютерных средств обучения и др.

Иногда возникает вопрос: чем веб-сайты отличаются от порталов. С позиций пользователя – объёмом информации. Порталы объединяют огромное количество ресурсов разного формата — электронные книги, статьи, словари, справочные материалы, базы данных, аудио- и видеофайлы, форумы для обсуждения определенных проблем и т.д. Кроме того, порталы предоставляют пользователям такие возможности, как тематический поиск по веб-сайтам, посвященным сходным проблемам, консультации специалистов в определенной области и т.д.

Примеры российских образовательных порталов: «Российское образование» и «Грамота.Ру». На протяжении более двух лет Федерация Интернет Образования поддерживает портал «Сетевые объединения методистов» (СОМ) www.som.fio.ru. На этом портале педагогам, предложен набор электронных ресурсов, которые могут быть им полезны при проведении занятий, проектов. Преимущество портала в том, что с его помощью педагог может быстро найти нужный ресурс. Ведь обычно приходится тратить на поиск много времени. На ресурсы, которые невозможно найти на портале, педагог может оставить заказ, и ему пришлют ссылки по электронной почте.

Создано много хороших образовательных порталов. В настоящее время у педагогов Центра наиболее популярными среди виртуальных объединений и сетевых сообществ педагогов являются: Интернет-государство учителей (intergu.ru), Педсовет.org (pedsovet.org), Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru), Открытый класс (www.openclass.ru), Сеть творческих учителей (it-n.ru), Российское образование. Федеральный портал (edu.ru), Федеральное агентство по образованию (ed.gov.ru), сайт Всероссийских олимпиад (lit.rusolymp.ru), Федеральный институт педагогических измерений (fipi.ru).

Педагоги Центра использования информационно-коммуникативными технологиями в своей практике не только для интеграции в учебный процесс, но и как средства повышения квалификации и профессионального развития, это участие в:

  • сетевые педагогические сообществах;

  • виртуальных методические объединениях педагогов;

  • социальная сеть работников образования;

  • видеоконференциях, когда происходит одновременная двухсторонняя передача, обработка, преобразование и представление интерактивной информации на расстояние в реальном режиме времени с помощью аппаратно-программных средств техники.

  • повышение квалификации педагогов средствами дистанционного обучения, которое сегодня дает возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией и концентрируются в информационной сфере.

Заинтересуют дистанционные курсы тех педагогов, которые не могут выезжать на долгосрочные выездные.

Таким образом, для формирования и развития информационно-коммуникативной компетентности педагогов в настоящие время существуют широкие возможности. Однако успешность процесса информатизации образования зависит от многих факторов, в том числе от обеспечения информационно-коммуникационными технологиями всех учебных заведений, от совершенствования информационно-образовательной среды: формирования коллекции качественных образовательных ресурсов, от системной целенаправленной подготовки педагогических кадров в области информационно-коммуникативных технологий и современных педагогических технологий с целью формирования информационно-коммуникационной и профессиональной компетенций.

Сегодня современный педагог, работает с молодым поколением, готовит его к жизни в новом обществе, значит, сам должен идти в ногу со временем, не ссылаясь на то, что "в наше время все было иначе и мне не под силу освоить новое". Степень успешности педагогов в освоении новых технологий и методик меньше всего зависит от его возраста, но в большей - от преданности профессии, стремления к познанию нового, заинтересованность в самообразовании.

Я хочу закончить свое выступление  с высказывания Билла Гейтса: «Все компьютеры в мире ничего не изменят без наличия увлечённых обучащихся, знающих и преданных своему делу преподавателей, неравнодушных и осведомлённых родителей, а также общества, в котором подчёркивается ценность обучения на протяжении всей жизни».

И я глубоко убеждена, что современный педагог должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные компьютерные технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности.