«Формирование ключевых компетентностей младших школьников посредством использования современных образовательных технологий»
Работу выполнила:
Гагаринова Е. А.
2016
“Ребенок непризнанный гений средь буднично серых людей” М. Волошин
В настоящее время главными задачами учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.
Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
К таким технологиям можно отнести технологии развивающего обучения, включающие игровые технологии, технологии проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии и другие. В самых разных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребёнка. Игровая деятельность младшего школьника – основной вид его деятельности от рождения и до наступления зрелости.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую. Для младшего школьника игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Прежде всего определим, в чем же заключается педагогический эффект игры.
Во-первых, игра моделирует жизненные ситуации соревновательности.
Во-вторых, создает условия для взаимодействия, взаимопомощи. В-третьих, сплачивает, рождает, хотя и временную, общность. В-четвертых, в кругу игры законы и нормы повседневной жизни не берутся в расчет.
В-пятых, игра, хотя осуществляется в рамках правил, создает простор для фантазии, импровизации. В-шестых, игра полностью отвечает принципу единства познания и реакции. Наряду с удовольствием, наслаждением от самой игры, человек получает удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других.
В-седьмых, в игре можно проявить те свои положительные качества, которые в обыденной жизни не находят применения.
Сделать свои первые шаги, построить свою собственную систему использования дидактических игр невозможно без должной теоретической базы. Я познакомилась с работами Д.Б. Эльконина, К.Д. Ушинского и выяснила, что наиболее приемлемой технологией, повышающей познавательный интерес у младшего школьника, является игровая технология.
В возрастной периодизации детей (Д.Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста своё содержание. Игра – ведущий вид деятельности для дошкольного возраста, все следующие периоды со своими ведущими видами деятельности не вытесняют игру, а продолжают включать её в процесс развития. Способность включаться в игру не связана с возрастом, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности. Однако не всякая игра имеет существенное образовательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной игры.
Психологический механизм дидактической игры опирается на потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самореализации.
Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать дидактические, воспитывающие, развивающие и социализирующие цели.
Схема 1
-ДИДАКТИЧЕСКИЕ цели: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение знаний в практике, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие универсальных учебных действий, развитие трудовых навыков;
-ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности
-РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие, внимания, памяти, речи, мышления (умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии), творческие способности, умение находить оптимальные решения, развитие мотивации;
- СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):
Схема 2
В структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, реализация целей, анализ результатов. В структуру игры как процесса входит: взятие на себя роли, игровые действия, как средство реализации этих ролей, игровое употребление предметов, т. е, замещение реальных вещей игровыми, условными, реальные отношения между играющими, сюжет - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Дидактическая игра обучающего характера сближает новую познавательную деятельность ребёнка с уже привычной для него, облегчает переход от игры к серьёзной умственной работе. Она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания, позволяет сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у ученика глубокое удовлетворение.
В дидактической игре основным типом деятельности является учебная, которая вплетается в игровую. Дидактическая игра это вид учебной деятельности в условиях целенаправленного обучения, характеризуется высокой познавательной заинтересованностью.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра. Ещё К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был продуктивным. В своей работе я широко использую дидактические игры. В процессе изучения и использования на практике дидактических игр у меня сложилась классификация дидактических игр по уровню деятельности учащихся.
Схема 3
дидактический игра школьник учебный образовательный
Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.
С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В этой группе игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной.
Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.
К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания. Это «Математическая рыбалка», «Кот-буквоед», «Лабиринт», «Как добраться до вершины», «Заполни окошечко», «Определи курс корабля».
Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.
К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр» в которых ученики выполняют проверку чьей-то работы. Детям раздаются карточки: на уроках математики с примерами, которые они должны решить. Если ответ совпадёт с номером автобуса, значит, он пассажир; на уроках русского языка карточки со словами - дети должны объяснить орфограмму и вписать букву. Например, автобус с буквой А и слова «малина», «машина», «пальто», «платок».
Игры, требующие от детей преобразующей деятельности.
В этих играх нужно преобразовать слова, числа, задачи в другие, логически связанные с ними. Игры «Числа перебежчики», «Придумай слова из слова», «Собери круговые примеры»
Игры, включающие элементы поисковой деятельности.
Дети должны выявить закономерность, которая является ключом к данному заданию. Ученики очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать, анализировать. Находить общее и различия, интересен поиск недостающего: «Определи закономерность», «Найди ключ», «По какой тропинке ты пойдешь».
Игровые ситуации можно разнообразить, изменяя героя, сюжет, правило, что позволяет использовать дидактические игры на всех уроках в начальной школе. Игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход в обучении детей с разным уровнем развития.
Интеллектуальная игра направлена на развитие у детей познавательных интересов, тесно связывается с учебным процессом. В каждом классе есть группа учеников, которая относится к разряду “незаметных и тихих”. Коллективный командный дух, желание одержать победу очень часто преображает этих робких детей и дает им возможность показать себя с неожиданной стороны, раскрыть дремлющие способности. Особенную пользу игра приносит слабоуспевающим детям, так как в процессе подготовки у ребенка появляется повышенная учебная мотивация. Дети заранее делятся на команды и распределяют свои роли при помощи учителя. При формировании команд необходимо учитывать уровень учащихся внутри группы и между ними, чтобы распределить равномерность сил. Необходимо построить игру так, чтобы каждый ученик сумел проявить свои способности. Для этого можно предложить вариативные формы ответов: письменные, устные. Также можно предложить конкурсы узкой направленности: конкурс капитанов, конкурс теоретиков и т. д. У игры свои правила, в ее финале должен выявиться победитель, и интеллектуальная игра не исключение. Но необходимо сделать так, чтобы финал был увенчан максимальной концентрацией положительной энергии. Это будет стимулом для дальнейшего изучения предмета и первым шагом к началу следующей игры. Высокую эффективность приносят интеллектуальные игры, если они проводятся не от случая к случаю, а в системе. Содержание образования в современной школе должно быть ориентировано на создание условий для саморазвития, самореализации и успешной социализации детей в обществе, что является главной целью деятельности педагога начальной школы. Одним из примеров работы по применению игровых технологий в рамках развития личности младших школьников является использование социализирующих проектов, раскрывающих становление творческой личности.
Думаю, игровой проект как никакой другой дает возможность детям делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; эта деятельность, направлена на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися.
Проект «Портфель министра», цель которого: создать условия для наиболее полной самореализации личности и раскрытия творческого потенциала ребенка, формирования здорового микроклимата в детском коллективе и положительных межличностных отношений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи проекта:
1. Реализовать право ребенка на творчество. 2. Развивать индивидуальность каждого ребенка 3. Развивать внутриколлективные отношения учащихся, позицию сотрудничества, готовность к совместному решению задач. 4. Подвести достойный итог года.
Участники проекта - учащиеся, делятся на 5 групп по интересам, берут на себя роли министров различных министерств: досуга, творчества, информации, добра и порядка, охраны природы и спорта (идея министерств заимствована у Н.И. Дереклеевой «Справочник классного руководителя 1 – 4 классы»). Каждая группа (далее «министерство») выполняет свои «должностные» обязанности (соответствующие направлениям педагогической деятельности: нравственное, патриотическое, физическое, экологическое, эстетическое). Игровой проект носит соревновательный характер, каждое «министерство» за качественное выполнение поручения получает медаль. Результат проекта остается открытым до окончания учебного года. На празднике «Прощание с начальной школой » будут подведены итоги игрового проекта «Портфель министра». Награждение пройдет по номинациям. Наивысшей наградой будут подарочные портфели, со всеми творческими работами ребенка, собранными за годы обучения в начальной школе. Обязательное условие - каждый министр должен быть отмечен и награжден за участие в проекте. Такая форма организации образовательной деятельности позволяет сделать жизнь детей разнообразной, творческой и познавательной.
Следующим этапом применения развивающих технологий в обучении младших школьников является применение интерактивных игр. Игровые упражнения являются не только формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных процессов и коммуникативных способностей. По мере того, как менялось общество, менялись и игры. В наш век, век компьютерных технологий, дети больше играют в интерактивные игры, поэтому педагоги, идущие в ногу со временем, всё чаще применяют на своих уроках игры компьютерные. С помощью интерактивных игр я организовываю как индивидуальную, так и групповую работу, повторяю пройденный материал и закрепляю ранее изученный, проверяю знания учащихся.
Цель интерактивных игр:
проверить уровень полученных знаний.
стимулировать самостоятельное изучение материала.
развивать логическое мышление, сообразительность, коммуникабельность.
Регулярное успешное проведение игр дает не только множество дополнительных знаний, но и учит их самостоятельно их добывать. Учить детей без развития невозможно. На уроках литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира я использую как готовые продукты на СD дисках, так и выполненные своими руками в программе PowerPoint и интерактивная доска (SMART Notebook 9) на основе известных ранее дидактических игр. Применение интерактивных игр способствует развитию у учащихся продуктивных функций и психических процессов, делает обучение более эффективным, повышает интерес к изучаемому предмету, повышает мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. И, конечно же, основой современного внедрения игровых развивающих технологий на уроках в начальной школе является применение интерактивной доски.
Способы использования интерактивной доски для младших школьников:
1) объяснение принципов работы с различными приложениями, путем выполнения последовательных действий непосредственно на доске; 2)проверка выполнения учащимися домашних заданий (если ученики должны были выполнить задание на компьютере); 3)защита проектов учащимися; 4)проведение самостоятельных работ (диктантов, решение задач, тестов и др.) и последующая их самопроверка учащимися; 5)выполнение заданий различного типа. Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе дает возможность:
1. Повысить у учащихся интерес к предмету; 2. Интеллектуально развивать учащихся; 3. Расширить виды совместной работы учащихся, обеспечивающей получение детьми коммуникативного опыта; 4.«Слабый» ученик перестает чувствовать свою неуверенность, перестает бояться выходить к доске, повышается самооценка; 5. Наглядности изучаемого материала; 6. Осуществить дифференцированный подход в обучении; 7. Повысить многообразие видов и форм организации деятельности учащихся.
Благодаря интерактивной доске, ученики взаимодействуют с материалом физически, передвигая буквы, числа, слова и картинки. Кроме того, крупные изображения хорошо видны, а надписи легко читаются. Использование интерактивной доски позволяет эффективнее управлять познавательной деятельностью младших школьников на уроках. Интерактивная доска позволяет с легкостью создавать коллекцию образовательных материалов, которые можно постоянно обновлять и корректировать в соответствии с особенностями отдельного класса. Она позволяет воспроизводить информацию в формате, видимом всеми учащимися. Работая на доске электронным маркером как мышью, учитель может быстро и наглядно показать тот или иной прием работы. Когда учитель в центре внимания, все видят его действия, и сам он обращен к классу – материал понимается учениками гораздо лучше, чем когда он сидит за своим компьютером, а ученики пытаются уследить за перемещением курсора мыши на экране. Выполняя компьютерный тест на интерактивной доске, ученики с большим интересом повторяют и закрепляют изученный материал и все сразу видят результат своей работы.
Компетентностный подход не отрицает значений знаний, но он акцентирует внимание на готовности использовать полученные знания. Выделяют пять основных компетенций:
1. Информационная компетенция – готовность к работе с информацией; 2. Коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной; 3.Социальная компетенция и толерантность – готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируются на основе двух предыдущих; 4. Самообразование – готовность к постоянному совершенствованию, формируется на основе четырех предыдущих.
Я считаю, что эффективная адаптация младших школьников в образовательной среде возможна при наличии у выпускников школы первой ступени информационно-коммуникативной компетентности.
Коммуникативная компетенция выражается в умениях самостоятельно:
- вступать в контакт с любым типом собеседника (по возрасту, статусу, степени близости и знакомство и т.д.), учитывая его особенности; - поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога, а также с использованием средств невербального общения;
- слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению; - высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение;
-стимулировать собеседника к продолжению общения; -грамотно разрешать конфликты в общении; -изменять при необходимости свое речевое поведение; -оценивать успешность ситуации общения; - корректно завершать ситуацию общения.
Информационная компетенция выражается в умениях самостоятельно:
- интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи; -делать аргументированные выводы; - использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации; - структурировать имеющуюся информацию; - представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации.
Я пришла к выводу, что игра - мощный стимул в обучении. Посредством игры активизируется познавательный интерес, так как в игре мотивов больше, чем в учебной деятельности. Дидактические игры привлекают внимание к учебному материалу, что позволяет добиться лучшего усвоения материала, качества образования.
Научно-методическое обеспечение
1. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». - М., 2006.
2. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. - Москва. - Тюмень, 2009.
3. В.К. Дьяченко. Сотрудничество в обучении. – М., 2005.
4. М.В. Кларин. Педагогические технологии в учебном процессе. - М.,2004.
5. А.С. Границкая. Научить думать и действовать. – М., 2005.
6. В.В. Фирсов. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. – М., 2008.
7. Н.Н. Гузик. Учить учиться. - М., 2006.
8. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. – М.,2001.
9. В.В. Гузеев. Образовательная технология: от приема до философии. – М., 2003.
10. Р.И. Алабина Дидактические игры и игровые упражнения в процессе обучения. Начальная школа. Приложение к газете «Первое сентября» № 9, 2007, стр.5-11.
11.В.В. Волина Учимся играя. Москва, Новая Школа, 2001 12.Т.К. Жигалкина Система игр на уроках математики в 1-2 классах. Москва, 2005
13.К.Ю. Ксензова Перспективные школьные технологии. Москва, 2003
14. П.Я. Лерненр Дидактика средней школы. Москва. Просвещение, 2005, стр.166
15. Е.В. Лопанова Рабочих Т.Б. Компетентностный подход в обучении: технологии реализации. Омск, 2007
16. Г.К. Селивко Современные образовательные технологии. Москва. «Народное образование, 2004
17. В.А. Сухомлинский Избранные педагогические сочинения. Москва, 2003, т.1
Размещено на Allbest.ru