СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ключевых компетенций на уроках иностранного языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отчёт по индивидуальной методической теме (теоретическая часть)

Просмотр содержимого документа
«Формирование ключевых компетенций на уроках иностранного языка.»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«НОВОШАХТИНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

(НИТТ)






Доклад









по индивидуальной методической теме















Подготовил:

преподаватель иностранного языка

МЕДВЕДЕВА О.В.








2016 - 2017

Доклад по индивидуальной методтческой теме преподавателя иностранного языка Медведевой Ольги Владимировны. (теоретическая часть).


Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка.

Я слышу, и я забываю.

Я вижу, и я помню.

Я делаю, и я понимаю.

Конфуций


В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».

Компетенция — это общая  способность, основанная на знаниях, опыте, склонностях, которые приобретены благодаря обучению.


Цель компетентностей – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире.


Овладение ключевыми компетенциями студентами возможно при соблюдении целого ряда требований:


1. Дидактические требования:

  • Чёткое формирование образовательных задач.

  • Определение оптимального содержания урока.

  • Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний.

  • Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля.

  • Реализация на уроке всех дидактических принципов.


2. Психологические требования:

  • Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения.

  • Особенности самоорганизации преподавателя.

  • Организация познавательной деятельности.

  • Организация деятельности мышления и воображения обучающихся в процессе формирования новых знаний и умений.

  • Организованность обучающихся.

  • Учёт возрастных особенностей студентов.

3. Требования к технике проведения урока:

  • Урок должен быть эмоциональный.

  • Темы и ритм урока должен быть оптимальным.

  • Полный контакт преподавателя и студентов.

  • Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.

  • Смена видов деятельности.

  • Обеспечение активного учения каждогостудента.


4. Требования к гигиене урока:

  • Температурный режим

  • Проветривание

  • Освещение

  • Предупреждение утомления

  • Чередование видов деятельности

  • Физкультминутка

  • Правильная рабочая поза учащихся.

  • Соответствие роста и мебели.

 

 Уроки иностранного языка – благодатная почва для формирования ценностно-смысловой компетенции, поскольку, используя язык как средство, мы изучаем окружающий мир во всех его проявлениях. Студенты овладевают ею, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков, анализируя тексты для чтения и аудирования. Развитие данной компетенции происходит как в урочной, так и во внеурочной и внеклассной деятельности. Технология сотрудничества, проектная методика в большей степени позволяют обеспечить механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. Развитие общекультурной компетенции происходит за счёт изучения особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственной основы жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций. Основным источником  развития данной компетенции являются информационно-коммуникационные и проектно-исследовательские  технологии, которые  помогают получать и прорабатывать максимальный объем информации  в процессе обучения. Информационная компетенция обеспечивает навыки деятельности студента по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Обучение иностранному языку дает достаточно возможностей для формирования этой компетенции. Практика показывает, что информационно-коммуникационные технологии способствуют индивидуализации обучения и интенсификации самостоятельной работы обучающихся, повышению познавательной активности и мотивации.  Неотъемлемой составляющей формирования информационной компетенции является  осуществление проектной деятельности  обучающихся. Темы проектов близки интересам студентов и связаны с их жизненным опытом: «Кухни по всему миру», «Чудеса света», « Мое фамильное древо», « Транспорт. Роскошь или необходимость», « Молодежные субкультуры», «самые необычные дома» и др.  Предмет “Иностранный язык” в ранговой шкале трудностей И. Г. Сивкова занимает второе место после математики. Поэтому применение здоровьесберегающих технологий  снижает утомляющее воздействие урока на организм студента, активизирует резервные возможности личности с помощью рациональной организации учебного процесса, средств обучения, а также способствуют развитию компетенции личностного самосовершенствования. Проектная и исследовательская  деятельность обучающихся,  использование ИКТ и применение здоровьесберегающих технологий  позволяют сформировать  здоровую и гармонично развитую личность. Написание письма другу о своей семье развивает ценностно-смысловую компетенцию. Таким образом, мы видим, что комплексное использование технологий делает процесс обучения целостным, интересным и продуктивным. Поскольку основной целью обучения иностранным языкам в техниуме является достижение обучающимися иноязычной коммуникативной компетенции на пороговом уровне (термин Совета Европы), то для успешного овладения иностранным языком,  обучающиеся должны знать не только языковые формы, но также иметь представление о том, как их использовать в реальной коммуникации. Таким образом, формирование коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку является  первостепенной  и основополагающей задачей. Владея коммуникативной компетенцией,  студент должен:

- уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;

- уметь представлять свою группу, сой техникум и страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур;

- владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями;  уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;

- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; уметь искать и находить компромиссы;

- иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.

       

В своей  деятельности  я создаю условия для формирования следующих ключевых компетенций:

  • Коммуникативных – умение вступать в диалог с целью быть понятым.

Здесь надо отметить, что основная задача обучения английскому языку – это формирование коммуникативных навыков, поэтому формирование коммуникативной компетенции является основной задачей учителя иностранного языка.

  • Информационных – владение информационными технологиями.

Учитывая , что информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом,   в своей практической  деятельности  я  создаю оптимальные условия студентам  для развития  их потенциальных возможностей,  формирования  самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации через  внедрение информационных технологий  в процесс обучения.  Использование их  в образовательном процессе позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему.  Это  позволяет  мне  реализовать цели и задачи по  формированию ключевых компетенций студентов.   

  • Нравственных — способность жить  по общечеловеческим  нравственным  законам.

Для  формирования  данных  компонентов    использую  в процессе  обучения:

презентации

Применение  презентаций  на уроке  позволяет  мне:

  • Более качественно реализовать принципы  наглядности и доступности при  обучении

  • Создавать проблемные ситуации на уроке, что  активизирует  познавательную деятельность обучающихся

  • Эффективнее использовать  время на уроке.

электронные учебные комплекты

Данные    технологии   способствуют: 

  • Активизации познавательной  деятельности студентов.  

  • Развитию  вариативности мышления.

  • Направленности  мыслительной  деятельности учащихся на поиск  и исследование. 

В последнее время  я активно использую преимущества проектной деятельности как основы формирования ключевых компетенций студентов. Исследовательская и проектная деятельность студентов является инновационной  образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему. Оценивая опыт использования проектной деятельности для формирования ключевых компетенций обучающихся в образовательной системе.

Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразо­вания. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наши наблюдения, более 70% учащихся об­ращаются не только к учебникам, но и к  другой учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности студента в области решения проблем и коммуникаций.


В заключении хотелось бы сказать, что современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека XXI века – личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.

Поэтому сейчас как никогда актуальны слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!»


Список литературы

  1. Т.В. Лазарев, Образовательные технологии новых стандартов, Петрозаводск, «Версо», 2012.

  2. И.А Зимняя, Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / Авторская версия / И.А. Зимняя. М.: Московский исследовательский центр подготовки специалистов. 2004.

  3. Е.И. Пассов, Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М., 1991.

  4. В.В Сафонова. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. – М.: НИЦ “Еврошкола”, 2004.