ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«НОВОШАХТИНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
(НИТТ)
Доклад
по индивидуальной методической теме
Подготовил:
преподаватель иностранного языка
МЕДВЕДЕВА О.В.
2016 - 2017
Доклад по индивидуальной методтческой теме преподавателя иностранного языка Медведевой Ольги Владимировны. (теоретическая часть).
Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка.
Я слышу, и я забываю.
Я вижу, и я помню.
Я делаю, и я понимаю.
Конфуций
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».
Компетенция — это общая способность, основанная на знаниях, опыте, склонностях, которые приобретены благодаря обучению.
Цель компетентностей – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире.
Овладение ключевыми компетенциями студентами возможно при соблюдении целого ряда требований:
1. Дидактические требования:
Чёткое формирование образовательных задач.
Определение оптимального содержания урока.
Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний.
Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля.
Реализация на уроке всех дидактических принципов.
2. Психологические требования:
Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения.
Особенности самоорганизации преподавателя.
Организация познавательной деятельности.
Организация деятельности мышления и воображения обучающихся в процессе формирования новых знаний и умений.
Организованность обучающихся.
Учёт возрастных особенностей студентов.
3. Требования к технике проведения урока:
Урок должен быть эмоциональный.
Темы и ритм урока должен быть оптимальным.
Полный контакт преподавателя и студентов.
Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.
Смена видов деятельности.
Обеспечение активного учения каждогостудента.
4. Требования к гигиене урока:
Температурный режим
Проветривание
Освещение
Предупреждение утомления
Чередование видов деятельности
Физкультминутка
Правильная рабочая поза учащихся.
Соответствие роста и мебели.
Уроки иностранного языка – благодатная почва для формирования ценностно-смысловой компетенции, поскольку, используя язык как средство, мы изучаем окружающий мир во всех его проявлениях. Студенты овладевают ею, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков, анализируя тексты для чтения и аудирования. Развитие данной компетенции происходит как в урочной, так и во внеурочной и внеклассной деятельности. Технология сотрудничества, проектная методика в большей степени позволяют обеспечить механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. Развитие общекультурной компетенции происходит за счёт изучения особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственной основы жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций. Основным источником развития данной компетенции являются информационно-коммуникационные и проектно-исследовательские технологии, которые помогают получать и прорабатывать максимальный объем информации в процессе обучения. Информационная компетенция обеспечивает навыки деятельности студента по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Обучение иностранному языку дает достаточно возможностей для формирования этой компетенции. Практика показывает, что информационно-коммуникационные технологии способствуют индивидуализации обучения и интенсификации самостоятельной работы обучающихся, повышению познавательной активности и мотивации. Неотъемлемой составляющей формирования информационной компетенции является осуществление проектной деятельности обучающихся. Темы проектов близки интересам студентов и связаны с их жизненным опытом: «Кухни по всему миру», «Чудеса света», « Мое фамильное древо», « Транспорт. Роскошь или необходимость», « Молодежные субкультуры», «самые необычные дома» и др. Предмет “Иностранный язык” в ранговой шкале трудностей И. Г. Сивкова занимает второе место после математики. Поэтому применение здоровьесберегающих технологий снижает утомляющее воздействие урока на организм студента, активизирует резервные возможности личности с помощью рациональной организации учебного процесса, средств обучения, а также способствуют развитию компетенции личностного самосовершенствования. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся, использование ИКТ и применение здоровьесберегающих технологий позволяют сформировать здоровую и гармонично развитую личность. Написание письма другу о своей семье развивает ценностно-смысловую компетенцию. Таким образом, мы видим, что комплексное использование технологий делает процесс обучения целостным, интересным и продуктивным. Поскольку основной целью обучения иностранным языкам в техниуме является достижение обучающимися иноязычной коммуникативной компетенции на пороговом уровне (термин Совета Европы), то для успешного овладения иностранным языком, обучающиеся должны знать не только языковые формы, но также иметь представление о том, как их использовать в реальной коммуникации. Таким образом, формирование коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку является первостепенной и основополагающей задачей. Владея коммуникативной компетенцией, студент должен:
- уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
- уметь представлять свою группу, сой техникум и страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур;
- владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; уметь искать и находить компромиссы;
- иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.
В своей деятельности я создаю условия для формирования следующих ключевых компетенций:
Здесь надо отметить, что основная задача обучения английскому языку – это формирование коммуникативных навыков, поэтому формирование коммуникативной компетенции является основной задачей учителя иностранного языка.
Учитывая , что информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом, в своей практической деятельности я создаю оптимальные условия студентам для развития их потенциальных возможностей, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации через внедрение информационных технологий в процесс обучения. Использование их в образовательном процессе позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему. Это позволяет мне реализовать цели и задачи по формированию ключевых компетенций студентов.
Для формирования данных компонентов использую в процессе обучения:
презентации
Применение презентаций на уроке позволяет мне:
Более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении
Создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность обучающихся
Эффективнее использовать время на уроке.
электронные учебные комплекты
Данные технологии способствуют:
Активизации познавательной деятельности студентов.
Развитию вариативности мышления.
Направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.
В последнее время я активно использую преимущества проектной деятельности как основы формирования ключевых компетенций студентов. Исследовательская и проектная деятельность студентов является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему. Оценивая опыт использования проектной деятельности для формирования ключевых компетенций обучающихся в образовательной системе.
Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наши наблюдения, более 70% учащихся обращаются не только к учебникам, но и к другой учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности студента в области решения проблем и коммуникаций.
В заключении хотелось бы сказать, что современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека XXI века – личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.
Поэтому сейчас как никогда актуальны слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!»
Список литературы
Т.В. Лазарев, Образовательные технологии новых стандартов, Петрозаводск, «Версо», 2012.
И.А Зимняя, Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / Авторская версия / И.А. Зимняя. М.: Московский исследовательский центр подготовки специалистов. 2004.
Е.И. Пассов, Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М., 1991.
В.В Сафонова. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. – М.: НИЦ “Еврошкола”, 2004.