СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ключевых компетенций педагога в условиях введения ФГОС второго поколения

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Разработка урока технологии по навым стандартам.

Просмотр содержимого документа
«Текст доклада»

Формирование ключевых компетенций педагога в условиях введения ФГОС второго поколения


Начало XXI  века – это время глобальных изменений, охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. Содержательные приоритеты современного образования обозначены национальной инициативой «Наша новая школа», «Модель  развития  образования  2020»,  в  Федеральных  государственных образовательных  стандартах  второго  поколения.  

Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения – новый шаг в образовании. Отличительной особенностью нового стандарта является его системно-деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося.

Концептуальная идея разработки нового стандарта содержания по предмету «Технология» состояла в развитии функциональной технологической грамотности (компетентности) учителей и учащихся.

(2 слайд) И так, что сегодня понимается под профессиональной компетентностью педагога?

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.)

Браже Т. Г.



(3-4 слайд) Основными профессионально-педагогическими компетенциями являются

1.Общекультурные компетенции, включающие способности к обобщению, восприятию информации, постановке цели и выбору путей их достижения, пониманию значения культуры как формы человеческого существования, использование знаний научной картины мира в образовательной и профессиональной деятельности, умение анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые философские проблемы, готовность к работе в коллективе

2.Общепрофессиональные компетенции, предполагающие умения использовать систематизированные теоретические знания гуманитарных, социальных, экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, владение современными видами коммуникаций

3.Профессиональные компетенции, включающие умения реализовать образовательные программы, применять современные технологии и методики обучения и воспитания

4.Компетенции в области культурно-просветительской деятельности, включающие способности к взаимодействию с участниками культурно-просветительской деятельности, использованию отечественного и зарубежного опыта организации этой деятельности

(5 слайд) Делаем вывод что: Компетентность - это не просто обладание знаниями, это скорее, потенциальная готовность учителя разрешать проблемы различного уровня сложности со знанием дела

(6 слайд) Как же применить все это на уроке технологии в рамках реализации ФГОС? Давайте обсудим с вами и этот вопрос.


И так как я уже говорила, что современный подход разработки нового стандарта содержания по предмету «Технология» состоит в развитии функциональной технологической компетентности (грамотности) учащихся,  инвариантной  различным видам созидательной деятельности. Содержание стандарта ориентировано на подготовку школьников к осознанному выбору профессиональной карьеры в условиях рыночной экономики. Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование технологического мировоззрения и технологической культуры, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств подрастающего поколения. В рамках "Технологии" происходит знакомство с миром профессий, осуществляется профориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. В связи с этим необходимо менять технологию  работы учителя, т.к. требования  новых стандартов состоят в переходе от традиционных технологий к технологиям развивающего обучения, которые носят личностно - ориентированный характер, вариативны, повышают ответственность школьников за результаты обучения.

Современный учитель технологии должен уметь варьировать содержание программы в зависимости от реальной  материально - технической базы школы по предмету, учитывая  склонности, способности,  потребности  учащихся;  находить эффективные пути взаимодействия учителя и ученика в рамках преподавания технологии. Элементы учебной деятельности на уроках достаточно наглядны и понятны, благодаря практической проработке большей части материала, а значит,  и более усваиваются учениками.

(8 слайд) При организации учебного процесса обучения «Технологии», следует использовать современные подходы, формирующие универсальные учебные действия, такие как:

1. Системно - деятельностный (проблемное обучение)

2. Метапредметный (интегрированный)

3. Компетентностно – ориентированный


Урок является основной формой организации обучения образовательной области «Технология». Урок – это часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Задумываясь о месте своего урока в системе знаний, мы должны заботиться о том вкладе, который этот конкретный урок внесет в нравственное и умственное развитие обучающихся воспитанников.

Урок технологии во многом отличается от уроков по другим предметам, особенно гуманитарным.

(9-10 слайд) В методике трудового обучения различают четыре группы методов:

1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, лекция, устный и письменные инструктажи.

2. Наглядные методы: демонстрирование изучаемых объектов и их изображений (моделей, таблиц, схем, кинофильмов, компьютерных графиков и др.), трудового процесса и его компонентов.

3. Методы самостоятельной работы школьников: упражнения, лабораторно-практические работы, наблюдения, самостоятельная работа с учебно-технической литературой, конструирование и моделирование на компьютере и др.

4. Методы проверки знаний, навыков и умений: устный и письменный опрос, выполнение практических заданий.


В условиях существующих организационных форм обучения применяются различные методические средства. От формы организации обучения во многом зависит выбор тех или иных источников, из которых учащиеся получают знания, поэтому одной из важнейших задач методики является разработка форм организации обучения в единстве с раскрытием их методических возможностей.

(11 слайд) Создание методического проекта любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, и далее определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель урока была достигнута.

Решая конкретные задачи в каждом отдельно взятом временном отрезке учебного процесса, урок является частью темы, курса учебного предмета и соответственно занимает свое место в системе учебного предмета, темы программы и решает свойственные ему на данный момент дидактические цели, соотнесенные с учебно-воспитательными задачами курса.

(12-14 слайд) Структура урока может быть такова: 

1. Тема урока. 

2. Цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная. 

3. Задачи урока: организация взаимодействия; усвоение знаний, умений, навыков; развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения и др. 

4. Содержание урока: активизация познавательной деятельности, использование умений учащихся действовать по образцу; развитие творческой активности; формирование личностных ориентаций и т. п. 

5. Контроль качества знаний и их корректировка. 

Устный контроль: беседа, объяснение; чтение текста, карты, схемы. Зачет и устный экзамен – наиболее активная и обстоятельная проверка знаний. Письменный контроль: контрольная работа, изложение, диктант, реферат, выполнение практических работ, дидактические тесты. 

6.Самоанализ урока и постановка новых целей.

  • Общая структура урока. 

  • Реализация основной дидактической цели урока. 

  • Развитие учащихся в процессе обучения. 

  • Воспитание в процессе урока. 

  • Соблюдение основных принципов дидактики. 

  • Выбор методов обучения. 

  • Работа учителя на уроке. 

  • Работа учеников на уроке.

7. На протяжении всего урока мы оцениваем:

  • Организацию рабочего места;

  • Применение теоретических знаний на практике;

  • Самостоятельность выполнения операций;

  • Умение использовать конструкторско-технологическую документацию;

  • Качество выполненной работы (операции);

  • Соблюдение последовательности выполнения операций;

  • Время, которое затратил школьник на выполнение задания;

  • Соблюдение техники безопасности при выполнении любой операции.


Соблюдая основные требования к уроку, учитель проводит его, используя свои творческие способности, свой методический почерк, зависящий как от характера класса, так и от индивидуальных черт учащихся.

Таким образом, современный урок складывается из понимания его, как целостной системы при учете типологии и требований к его подготовке и проведению.

Каким из общих требований должен отвечать качественный современный урок технологии? Каковы основные характерные черты этого урока?

(14 слайд) Важнейшим требованием к уроку, является ясность учебной цели, неразрывная связь в решении основных образовательных, воспитательных и развивающих задач и четкое, последовательное их осуществление в ходе проводимого урока.

Продумав содержание и методику проведения урока, учитель выполняет разработку конспекта. В нем учитель фиксирует все то, к чему он пришел в результате изучения специальной и методической литературы, структурно - функционального анализа и своих размышлений над предстоящим уроком. Конспект отражает педагогический замысел урока и является его моделью, сценарием, раскрывая ход урока, деятельность учителя и учащихся на всех его этапах. Конспект нужен для подготовки к уроку, так как работа над ним помогает организовать учебный материал, логическую последовательность его изложения, определить соотношение звеньев урока, уточнить формулировки и понятия.

Конспект включает наименование темы урока, цель, перечень оборудования, содержание учебного материала и методику его изучения.

(15 слайд) Таким образом, уроку технологии присущи все требования, относящиеся к современному уроку, но, тем не менее, урок технологии - особый урок и это отражает предложенный материал.


Просмотр содержимого презентации
«Доклад»

Формирование ключевых компетенций педагога в условиях введения ФГОС  второго поколения Учитель технологии МОУ «Чернослободская ОШ»: Краснухина Марина Викторовна

Формирование ключевых компетенций педагога в условиях введения ФГОС второго поколения

Учитель технологии

МОУ «Чернослободская ОШ»:

Краснухина Марина Викторовна

Что сегодня понимается под профессиональной компетентностью педагога?  Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.)  Браже Т. Г.

Что сегодня понимается под профессиональной компетентностью педагога?

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.)

Браже Т. Г.

Основные профессионально-педагогические компетенции   Общекультурные компетенции, включающие способности к обобщению, восприятию информации, постановке цели и выбору путей их достижения, пониманию значения культуры как формы человеческого существования, использование знаний научной картины мира в образовательной и профессиональной деятельности, умение анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые философские проблемы, готовность к работе в коллективе  Общепрофессиональные компетенции, предполагающие умения использовать систематизированные теоретические знания гуманитарных, социальных, экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, владение современными видами коммуникаций

Основные профессионально-педагогические компетенции

Общекультурные компетенции, включающие способности к обобщению, восприятию информации, постановке цели и выбору путей их достижения, пониманию значения культуры как формы человеческого существования, использование знаний научной картины мира в образовательной и профессиональной деятельности, умение анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые философские проблемы, готовность к работе в коллективе

Общепрофессиональные компетенции, предполагающие умения использовать систематизированные теоретические знания гуманитарных, социальных, экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, владение современными видами коммуникаций

Профессиональные компетенции, включающие умения реализовать образовательные программы, применять современные технологии и методики обучения и воспитания

  • Профессиональные компетенции, включающие умения реализовать образовательные программы, применять современные технологии и методики обучения и воспитания

  • Компетенции в области культурно-просветительской деятельности , включающие способности к взаимодействию с участниками культурно-просветительской деятельности, использованию отечественного и зарубежного опыта организации этой деятельности
Компетентность -

Компетентность -

  • это не просто обладание знаниями, это скорее, потенциальная готовность учителя разрешать проблемы различного уровня сложности со знанием дела
Как же применить все это на  уроке технологии  в рамках реализации ФГОС?

Как же применить все это на уроке технологии в рамках реализации ФГОС?

Традиционная технология.

Действия учителя и учащихся

Технология РКМ

1. Этап постановки целей, актуализация

Действия учителя и учащихся

 

1. Этап «Вызов»

2. Этап изучения нового материала

 

2. Этап «Осмысление содержания»

 

Учитель сам ставит перед учащимися цели, определяет, что «правильно», а что «не правильно». Ученики принимают цели и установки учителя.

3. Этап подведения итогов.

Учащиеся анализируют знания по изучаемой теме и формулируют собственные цели-мотивы; учащиеся систематизируют информацию, выслушивают различные мнения, формируют свои суждения, развивают уверенность в ценности своих целей. Учитель направляет учеников, подбирая эффективные и интересные приемы обучения; учитель придерживается принципа «Нет неправильного мнения».

Учитель излагает новую информацию (чтение, просмотр); выбирает пути достижения поставленных целей. Ученик их принимает.

 

 

3. Этап «Рефлексии»

Ученик отслеживает новый материал, сопоставляет его с имеющимися знаниями, ставит новые вопросы, готовится к обсуждению услышанного (увиденного). Учитель- источник информации, он следит за активностью учащихся, подбирает эффективные приемы работы.

Учитель формулирует немногочисленные вопросы:

 

Хаос мыслей, новой информации структурируется, превращается в новое знание через обмен мнениями, вербализацию.

  «Что вам понравилось на уроке? Что нового вы узнали?»

При организации учебного процесса обучения «Технологии», следует использовать современные подходы, формирующие универсальные учебные действия, такие как:

При организации учебного процесса обучения «Технологии», следует использовать современные подходы, формирующие универсальные учебные действия, такие как:

  • 1. Системно - деятельностный (проблемное обучение)
  • 2. Метапредметный (интегрированный)
  • 3. Компетентностно - ориентированный
В методике трудового обучения различают четыре группы методов:

В методике трудового обучения различают четыре группы методов:

  • 1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, лекция, устный и письменные инструктажи.
  • 2. Наглядные методы: демонстрирование изучаемых объектов и их изображений (моделей, таблиц, схем, кинофильмов, компьютерных графиков и др.), трудового процесса и его компонентов.
3. Методы самостоятельной работы школьников: упражнения, лабораторно-практические работы, наблюдения, самостоятельная работа с учебно-технической литературой, конструирование и моделирование на компьютере и др.  4. Методы проверки знаний, навыков и умений: устный и письменный опрос, выполнение практических заданий.
  • 3. Методы самостоятельной работы школьников: упражнения, лабораторно-практические работы, наблюдения, самостоятельная работа с учебно-технической литературой, конструирование и моделирование на компьютере и др.
  • 4. Методы проверки знаний, навыков и умений: устный и письменный опрос, выполнение практических заданий.
Создание методического проекта любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, и далее определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель урока была достигнута.
  • Создание методического проекта любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, и далее определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель урока была достигнута.
Структура урока может быть такова: 

Структура урока может быть такова: 

  • 1. Тема урока. 
  • 2. Цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная. 
  • 3. Задачи урока: организация взаимодействия; усвоение знаний, умений, навыков; развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения и др. 
  • 4. Содержание урока : активизация познавательной деятельности, использование умений учащихся действовать по образцу; развитие творческой активности; формирование личностных ориентаций и т. п. 
5 . Контроль качества знаний и их корректировка.  Устный контроль: беседа, объяснение; чтение текста, карты, схемы. Зачет и устный экзамен – наиболее активная и обстоятельная проверка знаний. Письменный контроль: контрольная работа, изложение, диктант, реферат, выполнение практических работ, дидактические тесты.  6.Самоанализ урока и постановка новых целей. Общая структура урока.  Реализация основной дидактической цели урока.  Развитие учащихся в процессе обучения.  Воспитание в процессе урока.  Соблюдение основных принципов дидактики.  Выбор методов обучения.  Работа учителя на уроке.  Работа учеников на уроке.
  • 5 . Контроль качества знаний и их корректировка. 
  • Устный контроль: беседа, объяснение; чтение текста, карты, схемы. Зачет и устный экзамен – наиболее активная и обстоятельная проверка знаний. Письменный контроль: контрольная работа, изложение, диктант, реферат, выполнение практических работ, дидактические тесты. 
  • 6.Самоанализ урока и постановка новых целей.
  • Общая структура урока. 
  • Реализация основной дидактической цели урока. 
  • Развитие учащихся в процессе обучения. 
  • Воспитание в процессе урока. 
  • Соблюдение основных принципов дидактики. 
  • Выбор методов обучения. 
  • Работа учителя на уроке. 
  • Работа учеников на уроке.
7. На протяжении всего урока мы оцениваем:

7. На протяжении всего урока мы оцениваем:

  • Организацию рабочего места;
  • Применение теоретических знаний на практике;
  • Самостоятельность выполнения операций;
  • Умение использовать конструкторско-технологическую документацию;
  • Качество выполненной работы (операции);
  • Соблюдение последовательности выполнения операций;
  • Время, которое затратил школьник на выполнение задания;
  • Соблюдение техники безопасности при выполнении любой операции.
Важнейшим требованием к уроку, является ясность учебной цели, неразрывная связь в решении основных образовательных, воспитательных и развивающих задач и четкое, последовательное их осуществление в ходе проводимого урока.

Важнейшим требованием к уроку, является ясность учебной цели, неразрывная связь в решении основных образовательных, воспитательных и развивающих задач и четкое, последовательное их осуществление в ходе проводимого урока.

Таким образом, уроку технологии присущи все требования, относящиеся к современному уроку, но, тем не менее, урок технологии - особый урок и это отражает предложенный материал.

Таким образом, уроку технологии присущи все требования, относящиеся к современному уроку, но, тем не менее, урок технологии - особый урок и это отражает предложенный материал.