Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением физики и технических дисциплин» , г.Ноябрьск
Классный руководитель Шевченко Сергей Николаевич
Статья на тему:
«Формирование коммуникационных навыков учеников
посредством общения в социальной сети»
В плане организации общения современная молодёжь неразрывно связана с web-технологиями. Они стали обыденностью, и сегодня мы можем говорить о том, что социальные сети являются новым средством налаживания коммуникаций, а постоянно модернизирующиеся гаджеты позволяют парням и девушкам организовать общение на новом, доступном для них уровне.
Подобное изменение форм общения, сформированная в процессе постоянного использования сети Интернет способность молодёжи к клиповому восприятию информации не может не изменять и само содержание взаимодействия. В сети молодежь ищет новых друзей и новые субкультуры, пытаясь примкнуть к той или иной группе [1. 248 с. ]. Современная молодёжь осваивает коммуникативную компетентность доступными ей способами.
В исследованиях, посвященных построению межличностных отношений, авторы Ж.Г.Гаранина и Л.А.Петровская одним из параметров социальной компетентности в исследованиях ставят когнитивный аспект, как способность, направленную на формирование коммуникаций в педагогической среде. Ю.Н.Емельянов выделяет значение межличностного диалога в контексте коммуникативной компетентности, способствующего демократизации взаимоотношений. Ю.М.Жуковым, Л.А.Петровской и П.В.Растянниковым разработаны тренинги по развитию компетентности в общении или коммуникативной компетентности. А.В.Евсеев, А.А.Кидрон, Е.Е.Соловцова и др. определяют и обосновывают коммуникативную компетентность, ее роль и значение, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности [3.2с.].
О вреде, приносимом молодёжи социальными сетями, не говорил только ленивый. Все мы наслышаны о том, что посредством некоторых объединений по интересам (групп) распространяются смертоносные игры, наркотические и психотропные вещества, разнообразные экстремистские взгляды и призывы, производится вербовка в запрещённые законом радикальные группировки. И всё это происходит практически на виду, при самых обыденных обстоятельствах: в ответ на приветливое обращение натренированных ловцов новичков, на якобы понимание проблем, молодые люди и девушки готовы оказывать любую помощь своим виртуальным друзьям, себе в ущерб оказаться с ними в одном строю.
Но не всегда общение в социальных сетях может нести только отрицательный эффект. Возможно, во многих случаях уместно было бы говорить о том, что они помогают кому-то восполнить дефицит общения (особенно тем, кому проще написать, чем сказать). Причём в социальных сетях, порой, происходит активное общение тех людей, которые в обычной жизни не всегда находят что сказать друг другу. Данный аспект можно считать особенностью общения в социальных сетях. Кроме того, сегодня повсеместно распространены группы по интересам, беседы, и т.п., созданные для общения определённой целевой аудитории, к примеру - студентов одной группы. Это современно, полезно и значительно упрощает налаживание коммуникаций в коллективе. Сегодня социальная сеть вполне может стать организующей и направляющей в полезное русло силой, которую молодёжь будет охотно признавать, к рекомендациям которой станет прислушиваться.
Современная молодёжь, как и молодёжь всех времён, остро нуждается в общении. Каждый хочет быть понятым и услышанным, хочет быть признанным и успешным. Но в окружении сверстников это не всегда достижимо, поскольку главную роль в молодёжном обществе играют лидеры. А лидером может быть не каждый.
Социальные сети, же, предлагают пользователям Интернета огромный выбор сообществ и групп по интересам, способов самовыразиться и получить желаемое признание. Молодой человек или девушка, состоящие в социальных сетях, сидя дома у компьютера, или посредством телефона, на их взгляд ничем не рискуют, выражая свои мысли или включаясь в спор с десятками таких же подписчиков групп, сообществ или блогов. Сегодня каждый может иметь своё мнение и каждый может быть услышан. Так и происходит общение, к которому так стремится молодёжь. Общение на данном возрастном этапе играет огромную роль, и является важнейшим фактором становления личности.
Молодёжь успешно осваивает новые для себя социальные роли, и примеряет на себя разнообразные характеры межличностных отношений. Общение с виртуальными собеседниками происходит гораздо легче, и, порой, заменяет собой общение с реальными собеседниками. Странички социальных сетей помогают молодым людям представить себя окружающим в более выгодном свете, создать идеальный образ. Реальное общение не имеет такой возможности.
Случается такое, что при личной встрече людям, которые прекрасно общаются в сети, просто не о чем говорить. Они запросто могут изложить свои мысли в комментарии к сообщению или фото, но высказать главное собеседнику для них становится невозможным. Все больше людей, в том числе и молодых, становятся заложниками социальных сетей, это приводит к отчуждению от внешнего мира, а соответственно могут возникать проблемы в общении с реальными людьми.
Сегодня в России пользователями Интернета являются ¾ населения. И каждый из них состоит хотя бы одной социальной сети, а то и двух-трёх. К началу 2000 годов к поисковым сервисам и электронной почте добавились ресурсы, позволяющие выкладывать в Интернет тексты и различные комментарии.
«ВКотакте» – социальная сеть – лидер по популярности в Рунете. Одна из первых сетей, которая появилась в постсоветском пространстве. Её основателем стал Павел Дуров, который в 2006 году создавал проект, нацеленный на общение между студентами СПбГУ. Ежемесячная аудитория ВК составляет порядка 300 000 000 пользователей.
Здесь миллионы людей разного возраста ежедневно находят интересные для себя не только друзей, но и возможности для времяпрепровождения: игры, видео, музыку, бизнес.
«Одноклассники» - социальная сеть, которая во много м соперничает с «ВКонтакте». Она была создана Альбертом Попковым в 2006 году как проект для рекламных компаний. Но из-за быстро растущей аудитории сеть была изменена. В наши дни «Одноклассники» насчитывают 120 000 000 пользователей.
«Мой Мир» - социальная сеть, которая начала развиваться в 2007 году. Это проект известной компании Mail.ru, который успешно развивался до появления «Одноклассников». В данной сети женская аудитория превышает мужскую. Аудитория насчитывает 25 000 000 пользователей. Основная возрастная категория – люди старше 40 лет.
«PimMe» - русскоязычный аналог зарубежной социальной сети «Pinterest», где разработчики сделали уклон на хранение, демонстрацию и обмен графического материала. Сеть насчитывает 1 500 000 человек.
Если говорить о популярности социальных сетей в России, то наибольшим спросом у потребителей по-прежнему пользуется «ВКонтакте».
Запретить молодёжи пользоваться Интернетом мы не в силах, но направить общение в полезное русло можем. Мы надеемся, что те навыки общения, которые ребята приобретут в нашей группе, перейдут в реальную жизнь и помогут им в будущем завести полезные и интересные знакомства.
В приведённом выше констатирующем эксперименте нами получены корреляты объективных и субъективных показателей, поясняющих насколько важно при работе с молодёжью учитывать их интерес. Мы понимаем, что отсутствие стремления вызвать и поддержать интерес студентов к постам в группе, негативный эмоциональный фон не способствуют построению позитивных отношений.
Поэтому мы пришли к выводу, что современной молодёжи, при всей доступности общения в Интернете, не хватает взаимодействия со сверстниками и людьми старшего возраста. Сегодня каждый хочет быть услышанным, и ждёт признания окружающих. И группы по интересам вполне могут оказать на молодёжь консолидирующее и созидательное воздействие. Главное – правильно подбирать контент, сделать материалы, размещаемые в группе, качественными, читабельными и интересными для целевой аудитории.
Мы точно знаем, что социальные сети могут стать для молодёжи тем опорным мостиком, с которого будущие профессионалы взлетят в трудовые коллективы, где непременно потребуется полноценное общение с коллегами. А приобретённая в процессе обучения в школе коммуникативная компетентность будет им в том неоценимым подспорьем.
Список литературы и информационных источников
Бехманн Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний / пер. с нем. А. Ю. Антоновского, Г. В. Гороховой, Д. В. Ефременко, В. В. Каганчук, С. В. Месяц. – 2-е изд. – М.: Логос, 2014. – 248 с.
Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Т. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства / Под ред. гл.корр. РАН. Новикова. М.: Изд-во физико-математической литературы, 2016. — 228 с.
Дягилева Ж.В., Формирование взаимоотношений «педагог – студент» на основе социально – педагогической диагностики образовательной среды УСПО// Автореферат на соискание учёной степени кандидата педагогических наук Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования Министерства образования и науки РФ, М.: 2006 – 2 с.
Поколения.net : хроники событий / под ред. Е. Омельченко. – Ульяновск : Издательство Ульяновского государственного университета, 2007. – 200 с.
Селезнёв Р.С., Скрипак Е.И. Социальные сети как феномен информационного общества и специфика социальных связей в их среде// Вестник КемГУ 2013%2 (54) т.3.
Собкин В. С., Адамчук Д. В. Школьники и иформационно-коммуникативные технологии: возрастные особенности и регионально-поселенческая специфика // Социокультурные трансформации подростковой субкультуры: Труды по социологии образования. Т. XI. Вып. XX / под ред. В. С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО, 2006. – С. 84–115.
Судич Ю.В. Роль социальных сетей в жизни молодёжи// Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14.
3