Просмотр содержимого документа
«Формирование культурного поля обучающихся средствами мультимедиа»
1
Формирование культурного поля обучающихся средствами мультимедиа
Формирование культурного поля обучающихся средствами мультимедиа осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Мультимедиа является исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией, благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, и интеграции различных типов мультимедийной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.
Особую значимость приобретают творческие, деятельностные, практико-ориентирующие контакты в процессе совместной учебно-познавательной и поисково-продуктивной деятельности.
Создание мультимедиа продуктов позволяет решить дидактические вопросы с большим образовательным эффектом. Перед учениками открываются огромные возможности творчества.
Это способствуют развитию у ученика способности целеполагания, планирования, развитию работоспособности, рефлексии, самооценки, абстрактного и наглядно-образного мышления, формированию теоретических и фактических знаний, технических навыков владения технологией мультимедиа и их общей культуры и эрудиции в сфере аудио-визуальной медиапродукции. Мультимедиа технологии реализуют оптимальное сочетание технологического аспекта с воспитательным аспектом, обеспечивающего ускорение саморазвития индивида в мультимедийной образовательной среде.
Самопрезентация и самореализация обучающегося представляются как производные функционального развития мыслительной деятельности в результате творческого самоизменения и формирования собственных внутренних потребностей.
В нашем учебном заведении обучаются учащиеся, имеющие в своих родословных историях польские корни. Под руководством учителей истории Гробовой Лидии Васильевны и Чижиковой Тамары Владимировны были проведены генеалогические исследования родословных связей. На основе исследований учащимися под моим руководством созданы мультимедиа презентации и сайты.
Это сайт Длотовской Елизаветы «История моей семьи в истории России», презентация Шебловинских Маргариты и Александра «История моей семьи в истории России», сайт Шилай Артема и Дупленко Артема «Род Волярлярских в истории России».
История родного края – любимая тема наших учеников. Винокуров Александр, изучив историю Смоленского сражения 1812 года, создал Web-сайт "Смоляне в баталиях 1812".
Создание таких проектов способствует сформированию личностных качеств, необходимых человеку при его интеграции в иную культуру, навыков толерантного поведения в мультикультурном обществе, сохранению культурного наследия в электронном виде.
Еще одним проектом был совместный выпуск школьной газеты лицеистами двух государств на двух языках. Мастер-класс по выпуску школьной газеты «Корпорация» продемонстрировали наши лицеисты, и с воодушевлением к ним присоединились польские ребята. Они написали статьи о своих впечатлениях о нашем городе, школе, о понравившихся мероприятиях. Экземпляры газеты получили наши лицеисты, и польские лицеисты увезли с собой в качестве сувениров.
Таким образом, считаю, что использование мультимедиа технологий в учебном и воспитательном процессе в условиях сотрудничества с 63 Общеобразовательным лицеем не только целесообразно, но и позволяетрешить задачи гуманизации образования, развить коммуникативные и социальные способности обучаемых, инициировать социокультурную деятельность обучаемого.
Систематическое использование мультимедиа оказывает существенное влияние на развитие ученика. Изучение особенностей проявления внимания на уроках с использованием мультимедиа выявило не только внешнюю активность ученика, но и внутреннюю, имеющую в своей основе любопытство, любознательность.
Использование мультимедиа способствует повышению эффективности обучения, тем, что:
усвоение знаний происходит не по необходимости, а по желанию учащихся;
мультимедиа воспринимается радостно, а радость в свою очередь стимулирует расположение к учебному предмету,
предоставляется возможность оценить себя на фоне деятельности других учеников;
выдвигается новый объективный критерий оценки своей деятельности: побеждает, выигрывает тот, кто много знает и умеет пользоваться своими знаниями;
создается возможность дать волю фантазии, снять барьеры страха, боязнь быть смешным, получить плохую отметку и т.д.;
создается атмосфера сотрудничества всего коллектива и здорового соревнования;
ученики стремятся самостоятельно преодолеть трудности;
предоставляется реальная возможность использования межпредметных связей.
Таким образом, считаю, что использование мультимедиа технологий в учебном и воспитательном процессе в условиях сотрудничества с 63 Общеобразовательным лицеем не только целесообразно, но и позволяетрешить задачи гуманизации образования, развить коммуникативные и социальные способности обучаемых, инициировать социокультурную деятельность обучаемого.