СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование культуры питания на уроках технологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы по формированию культуры питания на уроках технологии с использованием инновационных технологий в преподавании

Просмотр содержимого документа
«"Формирование культуры питания на уроках технологии"»

Методы формирования культуры питания

у школьников на уроках технологии


Для формирования культуры питания у школьников на уроках технологии необходимо определить методы обучения, которые бы способствовали более эффективному освоению учениками знаний принципов культуры питания.

Для реализации задач нового учебного предмета «Технология» в разделе формирования культуры питания мы остановимся на таких методах обучения, которые будут способствовать развитию у школьников самостоятельности, творческого потенциала, познавательного интереса, способность к логическому мышлению и др. качеств личности.

Из всего многообразия методов мы остановим свой выбор на исследовательском (метод проектов), поисковом (проблемный метод), и игровом.



Рассмотрим эти методы.

Под методом проектов в образовательной области «Технология» мы понимаем способ организации познавательной деятельности учащихся. Он предусматривает определение потребностей людей, разработку идей изготовления изделия или услуги по удовлетворению этой потребности, проектирование и создание изделия или оказание услуги, оценка их качества, определение реального спроса на рынке товаров.

Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

Результатами проектов могут быть изделия, услуги, системы, технологии, разработки по благоустройству окружающей среды и др.


Этапы проекта рассмотрим на примере проектной деятельности по формированию культуры питания у школьников.

Тема: Национальная кухня народов Урала.

Задание: Представить новогоднюю тему в свете решения любой национальной кухни.

Цель работы: изучить народные традиции, характерные особенности культуры питания.

Развивать самостоятельность, познавательный интерес.

Воспитывать уважение к другой национальной культуре, эстетический вкус.


На первом этапе определяется национальная кухня в зависимости от желания ученика, характерные особенности национальной кухни.

Далее учащиеся определяются по виду разрабатываемых блюд:

- холодные закуски;

- горячие блюда;

- сладкие блюда новогоднего стола.

На следующем этапе прорабатывается ассортимент блюд выбранной группы. Отбор блюд производится по следующим показателям:

- внешний вид блюда (оформление);

- сбалансированность по продуктам;

- фактор стоимости;

- сервировка стола к данному меню;

- условия реализации и санитарные правила;

- правила потребления данных блюд;

- калорийность;

- пожелания окружающих и т. п.


Возможны варианты замены продуктов в блюде с целью удешевления или снижения калорийности блюд.


Следующим этапом идет приготовление блюд. На этом этапе могут рассматриваться различные варианты оформления блюд.

Заключительным этапом является защита проекта, оценка и самооценка проделанной работы. В процессе оценки своей деятельности учащиеся могут предложить советы по выполнению данной работы.


Можно назвать много причин, определяющих необходимость строить обучение учащихся в образовательной области «Технология» на основе метода проектов. Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся:

- естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной;

-развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности;

- укрепляется чувство социальной ответственности, а кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.


Игры долгое время являлись инструментом воздействия на ход событий в обществе и природе, посредником между людьми и божествами. Сама человеческая натура, психофизиологические особенности заложили основу для восприятия игры как одной из форм познания окружающего мира. Поэтому целесообразно перейти к рассмотрению содержательной основы понятия. Определим игру как способность, то есть индивидуально-психологическую особенность личности, являющуюся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Игра многогранное понятие. Оно означает занятие, отдых, развлечение, забаву, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательное требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе – значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности учеников разного возраста. Способом и методом познания ими организации окружающего мира и жизни в обществе.

В педагогике понятие «игра» раскрывается так: «Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. Продукт игры – наслаждение ее процессом, конечный результат – развитие полноценной личности». [Аникеева Н.П. «Воспитание игрой» с15]

Для формирования культуры питания нас будут наиболее удовлетворять игры, выполняющие следующие из перечисленных функций:

  1. Функция самореализации ученика в игре. Здесь для ученика игра важна как сфера реализации совместных способностей. Игра помогает раскрепоститься и выполнить разной сложности действия на более высоком качественном уровне. При таком обучении, развитии, воспитании творческий потенциал используется в полном объеме.

  2. Информативная функция.

Помимо технического содержания (правил, условий) игра содержит социально значимую информацию, которая в отличие от классической формы обучения усваивается лучше, благодаря практическому применению получаемых новых знаний.

  1. Развивающая функция.

Данная функция является одной из доминантных функций, формируя навыки коллективной работы, способствуя социальной адаптации личности, развивает и принципы самосовершенствования ученика.

Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют учеников на овладение знаниями и умениями. Обучение, как правило, включает два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Примером использования такой игры являются уроки №2, №4 приложения.

Увеличить «приобретения такого опыта» учащихся, научить их самостоятельно планировать это умение можно использованием развивающих игр психологического характера: кроссворды, головоломки, ребусы и т.п. Причем ученикам можно давать как готовые игры-задания, так и ставить задачу самостоятельно изготовить подобную игру. Учебный материал по формированию культуры питания хорошо обрабатывается с этой целью. Такие дидактические игры способны вызвать у школьника живой интерес к предмету, позволяют развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывают познавательную активность.

Организовать игровые формы обучения можно в двух направлениях:

  1. Использование игровых элементов.

  2. Урок-игра.

Рассмотрим некоторые примеры таких организаций:

1. Игровые элементы

Цель: ввести в урок творческие задания игрового характера.

Формы деятельности:

Организация путешествия

  • в национальную кухню народов

  • на праздник Масленицы

  • в ресторан

  • к Людовику XIV и т.п.

Решаемые задачи:

    1. Эмоциональный настрой на получение знаний.

    2. Умение строить диалог.

    3. Создание образного представления о посещаемом месте.

    4. Получение конкретных знаний через личное ощущение.


2. Урок-игра (сюжетно-ролевые игры)

Цель: через разнообразие игровых ролей, игровых положений дать возможность выхода самоактуализации, возможности самоконтроля, самоорганизации, самооценки учащихся.

Форма деятельности:

Инсценирование ролей в темах (например)

  • обслуживание на предприятии общепита.

  • «В гостях у …»

  • «Деревенские посиделки»

  • «Масленичная ярмарка»

  • Должность калькулятора» и т.п.

Задачи:

  1. Приобретение профессиональных и общекультурных навыков.

  2. Усвоение знаний по темам регионального компонента и национального.

  3. Применение знаний умений в процессе игры.

  4. Формирование артистических способностей учащихся, их умение заинтересовать слушателей той или иной проблемой, которую они излагают.

Пример ролевой игры представлен в плане урока № 5 приложения .


Результативность дидактических игр зависит,

  • во-первых от систематического использования;

  • во-вторых, от целенаправленности программы игры в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит необходимы группы игр и упражнений, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д.

«Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать». [Шмалов С.А. «Игры учащихся - феномен культуры» с.117]


Проблемно-поисковые методы обучения применяются на практике с помощью словесных, наглядных и практических методов обучения. В связи с этим принято говорить о методах проблемного изложения учебного материала, о проблемных и эвристических беседах, о применении наглядных методов проблемно-поискового типа, проведении проблемно-поисковых практических работ или даже работ исследовательского вида. По мнению М.Н. Скаткина и И.Я. Лернера, этот вид методов включает в себя такие его частные случаи, как метод проблемного изложения, частично – поисковый или эвристический, исследовательский метод обучения.

Изложение учебного материала методом проблемного рассказа и проблемно построенной лекции предполагает, что учитель по ходу изложения размышляет, доказывает, обобщает, анализирует факты и ведет за собой мышление слушателей, делая его более активным и творческим.

Одним из методов проблемного обучения является эвристическая и проблемно – поисковая беседа. Учитель ставит перед учащимися ряд последовательных и взаимосвязанных между собой вопросов, отвечая на которые они должны высказывать некоторые предположения и пытаться затем самостоятельно доказывать их справедливость, осуществляя тем самым некоторое самостоятельное продвижение вперед в усвоении новых знаний. Если в ходе эвристической беседы такие предположения касаются обычно лишь одного из основных элементов новой темы, то во время проблемно-поисковой беседы ученики разрешают целую серию проблемных ситуаций. Поэтому отличия этих бесед условны и касаются лишь меры применения проблемных ситуаций.

Важно подчеркнуть, что проблемное обучение рассчитано на всех, а не только на хорошо успевающих. Суть дела состоит в том, что проблемный подход призван заинтересовать всех школьников предстоящей проблемой, заставить невольно удивляться, задумываться над ней, сравнить что-то, высказать предположения, поспорить, выбрать наиболее реальную гипотезу и пр. Проблемное обучение, наконец, позволяет управлять размышлениями учащихся, быстро получать информацию от учащихся и оперативно реагировать на нее.











Приложение

Урок 1. Тема: Основы рационального питания.

Цель: Сформировать у уч-ся представление об основных понятиях рационального питания. Развить способность ориентироваться на выбор лучших критериев при построении собственного рациона. Воспитывать познавательный интерес.

Тип урока: Приобретение учащимися новых знаний.

Форма урока: Проблемно-поисковая беседа.

Межпредметные связи: биология, физиология, санитария.


Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Мотивация

Развитие познаватель-ного интереса.

На доске – «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». (Др.римляне)

Обсуждают высказывание римлян. Высказывают свою точку зрения.


Сообщение темы и цели урока.


Обобщает ответы уч-ся, формулируй тему и цель.

Записывают


Изложение новой темы:

Изучить основные понятия рационального питания.

Постановка проблемы: для полноценного существования организма какие требования должны предъявляться к пище? (Какой должна быть пища?)

Учитель обобщает ответы, объясняет, как правильно распределить суточную норму приема.

Ставит проблему: Какие требования предъявляются к условиям приема пищи? Учитель по необходимости предлагает ситуации для сравнения и анализа. Обобщает ответы уч-ся, выделяет более значимые требования.

Уч-ся высказывают мнения, анализируют личный опыт, знания. Делают выводы



Записывают в тетрадь.



Рассуждают, анализируют, приводят примеры.


Делают выводы.

Записывают в тетрадь.











Закрепление знаний.

Развитие рефлексии.

Учитель задает вопросы: Что нового вы узнали на уроке? Каким требованием должна отвечать пища? Как распределить объем пищи в течение дня? В каких условиях должна приниматься пища?


Подведение итогов.


Делает выводы. Оценивает деятельность уч-ся. Выдает домашнее задание.







Урок 2. Тема: Лечебное питание.

Цель: Сформировать у уч-ся представление о диетологии, как о науке. Познакомить с основными понятиями диетологии.

Создать условия для самостоятельного изучения и отбора материала новой темы, выделения главного и значимого.

Способствовать развитию познавательного интереса.

Воспитывать коммуникабельность, самостоятельность.

Тип урока: Приобретение учащимися новых знаний.

Форма урока: Игра «Конкурс Мюнхгаузенов».

Дидактические средства: Заранее приготовленный распечатанный материал по теме.

Межпредметные связи: биология, физиология, медицина, кулинария.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация

Развитие познавательного интереса.

Постановка проблемы: Обсуждение понятия «комплексная терапия».

Высказывают предположения, мнения, обсуждают, приводят примеры.

Сообщение темы и цели урока.


Обобщает ответы учащихся, формирует тему и цель.

Записывают в тетрадь.

Изучение новой темы.

Изучить основные понятие.

Организует игру; дает инструктаж условий игры:


1. Изучить новый материал.

2. Работая в парах рассказать друг другу.

3. Разбиться на 4 группы.

4. Использовав текст записать пять предложений, преднамеренно закладывая в него 5 ошибок.

5. Написать дешифратор, сдать учителю.

6. Учащимся обменяться текстами между группами.

7. Найти ошибки (текстом нового материала пользоваться нельзя).

8. Вернуть исправленные тексты авторам.

Работают с текстами. Излагают друг другу.




Распределиться в группы.

Работают с текстом.















Работают с текстом другой группы.




Анализируют ответы.

Закрепление новых знаний

Развитие навыков и самоконтроля и анализа.

Организовывает этап проверки.

Проверяют выполненные задания (можно пользоваться текстом нового материала)

Выставляют оценки.

Подведение итогов игры.


Делает выводы. Оценивают деятельность учащихся. Выдает домашнее задание: оформить конспекты.




Урок 3. Тема: Калорийность пищи.

Цель: Повторить и обобщить знания о пищевых веществах. Сформировать знания об энергических потребностях организма. Научить определять калорийность продуктов и блюд. Развивать мыслительные способности. Воспитывать культуру питания.

Тип урока: Урок формирование умений и навыков. Традиционный урок с использованием проблемных вопросов.

Дидактические средства: Карточки-задания, справочник пищевой ценности блюд.


Межпредметные связи: физиология, биология.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация

Развитие познавательного интереса.

Постановка проблемы: Является ли количество пищи, съедаемой в сутки, величиной постоянной или переменной?

Учащиеся выдвигают гипотезы. Ищут ответы на них. Сравнивают результаты. Делают выводы.

Сообщение темы и цели урока.


Ставит проблему:

Достаточно ли знать суточное количество потребляемых продуктов, чтобы судить о восполнении энергетических затрат организма.

Обобщает ответы, формулирует цель и тему урока.

Учащиеся предлагают ввести новый показатель энерг. ценность продуктов.




Записывают

Изложение новой темы.

Сформировать знание об энергетической ценности продуктов. Научить определять калорийность блюд.

Объяснение нового материала:

1) Энергетические потребности человека.

2) Обмен веществ

3) Понятие калорийности.

4) Вычисление калорийности.

Выполняют в тетради таблицу «Энергетические затраты при различных видах трудовой деятельности».

Пример записывают в тетрадь.

Закрепление знаний


Развить навыки вычисления калорийности продуктов.


Дает задание:

1) на вычисление калорийности по вариантам.

Производят вычисления.




2) по справочнику составить меню, соответствующие 1 группе интенсивности труда.


Работают со справочником. Составляют меню.

Подведение итогов урока.



Делает выводы. Оценивает деятельность учащихся. Выдает домашнее задание.







Урок 4. Тема: Этикет гостеприимства.

Цель: Обобщить и повторить знания этикета гостеприимства. Развивать мышление, память, внимание, воспитывать культуру поведения.

Тип урока: Повторение и обобщение знаний.

Форма урока: Игра «Кулинарное лото».

Дидактические средства: Карточки с порядковыми номерами, бочонки-лото в мешочке (кол-во бочонков равно кол-ву детей x2.).



Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация


Развитие познавательного интереса.

Постановка проблемы насколько желанными гостями мы можем быть?


Сообщение темы и цели урока.






Проведение игры.



Организует игру: Дает инструктаж хода игры:

1) Предлагает каждому игроку записать на двух карточках вопрос по правилам этикетам за столом и в гостях.

2) Номер бочонка соответствует номеру вопроса.

3) Объясняет правила игры.

Учитель фиксирует ответы раздачей жетонов.


Правила:

1. Если ответа нет, то отвечает тот, кто первым поднимет руку.

2. Если ответа нет- отвечает автор вопроса.




Размышляют, записывают вопросы в карточки.




В ходе игры ученицы поочередно из мешочка достают бочонок с цифрой и отвечают на соответствующей этой цифре вопрос.


Подведение итога.


Подводит итоги подсчетом количества жетонов у каждого ученика. Отмечает авторов лучших вопросов, выдает домашнее задание.








Урок 5. Тема: Сервировка стола.

Цель урока: Повторить элементы сервировки стола, правила пользования столовыми приборами. Научиться правильно сервировать стол, закрепить правила подачи блюд. Прививать уч-ся эстетический вкус и культуру поведения за столом.

Тип урока: Применение знаний на практике.

Форма урока: Ролевая игра.

Дидактические средства: Цветные иллюстрации сервировки стола. Бланки меню заказов, посуда, приборы, салфетки, 3 стола, накрытых скатертями.

Межпредметные связи: организация предприятий общепита, история.

Этапы

урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация.




Развитие познаватель-ного интереса.

Постановка проблемы: Вас пригласили в ресторан. Кол-во приборов на сервирован-ном столе привело вас в замешательство: какими приборами и в какой очередности пользоваться при приеме пищи?

Как правильно это делать?

Обобщает ответы уч-ся, формулирует тему и цель урока.

Решают проблему, выдвигают решения, обсуждают.







Записывают в тетрадь.

Актуализация

Повторить ассортимент и назначение элементов сервировки стола.

Организует повторение пройденного материала:

- какие элементы используются для сервировки стола?

- какие виды столовых приборов вы знаете?

- в какой очередности попадают блюда на стол?

- от чего будет зависеть количество и вид столо-вых приборов на столе?



Отвечают на вопросы.

Рассуждают.

Закрепление знаний.

Развитие навыков самоконтроля и анализа

Дает задание уч-ся:

1) Распределиться в 3 группы.

2) В каждой группе распределить роли:

официанта,

посетителя,

эксперта.

3) Каждому участнику занять место в игре своей роли.

4) Осуществить ролевые действия:

- посетитель делает выбор блюд из меню,

- официант принимает заказ и сервирует стол.

- посетитель производит «прием пищи».

- эксперт оценивает правильность выполняемых действий.


Распределяются на группы.

Выбирают соответствующие роли.



Проигрывают роли.

Выполняют упражнение по сервировке стола, подачи блюд, правилам пользования столовыми и салфетками.

Подведение итогов.


Делает выводы по итогам игры. Подводит итоги экспертов. Выдает домашнее задание (индивидуальные карточки вариантов сервировки стола).





Критерий оценивания.

1. Правильная сервировка стола согласно выбранному меню и очередности подачи блюд.

2. Правильная очередность подачи блюд.

3. Правила пользования столовыми приборами.

4. Правила пользования салфеткой.













Урок 6. Тема: Супы заправочные.

Цель: Познакомить уч-ся с ассортиментом заправочных супов, характеристикой, технологией приготовления. Развивать самостоятельность, мыслительные способности. Воспитывать познавательный интерес.

Тип урока: Урок приобретения уч-ся новых знаний.

Традиционный урок с использованием проблемных ситуаций.

Дидактические средства: цветные иллюстрации блюд, сборники рецептур блюд.




Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Мотивация



Развитие познавательного интереса.

На доске.

«Что ни город-то свой борщ».

О чем говорится в этой пословице?

Уч-ся высказывают свое мнение, предложение.




Сообщение темы


Обобщает ответы уч-ся. Формирует тему и цель урока.

Записывают дату и тему урока в тетрадь.



Актуализация

Повторить классификацию супов, бульонов.

Организует повторение

фронтальным опросом:

1. Значение супов в питании.

2. Классификация супов.

3. Из каких частей состоит суп.

4. Что такое бульон.

5. Виды бульонов.

6. Правила безопасной работы при приготовление супов.



Отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга.























Объяснение нового материала.

Изучение основных понятий.




Развивать мыслительные способности.




Изучение основных правил.

Научить соблюдать последовательность операций.

Объясняет новый материал:

1) Ассортимент заправочных супов.

2) Подготовка продуктов для супов.

Постановка проблемы:

В какой последовательности закладываются продукты в суп при приготовлении?

Обобщает ответы учащихся:

Объясняет.

3) Общие правила приготовления направленных супов.

4) Технология приготовления супов. Ассортимент борщей.

5) Технология приготовления щей. Ассортимент щей.








Анализируют, размышляют, предлагают, высказывают своё мнение.





Записывают в тетрадь.






Конспектируют.

Закрепление знаний.

Развитие навыков самоконтроля и анализа.

Организует работу у доски.

1) Организовать рабочее место для приготовления борща. Сибирского.

2) Выписать продукты для рассольника «Ленинградского», составить схему последовательности закладки продуктов в суп.

3) Определять правила безопасности работы для приготовления щей суточных.

Работают со сборниками рецептур блюд.

Выполняют в тетради задания. Производят взаимоконтроль заданий на доске.

Подведение итогов.


Делает выводы по содержанию. Оценивает деятель-ность уч-ся. Выдает д/зад: Схемы рец.бл. №189, №207.

Записывают рецепты в тетрадь.

Используемая литература:


Аникеева Н.П. «Воспитание игрой». М., 1987., 367с.

Бабанский Ю.К. методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985. – 208с.

Зуева Ф.А., Жиделева С.И. Проект как раздел обраов. области «Технология». Методические рекомендации для учителей образов-ой области «Технология». Челябинск, 2001.

Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М., 1982.