СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование культуры речевого общения детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание опыта работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию культуры речевого общения

Просмотр содержимого документа
««Формирование культуры речевого общения детей дошкольного возраста» (из опыта работы)»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение (начальная школа – детский сад) сельского поселения «Село Пушкино»  Бикинского муниципального района Хабаровского края   «Формирование культуры речевого общения детей дошкольного возраста» (из опыта работы) Воспитатель средней – старшей группы Ямнова Елена Васильевна С. Пушкино, 2016г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение (начальная школа – детский сад) сельского поселения «Село Пушкино» Бикинского муниципального района Хабаровского края

«Формирование культуры речевого общения детей дошкольного возраста»

(из опыта работы)

Воспитатель средней – старшей группы Ямнова Елена Васильевна

С. Пушкино, 2016г.

АКТУАЛЬНОСТЬ:  В последние годы в системе образования перед педагогами и психологами ставится вопрос о социальной адаптации детей при поступлении их в школу. Кроме того, изменившаяся за последнее десятилетие социальная обстановка в нашей стране диктует новые требования для обучения и развития детей, но программы детских учреждений не всегда учитывают развитие сферы общения детей, обеспечивающую им эффективную социализацию и адаптацию в обществе. В связи с изложенным, изучение социально-психологических аспектов общения детей дошкольного возраста является актуальным и востребованным  Воспитание культуры речи - проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слова, манере говорить и общаться, богатстве словарного запаса. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился мыслить и обозначать мысль словом, умел общаться по средствам слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

В последние годы в системе образования перед педагогами и психологами ставится вопрос о социальной адаптации детей при поступлении их в школу. Кроме того, изменившаяся за последнее десятилетие социальная обстановка в нашей стране диктует новые требования для обучения и развития детей, но программы детских учреждений не всегда учитывают развитие сферы общения детей, обеспечивающую им эффективную социализацию и адаптацию в обществе. В связи с изложенным, изучение социально-психологических аспектов общения детей дошкольного возраста является актуальным и востребованным

Воспитание культуры речи - проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слова, манере говорить и общаться, богатстве словарного запаса. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился мыслить и обозначать мысль словом, умел общаться по средствам слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.

Проблема : Не все дети в возрасте 4-6 лет владеют навыками культуры общения, в том числе и речевой, а, значит, они менее успешны в познавательной деятельности, и, следовательно, испытывают в дальнейшем трудности при адаптации в школе и социуме.   Цель:  Создание педагогических условий для формирования у детей культуры  речевого общения через использование различных приемов и методов, в том числе, метода проекта.   Задачи: 1. Продолжать учить детей правилам хорошего тона для построения межличностных отношений. 2. Отбирать и внедрять в практику педагогические методы, способы, приёмы, способствующие формированию культуры речевого общения у детей дошкольного возраста. 3.Формировать этическое поведение, умение свободно общаться в повседневных ситуациях, умение говорить и слушать других. 4. Ввести в активный словарь этические стереотипы, развивать умение использовать «волшебные» слова в речи. 5.Воспитывать любовь, уважительное отношение к близким и окружающим людям.
  • Проблема : Не все дети в возрасте 4-6 лет владеют навыками культуры общения, в том числе и речевой, а, значит, они менее успешны в познавательной деятельности, и, следовательно, испытывают в дальнейшем трудности при адаптации в школе и социуме.
  •  
  • Цель:  Создание педагогических условий для формирования у детей культуры  речевого общения через использование различных приемов и методов, в том числе, метода проекта.
  •  
  • Задачи:
  • 1. Продолжать учить детей правилам хорошего тона для построения межличностных отношений.
  • 2. Отбирать и внедрять в практику педагогические методы, способы, приёмы, способствующие формированию культуры речевого общения у детей дошкольного возраста.
  • 3.Формировать этическое поведение, умение свободно общаться в повседневных ситуациях, умение говорить и слушать других.
  • 4. Ввести в активный словарь этические стереотипы, развивать умение использовать «волшебные» слова в речи.
  • 5.Воспитывать любовь, уважительное отношение к близким и окружающим людям.
Принцип работы: 1.Учет возрастных особенностей детей 4 – 6 лет. 2.Комплексный подход – решение задач с помощью разных форм и методов. 3.Безоценочное позитивное принятие ребенка. 4.Этапность работы.   Этапы: 1. Подготовительный (формирование темы, подбор методической и художественной литературы, начальная диагностика умений и речевых навыков детей, составление перспективного плана работы с детьми и родителями). 2. Освоение детьми правил культуры речевого общения через различные методы и приемы. 3. Последующая работа, позволяющая систематизировать и обогатить полученные навыки и умения детей.
  • Принцип работы:
  • 1.Учет возрастных особенностей детей 4 – 6 лет.
  • 2.Комплексный подход – решение задач с помощью разных форм и методов.
  • 3.Безоценочное позитивное принятие ребенка.
  • 4.Этапность работы.

  • Этапы:
  • 1. Подготовительный (формирование темы, подбор методической и художественной литературы, начальная диагностика умений и речевых навыков детей, составление перспективного плана работы с детьми и родителями).
  • 2. Освоение детьми правил культуры речевого общения через различные методы и приемы.
  • 3. Последующая работа, позволяющая систематизировать и обогатить полученные навыки и умения детей.
  • Обучение дошкольников 4-6 лет культуре речевого общения и поведения посредством сказок

тема

1

задачи

"Доброе слово лечит, а худое калечит" (Правила этики)

2

«Мы встречаем гостей"

произведения

Познакомить детей с правилами этики, с тем, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей

3

4

"Мы ходим в гости"

1."Дочь и падчерица" (русская народная сказка);

Учить детей быть вежливыми, упражнять в употреблении вежливых слов, в умении правильно, вежливо поступать в разных ситуациях

2."Морозко" (русская народная сказка);

Формировать правила поведения в гостях. Вырабатывать навык вежливости, познакомить с вариантами приветствия и прощания

"Мы оказываем помощь окружающим и другу"

А. Волков "Волшебник Изумрудного города" (глава "Страшила")

5

"Вежливость - это первая и самая приятная добродетель"

3.В. Одоевский "Мороз Иванович»

С.Я. Маршак "Кошкин дом"

Формировать доброе, уважительное отношение друг к другу. Объяснить, кто такой истинно вежливый человек - это тот, кто не только знает "волшебные" слова, но и всегда делает приятное другим людям.

Закреплять навыки вежливого общения с окружающими. Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Вызывать у детей желание быть вежливыми.

К.И. Чуковский "Доктор Айболит" (глава "Глупые звери")

"Гуси-лебеди" (русская народная сказка)

Баба-Яга и Машенька" (русская народная сказка).

  “ Вежливый кролик” (мексиканская сказка)

  А. С. Пушкин

“ Сказка о рыбаке и рыбке”

  План работы по проекту «В стране волшебных слов». Тема: «Этикет и культура речевого общения».  Сроки Декабрь 2015г. Содержание работы Беседа «В мире вежливых слов». Методы и приёмы Чтение художественной литературы: С. Михалков «Ежели вы вежливы», Осеева «Волшебное слово», Сухомлинский « Для чего говорят спасибо». Беседа « Путешествие в страну «Нравственности» и город «Добрых поступков».       Дидактические игры: «Умеешь ли ты знакомиться», «Волшебный клубочек».   Загадки о вежливости.   Разбор ситуаций по картинкам. Сюжетно – ролевые игры   «Семья», « Магазин», «Салон красоты»               Работа с родителями: - консультация «Воспитание этикета общения и культуры речевого общения детей дошкольного возраста» - совместная деятельность родителей и детей – сочинение сказки «Доброе дело» - фото презентация «Наши добрые дела»   Использование технологии проектной деятельности в работе с детьми 4-6 лет

План работы по проекту «В стране волшебных слов».

Тема: «Этикет и культура речевого общения».

Сроки

Декабрь 2015г.

Содержание работы

Беседа «В мире вежливых слов».

Методы и приёмы

Чтение художественной литературы: С. Михалков «Ежели вы вежливы», Осеева «Волшебное слово», Сухомлинский « Для чего говорят спасибо».

Беседа « Путешествие в страну «Нравственности» и город «Добрых поступков».

 

 

 

Дидактические игры: «Умеешь ли ты знакомиться», «Волшебный клубочек».

 

Загадки о вежливости.

 

Разбор ситуаций по картинкам.

Сюжетно – ролевые игры   «Семья», « Магазин», «Салон красоты»

 

 

 

 

 

 

 

Работа с родителями:

- консультация

«Воспитание этикета общения и культуры речевого общения детей дошкольного возраста»

- совместная деятельность родителей и детей – сочинение сказки «Доброе дело»

- фото презентация «Наши добрые дела»

 

Использование технологии проектной деятельности в работе с детьми 4-6 лет

 Тема: «Первые шаги в мир хороших манер»  . Сроки Содержание работы Январь 2016г. НЕДЕЛЯ ВЕЖЛИВОСТИ Методы и приёмы Знакомство с феей Вежливости и куклой Наташей, приглашение ее в страну «Вежливости» с целью исправления. Чтение художественной литературы: Васильева-гангус «Азбука вежливости»     Беседа «Чистое тело – здоровый дух», путешествие в страну «Чистюлия» - остановки в городах «Зубочистки», «Носовые платки», «Опрятная одежда». Дидактические игры: «Что ждёт неряху», «Что правильно, а что нет».   Беседа «Культура поведения за столом». Разбор проблемных ситуаций.         Сервировка стола по схеме.   Изготовление разных видов салфеток.   Конкурс между дежурными «Накрой стол к празднику».     Сюжетно – ролевые игры «Гости», « Семья», «День рождения». Работа с родителями: - папка – раскладушка советы родителям «Как вырастить культурного собеседника» - совместная деятельность родителей и детей – выставка «Оригинальные салфетки». Использование технологии проектной деятельности в работе с детьми 4-6 лет

Тема: «Первые шаги в мир хороших манер»

.

Сроки

Содержание работы

Январь 2016г.

НЕДЕЛЯ ВЕЖЛИВОСТИ

Методы и приёмы

Знакомство с феей Вежливости и куклой Наташей, приглашение ее в страну «Вежливости» с целью исправления.

Чтение художественной литературы: Васильева-гангус «Азбука вежливости»

 

 

Беседа «Чистое тело – здоровый дух», путешествие в страну «Чистюлия» - остановки в городах «Зубочистки», «Носовые платки», «Опрятная одежда».

Дидактические игры:

«Что ждёт неряху», «Что правильно, а что нет».

 

Беседа «Культура поведения за столом».

Разбор проблемных ситуаций.

 

 

 

 

Сервировка стола по схеме.

 

Изготовление разных видов салфеток.

 

Конкурс между дежурными «Накрой стол к празднику».

 

 

Сюжетно – ролевые игры «Гости», « Семья», «День рождения».

Работа с родителями:

- папка – раскладушка советы родителям «Как вырастить культурного собеседника»

- совместная деятельность родителей и детей – выставка «Оригинальные салфетки».

Использование технологии проектной деятельности в работе с детьми 4-6 лет

Тема: «Учимся играть, общаться и дружить».  Сроки Содержание работы Февраль 2016г. Методы и приёмы Беседа «Умеешь ли ты дружить?» Викторина «Будем вежливы и здоровы» - открытый просмотр. Чтение художественной литературы: Кузнецов «Мы поссорились с подружкой», Г. Цыферов» Когда не хватает игрушек». Знакомство с правилами дружбы Разучивание и пение песен о дружбе « Если с другом вышел в путь», « Друг в беде не борсит».   Физкультурный досуг: «Давайте жить дружно». Разбор проблемных ситуаций. Дидактические игры:     «Хорошие и плохие поступки», «Как поступают друзья».         Заучивание пословиц, поговорок о друзьях и дружбе.         Работа с родителями: - совместная работа детей с родителями: составление рассказов «Мой лучший друг» - консультация для родителей «Научите детей дружить». - изготовление книги с пословицами, поговорками и стихами о дружбе и друзьях. - изготовление поделок: « Подарок для друга».   Использование технологии проектной деятельности в работе с детьми 4-6 лет

Тема: «Учимся играть, общаться и дружить».

Сроки

Содержание работы

Февраль 2016г.

Методы и приёмы

Беседа «Умеешь ли ты дружить?»

Викторина «Будем вежливы и здоровы» - открытый просмотр.

Чтение художественной литературы: Кузнецов «Мы поссорились с подружкой», Г. Цыферов» Когда не хватает игрушек».

Знакомство с правилами дружбы

Разучивание и пение песен о дружбе « Если с другом вышел в путь», « Друг в беде не борсит».

 

Физкультурный досуг: «Давайте жить дружно».

Разбор проблемных ситуаций.

Дидактические игры:

 

 

«Хорошие и плохие поступки», «Как поступают друзья».

 

 

 

  Заучивание пословиц, поговорок о друзьях и дружбе.

 

 

 

 

Работа с родителями:

- совместная работа детей с родителями: составление рассказов «Мой лучший друг»

- консультация для родителей «Научите детей дружить».

- изготовление книги с пословицами, поговорками и стихами о дружбе и друзьях.

- изготовление поделок: « Подарок для друга».

 

Использование технологии проектной деятельности в работе с детьми 4-6 лет

Информация для родителей

Информация для родителей

Красивые салфетки смастерили детки.  А что детки не смогли, то им мамы помогли!

Красивые салфетки смастерили детки. А что детки не смогли, то им мамы помогли!

Ложь дружбу губит, почему дружба её не любит.

  • Не бросай друга в несчастье. Не годы сближают людей, а минуты. Не поспоришь - не подружишь. Дружба не служба; а кому дружить, на того служить. Нет друга - ищи, нашёл - береги. Одёжа хороша новая, а друг - старый. В долг давать – дружбу терять. Старый друг лучше новых двух. Человек без друга, что земля без воды. Что за тем гоняться, кто не хочет знаться. Без друга в жизни туго. Были бы пирожки - будут и дружки. Дружба дружбой, а в карман не лезь. Дружба заботой да подмогой крепка. Дружба не терпит никакого обмана и рвётся там, где начинается ложь. Друг в беде - друг вдвойне. Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось. Друг не испытанный, что орех не расколотый. Друг спорит, а недруг поддакивает.
  • Не бросай друга в несчастье. Не годы сближают людей, а минуты. Не поспоришь - не подружишь. Дружба не служба; а кому дружить, на того служить. Нет друга - ищи, нашёл - береги. Одёжа хороша новая, а друг - старый. В долг давать – дружбу терять. Старый друг лучше новых двух. Человек без друга, что земля без воды. Что за тем гоняться, кто не хочет знаться. Без друга в жизни туго. Были бы пирожки - будут и дружки. Дружба дружбой, а в карман не лезь. Дружба заботой да подмогой крепка. Дружба не терпит никакого обмана и рвётся там, где начинается ложь. Друг в беде - друг вдвойне. Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось. Друг не испытанный, что орех не расколотый. Друг спорит, а недруг поддакивает.
  • Не бросай друга в несчастье.
  • Не годы сближают людей, а минуты.
  • Не поспоришь - не подружишь.
  • Дружба не служба; а кому дружить, на того служить.
  • Нет друга - ищи, нашёл - береги.
  • Одёжа хороша новая, а друг - старый.
  • В долг давать – дружбу терять.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Человек без друга, что земля без воды.
  • Что за тем гоняться, кто не хочет знаться.
  • Без друга в жизни туго.
  • Были бы пирожки - будут и дружки.
  • Дружба дружбой, а в карман не лезь.
  • Дружба заботой да подмогой крепка.
  • Дружба не терпит никакого обмана и рвётся там, где начинается ложь.
  • Друг в беде - друг вдвойне.
  • Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.
  • Друг не испытанный, что орех не расколотый.
  • Друг спорит, а недруг поддакивает.

 

 

«Без друга в жизни туго» – КНИГА пословиц, поговорок и стихов о дружбе и друзьях

Мы работы не боимся, помогаем, не ленимся!

Мы работы не боимся, помогаем, не ленимся!

 Чтоб было веселей дружить, подарок другу можно подарить.  Сюрприз сделаем сами своими руками!

Чтоб было веселей дружить, подарок другу можно подарить. Сюрприз сделаем сами своими руками!

Сделал приятное другу и жить станет не туго!

Сделал приятное другу и жить станет не туго!

Результаты начального мониторинга

Результаты начального мониторинга

Результаты итогового мониторинга

Результаты итогового мониторинга

СПАСИБО ЗА  ВНИМАНИЕ!
  • СПАСИБО ЗА

ВНИМАНИЕ!