СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование КУУД у учащихся с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы по формированию УУД у учащихся с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Формирование КУУД у учащихся с ОВЗ»

«Формирование коммуникативных универсальных

учебных действий у учащихся с ограниченными

возможностями здоровья»

Тверякова Юлия Евгеньевна

учитель начальных классов

В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные отклонения в развитии.

Задержка психического развития понимается как нарушение нормального темпа психического развития. Данный термин подчеркивает временной характер нарушения, то есть уровень психофизического развития в целом может не соответствовать паспортному возрасту ребенка

Первичные нарушения создают почву для возникновения препятствий при формировании и развитии общения детей с окружающими, в установлении широких социальных связей

У младших школьников с задержкой психического развития наблюдаются следующие нарушения речи:

1) бедный словарный запас

2) нарушенное звукопроизношение (нарушения свистящих (с, з) и сонорных звуков (м, н, л, р))

3) недостаточная не сформированность лексико-грамматического строя речи

4) дефекты артикуляторного аппарата (мышцы языка напряжены, дефекты строения зубного ряда)

5) низкая речевая активность.

Младшие школьники с нормой развития к моменту поступления в школу умеют строить понятные для партнера высказывания; умеют задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения, достаточно владеют планирующей и регулирующей функциями речи. Таким образом, у них активно развиваются коммуникативные универсальные учебные действия.

Достаточный уровень развития коммуникативных действий обеспечивает младшим школьникам социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

У младших школьников с ЗПР формирование коммуникативных универсальных учебных действий происходит с запозданием.

У данной категории детей необходимо развивать следующие коммуникативные действия:

1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

2) постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

3) разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

4) управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

5) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР указаны коммуникативные действия, которые должны быть сформированы у младших школьников с ЗПР в результате освоения данной программы:

1) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

2) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

3) овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

4) готовность слушать собеседника и вступать в диалог и поддерживать его; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение;

5) умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

6) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.


Хочу поделиться опытом своей работы по данному направлению.

Умения  формируются  в  деятельности,  а  коммуникативные  умения  формируются  и  совершенствуются  в  процессе  общения  учащихся,  как  на 

уроках,  так  и  во  внеурочной  деятельности. 

В 2013 году в моих классах появились учащиеся с ограниченными возможностями здоровья. Вначале их было 2, теперь 4. Обучение в 3-4 классах комплектах ведется и по адаптивным образовательным программам для учащихся с задержкой психического развития и умственной отсталостью.

Сначала было так и так.

Уговоры, беседы с ребятами не давали результатов. На всё был один ответ: «Не хочу!». Причем общаться они не хотели и с ребятами из класса.

Трудно было вовлечь учеников в учебный процесс, пришлось полностью перестраивать уроки.

Предлагаю вашему вниманию упражнения и задания, которые способствовали формированию речевой активности и социальной компетентности. Они стали неким стимулом для освоения программного материала, выполнять их разрешалось только после выполнения основных учебных заданий.

Главная моя задача заключается в том, чтобы создать условия, когда обучение это активная самостоятельная работа.

Важное место в учебно-воспитательном процессе занимает технология личностно-ориентированного обучения на основе системно-деятельностного подхода, а так же игровая и групповая технологии, которые способствуют реализации коммуникативных интересов и активизации деятельности учащихся.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации парной работы каждый ученик мыслит, предлагает свое мнение, в парах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идет взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии и диалога. Ученики не просто решают, обсуждают, а сравнивают, группируют, делают выводы, определяют закономерности, выступают в роли исследователей.

Главным становится выработка умений договориться и общаться, выполнение правил общения: при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, возражать, помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать.

Уроки, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют формированию коммуникативных УУД младших школьников. Во время игры ученик – полноправный участник коммуникации, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него игра – это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Познание в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное – не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах.

Особое место на уроках и во внеурочной деятельности отводится театрализации и драматизации как одной из форм групповой деятельности учащихся. Младшие школьники очень любят инсценировать художественные сказки, басни.

Таким образом, для развития коммуникативных способностей детей в младшем школьном возрасте с задержкой психического развития и умственной отсталостью учителю необходимо:

1. Создать в классе  атмосферу взаимной доброжелательности и взаимопомощи, только при этом каждый ребенок сможет чувствовать себя среди сверстников уверенным в себе, сможет спокойно выражать свое мнение;

2. Привлекать каждого ребенка к общим делам, участие в которых способствует развитию сплоченности класса;

3. Использовать групповые, парные формы работы на уроке для развития у детей умений вступать в контакт, диалог;

4. Использовать в работе с детьми коллективные игры, драматизации, развивающие мышление, творческую активность;

Сейчас это выглядит так. Мы все вместе, вместо «Не хочу», слышу «Я хочу». Последнее нововведение это замена учащимися учителя в 3 или 4 классах, проведение и проверка тестов, контрольных работ. Ребята справляются с подобными ролями, им это нравится. А у меня есть возможность уделить больше времени учащимся другого класса

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель сегодня не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях.





Мониторинг отслеживания сформированности коммуникативных УУД 


1 класс

Умение учащихся договариваться, аргументировать свое предложение, убеждать. Способность к взаимоконтролю и взаимопомощи.

1.Методика А.Г.Цукермана «Рукавички»
2.Методика В.С.Мухиной «Социометрический метод»

Способность к сотрудничеству и дружескому сопереживанию

1.Методика Т.А.Марковой «Не намочи ноги»
2.Задание «Дорога к дому»

Особенности развития внутрисемейных отношений

1.Проективно-графическая методика «Рисунок семьи»

2-4 классы

Особенности межличностных взаимоотношений, складывающиеся между учащимися, поведение в конфликтных ситуациях.

1.Методика В.С.Мухиной «Социометрический метод»
2.Методика А.В.Петровского «Межличностные отношения в классе»
3.Метод изучения взаимоотношений «Шкала приемлемости»
4.Методика А.Н.Лутошкиной «Психологический круг»
5.Методика К.Томаса «Описания поведения в конфликте»
6.Методика Баса-Дарки «Состояния агрессии»
7.Методика Ж.Пиаже «Ваза с яблоками»

Особенности развития коммуникативных навыков учащихся.

1.Методика А.М.Кузнецовой «Уровень общительности личности»
2.Методика В.Маклеви «Умение слушать и воспринимать собеседника»
3.Тест «Взаимоотношения с собеседником»
4.Задание «Дорога к дому»

Особенности развития внутрисемейных отношений

1.Проективно-графическая методика «Рисунок семьи»
2.Опросник АДОР