СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование личности подростка в условиях компьютеризации общества

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня компьютеры прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Современный ребенок растет в среде, где компьютер – такая же привычная и будничная вещь, как электричество, автомобиль, телевизор или сотовый телефон. Однако в формировании личности человека компьютер может вызывать как позитивные, так и негативные эффекты, ведь не такой уж он и безопасный, как кажется на первый взгляд.

Просмотр содержимого документа
«Формирование личности подростка в условиях компьютеризации общества»

Формирование личности подростка

в условиях компьютеризации общества

Сегодня компьютеры прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Современный ребенок растет в среде, где компьютер – такая же привычная и будничная вещь, как электричество, автомобиль, телевизор или сотовый телефон. Однако в формировании личности человека компьютер может вызывать как позитивные, так и негативные эффекты, ведь не такой уж он и безопасный, как кажется на первый взгляд.

К позитивным преобразованиям относятся: усиление интеллекта человека за счет вовлечения его в решение более сложных задач в условиях компьютеризации; развитие логического, прогностического и оперативного мышления.

Успешное применение компьютеров, получение с их помощью более продуктивных результатов повышает самооценку человека, его уверенность в способности решать сложные задачи.

К позитивным результатам можно отнести также развитие у пользователей познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.

Компьютер вырабатывает у юных пользователей такие качества, как аккуратность, точность, рациональность, организованность.

С другой стороны важно помнить, что компьютер (как и телевизор) представляет человеку пассивные развлечения, что очень опасно, поскольку подобная деятельность формирует зависимость.


ПЕРВЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

  • ест, пьет чай, делает уроки возле компьютера;

  • провел хотя бы одну ночь возле компьютера;

  • прогулял школу – сидел за компьютером;

  • приходит домой и сразу же садится за компьютер;

  • пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться в случае поломки компьютера;

  • угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

За каких-нибудь десять лет компьютерные игры стали неотъемлемой частью детского досуга. Множество семей уже не мыслит без этого жизни. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят дома за компьютером. Исследования показали, что дети, которым разрешают без ограничений сидеть за компьютером, на 35% меньше времени уделяют занятиям и на 30% – чтению, а степень увлеченности компьютерными играми прямо пропорциональна психологическому дискомфорту. Иными словами, чем больше у ребенка – особенно мальчика – психологических трудностей в жизненной реальности, тем глубже он погружается в виртуальную. Вот почему наши дети стали более агрессивными, жестокими, обидчивыми, у них развиваются различного рода страхи. Они практически не умеют общаться со своими сверстниками, договариваться с ними, не говоря уже о доверии и взаимопомощи. И если не научить детей умеренности при работе с компьютером, это может стать настоящей проблемой.

ДЛИТЕЛЬНОЕ НАХОЖДЕНИЕ В ПОЛОЖЕНИИ СИДЯ

Ребёнок за компьютером сидит в расслабленной позе, вследствие чего напрягаются мышцы шеи, го­ловы, рук, спины. В результате может развиться сколиоз.

При длительном нахождении за компьютером между сидением стула и телом развивается эффект теплового компресса, что приводит к застою крови в тазовых органах. Результатом этого может стать геморрой и простатит, то есть заболевания, требую­щие продолжительного и малоприятного лечения.

Малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ

Электромагнитное излучение компьютера идёт от задней и боковых стенок, поэтому следует уста­навливать компьютер так, чтобы эти места не были направлены туда, где вы или ваш ребёнок спит или сидит, работая за письменным столом.

Советы

  • Разместите компьютер в углу или же задней по­верхностью к стене.

  • Старайтесь, чтобы оптимальное расстояние глаз от экрана монитора составляло не меньше 45-60 сантиметров.

  • Не устанавливайте компьютеры в спальнях, а ночью их полностью отключайте от сети. Экраны, куда садится пыль и другие вредные вещества, ежедневно протирайте одноразовой влажной салфеткой.

  • Как можно чаще проветривайте комнату.

  • Для увеличения влажности в помещении обору­дуйте аквариум или поместите другую ёмкость с водой.

ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ СУСТАВОВ КИСТЕЙ РУК

В пальцах рук вследствие ударов по клавишам возникает ощущение слабости, онемения и «му­рашек» в подушечках. Это может привести к повреждению суставного и связывающего аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими. Но главная причина — длительная однообразная и неправильная работа ки­стями и пальцами рук. В наше время от болезней кистей рук страдают пользователи ПК, которые много часов подряд делают однообразные мелкие движения руками.

Совет

  • Каждый час делайте короткие паузы, во время которых выполняйте комплекс упражнений для кистей рук.

  • Комплекс упражнений для устранения мышечного напряжения:

  1. Исходное положение — сидя на стуле. Вытянуть и растопырить пальцы так, чтобы ощутить напряжение. В таком положении за­держаться на 5 секунд. Расслабить, а потом со­гнуть пальцы. Повторить упражнение 5 раз.


  1. Медленно и плавно опустить подбородок, оста­ваться в таком положении 2-3 секунды и рас­слабиться. Поднять руки как можно выше, потом плавно опустить их, расслабить. Упражнение повто­рить 5 раз.


  1. Скрестить пальцы рук и положить их за голо­ву. Свести лопатки, оставаться в таком положе­нии 5 секунд, а потом расслабиться. Повторить упражнение 5 раз.

ПОВЫШЕННАЯ НАГРУЗКА НА ЗРЕНИЕ

Работа за компьютером технически сводится к введению либо чтению текста, рисованию или изучению деталей рисунков, чертежей. Это значительная нагрузка на глаза, ведь изображение на экране дисплея состоит не из бесконечных линий, как на бумаге, а из отдельных светящихся и мерцающих точек.

Если к тому же монитор невысокого качества и интерфейс использованных программ неудачный, то последствия не заставят себя ждать: у пользова­теля ухудшается зрение, глаза начинают слезить­ся, возникает головная боль, усталость, двоение изображения. Это явление называется «компью­терным зрительным синдромом». Избежать его поможет соблюдение основных правил гигиены зрения.

Рабочее место должно быть достаточно осве­щённым, световое поле равномерно распределено по всей плоскости рабочего пространства, лучи света не должны попадать в глаза. Укомплектуйте компьютер красивым монитором, правильно его настройте, используя качественные программы. Не забывайте о паузе во время занятий ребёнка на компьютере (15 минут через каждый час), гимна­стике для зрения. Контролируйте зрение ребёнка у врача-окулиста. При первых симптомах наруше­ния зрения срочно уменьшите время занятий на компьютере.


Гимнастика для глаз

(комплекс упражнений для глаз по методу Г. А. Шичко)


1. Пальминг

Центр ладони должен быть над центром глазно­го яблока. Мизинец (и правой, и левой руки) — на переносице (как мостик очков). Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы не было ни единой ды­рочки, глаза должны находиться в абсолютном мра­ке. Локти поставить на стол, сесть удобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Можно представить приятную картину. В какой-то момент покажется, что кто-то вас раскачивает — значит, пальминг можно заканчивать.

2. Вверх-вниз. Влево-вправо

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. При­щуриться, снять напряжение, считая до десяти.

  1. Круг

Представить большой круг. Обвести его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

  1. Квадрат

Предложить детям представить квадрат. Перево­дить взгляд с правого верхнего угла в левый ниж­ний, левый верхний, правый нижний. Ещё раз поочерёдно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

СТРЕСС В СЛУЧАЕ УТРАТЫ ИНФОРМАЦИИ

Ребёнок работал на компьютере над важной информацией, но по некоторым причинам (виру­сы, перепады напряжения, нажал не ту кнопку...) потерял её.

Советы

  • Дублируйте информацию на отдельном диске или на внешнем носителе.

  • Продолжительная работа за компьютером при­водит к изменениям в центральной нервной си­стеме, эндокринной, имунной и репродуктив­ной системах, отражается на костно-мышечном аппарате человека.

  • Научите ребёнка методам саморегуляции.

Важно ограничить время пребывания ребенка за компьютером. Очень легко отучить его от долгого сидения у экрана, отправив его туда, где открытого доступа к нему просто нет, а день расписан другими мероприятиями. И помните: если вы что-то забираете у ребенка, заполните это место более полезными вещами. Идеально – заняться спортом.

Таким образом, если вы сами много смотрите телевизор и играете на компьютере, сложно убедить детей не делать этого. Оцените, сколько времени вы сами находитесь рядом с экраном в часы отдыха, и попробуйте сократить его. Кем будет компьютер в жизни вашего ребенка, добрым помощником или монстром, разрушающим его жизнь, зависит от того, как вы, родители, научите общаться с ним.


ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК НЕ ОТХОДИТ ОТ КОМПЬЮТЕРА?

Советы родителям Дети 7-9 лет

Дети младшего школьного возраста пользуют­ся Интернетом не только дома, но и у друзей, и в школе. Беседы и объяснения родителей, с чем дети могут столкнуться в Интернете, по­могут им стать ответственными, способными ра­ботать с Интернетом самостоятельно и безопас­но. Чтобы помочь своим детям, родители могут поделиться собственным опытом.

Дети в возрасте 7-9 лет еще нуждаются в кон­троле со стороны родителей во время пользова­ния Интернетом. Родителям нужно выработать для детей правила использования Интернета, а уже потом корректировать их по мере взросления ребёнка.

Дома использовать Интернет дети должны в присутствии родителей. Возможно, ребёнок ещё не в силах самостоятельно определить безопасность веб-сайта, потому должен об­ращаться за разрешением к родителям, пе­ред тем как размещать личную информацию в Интернете.

Чат-комнаты и другие виды публичного онлайн-общения могут не соответствовать возрасту ре­бёнка. Адрес электронной почты, используемый в этом возрасте, должен быть общим семейным адресом.

Создание учётной записи для ребёнка с ограни­ченными правами пользования помогает ему научиться работать за компьютером самостоятельно.

Программы фильтрования также помогут пре­дотвратить доступ ребёнка к неподходящим сайтам.

Советы родителям Дети 10-12 лет

Школьники, возможно, уже знают, как ис­пользовать Интернет в разных целях. Родите­ли могут поддержать своего ребёнка, ознако­мившись с сайтами, которыми пользуются их дети, узнать об их хобби или других интересах, связанных с Сетью. Взрослые могут также ис­пользовать Интернет для планирования опреде­лённых событий, касающихся всей семьи. Это даёт возможность родителям и детям обсуждать надёжные сайты, на которых можно найти ка­чественную и верную информацию.

Дети 10-12 лет всё ещё нуждаются в контроле со стороны родителей и также должны при­держиваться правил пользования Интернетом. Впрочем, некоторые дети могут нарушать пра­вила и избегать контроля родителей, если они считают, что их чересчур ограничивают или не удовлетворяют их потребности.

Родители должны договориться с детьми о том, что тем позволено делать в Интернете, а что нет, согласовать с детьми, какую личную информа­цию они могут размещать в Интернете, расска­зать о рисках, связанных с раскрытием этой информации.

Дети этого возраста заинтересованы в использо­вании чатов, поэтому родители должны расска­зать им о безопасном общении, а также следить, как их ребёнок сам общается онлайн.

Необходимо регулярно обновлять средства без­опасности компьютера.

Советы родителям Дети 13-15 лет

Для детей этого возраста Интернет становит­ся частью жизни. Они знакомятся с людьми и проводят много времени онлайн, ищут необ­ходимую информацию, касающуюся школь­ных занятий или своих увлечений. Иногда родителям сложно узнать о том, что делают их дети в Сети. В этом возрасте дети рискуют и испытывают свои возможности — техниче­ские ограничения и запреты могут оказаться неэффективными.

13-15-летние дети могут держать в секрете то, что они делают в Интернете, особенно если ро­дители раньше не интересовались, как их ребё­нок использует Сеть. Поэтому важно открыто общаться с ребёнком и интересоваться тем, что он делает в Интернете.

Дети 13-15 лет также должны придерживать­ся установленных правил пользования Интер­нетом.

Некоторые подростки всё ещё нуждаются в со­вете взрослого человека, например, в таких во­просах, как размещение личных данных в он­лайне.

Вопросы этики и ответственности пользователя Интернета — важные темы для разговора с ре­бёнком. Дети обязаны нести ответственность за то, что они публикуют в Сети, включая их лич­ную информацию или информацию, которая может быть незаконной.

Родители должны интересоваться «друзьями-онлайн» ребёнка, знать, с кем он познакомился в Сети и собирается встретиться.

Стать интернет-зависимыми рискуют дети, у которых не складываются отношения с роди­телями и ровесниками, которые пытаются найти замену живому общению в виртуальных играх и чатах.

В разговоре с ребёнком важно не срав­нивать Интернет и реальную жизнь, а показать, как они могут дополнять друг друга. Ваш ребёнок чрезмерно увлечён играми-стрелялками? Хорошо. Предложите ему стать сильным героем не только на экране мобильного телефона или мониторе, а за­няться Спортом, научиться приёмам самообороны. Посетите спортзал, найдите подходящую спортив­ную секцию.

Важно правильно использовать присущие ре­бёнку интересы. Хорошо зная своего ребёнка, вы обязательно найдёте в окружающем мире вещи, которые обязательно его заинтересуют.

СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ МОЖЕТ ПРОВОДИТЬ РЕБЁНОК

ЗА КОМПЬЮТЕРОМ?

Условно безопасное время, которое ребёнок может проводить за компьютером (в минутах), можно посчитать, умножив количество лет ребёнка на два. Например, если ребенку десять лет, для него условно безопасное время составляет 20-30 минут. После этого надо делать перерыв не менее часа.

Выбор направления развития ребёнка, конеч­но же, дело родителей, им решать, играть детям в компьютерные игры или нет, но ещё раз хочется обратить внимание на то, что ком­пьютер никогда не заменит живое, дружеское общение с ровесниками.

Помните, что использование компьютера ребён­ком любого возраста должно сопровождаться посто­янным вниманием родителей. Только постоянный контроль, доверительные отношения между ребён­ком и родителями смогут воспитать критичность мышления и способность осознания получаемой информации.