«Формирование универсальных учебных действий в основной школе через внеурочную деятельность»
Подготовила: Хорошко Г.С.,
учитель английского языка
«Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает.» Георг Зиммель (немецкий философ и социолог)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
три группы результатов
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Способность решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи средствами учебных предметов на основе научного знания и опыта деятельности по получению, преобразованию
и применению нового знания
Понятие УУД
Примерная ООП основного образования
Примерная ООП начального образования
Умение учиться
Умение учиться в общении со сверстниками
Полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности:
Полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности:
- Познавательные и учебные мотивы;
- Учебная цель;
- Учебная задача;
- Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материал, контроль и оценка)
- Познавательные и учебные мотивы;
- Учебная цель;
- Учебная задача;
- Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материал, контроль и оценка)
РАЗЛИЧИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ФГОС НОО И ФГОС ООО
Усложнение понятия УУД;
Другая структура личностных УУД;
Больший объем и сложность УУД;
Универсальные учебные действия (УУД)
- Обеспечивают способность учащегося к САМОразвитию и САМОсовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта
Умение учиться и развиваться
переход от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе
Виды УУД
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные УУД
Отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира:
- Личностное, жизненное самоопределение;
- Смыслообразование
(Какое значение и смысл имеет для меня учение?);
- Нравственно-эстетическая ориентация
(оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор)
Структура личностных УУД
Личностные УУД
К личностным УУД относятся:
- Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
- Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
- Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- Осваивать новые виды деятельности;
- Участвовать в творческом, созидательном процессе;
- Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально- этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
- Осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народам;
- Стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Современные образовательные технологии при формировании личностных УУД
- Технология проблемного обучения
- ИКТ- технология
- Технология уровневой дифференциации
- Технология ситуативного обучения
- Технология продуктивного чтения
- Проектная деятельность
Пример задания на формирование личностных УУД
Задание 1. «Заполни анкету для поступления в международный клуб путешественников»
Вид личностных УУД: личностное, жизненное самоопределение
Цель : формирование личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, желаний, стремлений.
Возраст: 10–15 лет.
Форма выполнения: индивидуальная.
Описание задания: заполнение анкеты для поступления в международный клуб путешественников.
Материалы: карточки с заданием.
Инструкция: учащимся раздаются карточки, в которых они должны записать информацию о себе. Затем учащиеся рассказывают о себе, используя информацию на карточке.
Пример задания на формирование личностных УУД
Задание 2 Проект «Добро пожаловать в Россию»
Вид личностных УУД: нравственно-эстетическая ориентация
Цель : Участие в творческом процессе, осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, культуры; проявление толерантности
Пример задания на формирование личностных УУД
Задание 3. Дополните список причин, почему люди изучают английский язык. Скажите, зачем Вы изучаете английский язык.
Вид личностных УУД: смыслообразование ( зачем я учу английский язык?)
Цель : формирование положительного отношения к учебе, к познавательной деятельности.
Пример задания на формирование личностных УУД
Задание 4. «Оцени поведение другого.»
Вид личностных УУД : нравственно-эстетическая ориентация
Цель : развитие языковых и речемыслительных способностей, адекватное восприятие использования грамматических явлений в речи ,
Возраст: 11–15 лет.
Форма выполнения задания: индивидуальная и групповая работа.
Описание задания: прочитать текст, о том, как учащиеся уживаются в одной комнате. По опорам высказать свое мнение.
Пример задания на формирование личностных УУД
Технология проблемного обучения
Вид личностных УУД: нравственно-эстетическая ориентация
Цель : признание для себя общепринятых морально-эстетических норм, анализ поведения персонажей текстов, их действий, уважение чужого мнения.
Описание задания : Необходимо разместить в отеле 6 человек, учитывая их характер, предпочтения. Подобрать наиболее подходящее соседство.
Портрет ученика со сформированными личностными УУД:
- Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат
- Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку
- Ученик понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься
- У ученика развита рефлексия
- У ученика сформирована учебная мотивация
- У ученика сформирована адекватная самооценка
Спасибо за внимание! Thank you!