СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование метапредметных образовательных результатов в процессе обучения иностранному языку в рамках требований фгос

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научная статья, посвященная вопросам формирования метапредметных образовательных результатов в процессе обучения иностранному языку.

Просмотр содержимого документа
«Формирование метапредметных образовательных результатов в процессе обучения иностранному языку в рамках требований фгос»

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В РАМКАХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

В основе нового Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на становление личностных характеристик обучаемых и развитие метапредметных способностей учащихся. ФГОС устанавливает требования к результатам, полученным обучающимися, освоившими основную образовательную программу среднего (полного) общего образования, в том числе и метапредметным результатам, включающим универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Кроме того, ФГОС указывает на необходимость формирования способности свободного использования данных понятий и действий в учебной, познавательной и социальной практике. Особое внимание уделяется задаче формирования самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, а также способности к построению индивидуальной образовательной траектории учащихся, владению навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Рассмотрим подробнее сущность метапредметного содержания и научных понятий «метапредмет» и «метапредметные результаты».

А.В. Хуторской рассматривает метапредметное содержание обучения как «то, что предшествует учебному предмету, как бы находится над ним, существует до его конкретного проявления». Ю.В. Громыко считает, что «метапредмет выстраивается вокруг какой-то мыследеятельностной организованности. В качестве таких мыследеятельностных организованностей могут быть знание, знак, проблема, задача, смысл, категория… А.Г. Асмолова: «Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться».

Таким образом, под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы действий, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении актуальных проблем в реальных жизненных ситуациях. Это значит, чтоу учащихся формируются универсальные учебные действия, ккоторыми относятся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта.

Какое занятие можно рассматривать как метапредметное? Основными характеристиками метапредметного занятия можно считать следующие особенности:

  1. Это интегрированное занятие.

  2. Деятельность учащихся на этом занятии организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.

  3. Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.

  4. Системная работа со способом: если ученик освоил решение определённой нормативной задачи или структуры, учитель даёт ему решение подобной задачи или проблемы этого же типа, но из другого смежного предмета.

  5. Учитель должен знать свой предмет и его возможности максимально хорошо и свободно ориентироваться в современных информационных потоках.

На какие метапредметные категории необходимо обращать внимание обучающихся на интегрированных занятиях?

Примерами основных метапредметных категорий являются: определение и понятие, рисунок и схема, знание и информация, цель и задача, роль и позиция, модель и способ, содержание и форма, знание и незнание, порядок и хаос, изменение и развитие, простое и сложное.

Остановимся подробнее на особенностях метапредметного урока и его структуре. К структурным элементам метапредметного урока можно отнести:

  • Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

  • Момент осознания учащимися  недостаточности имеющихся знаний и умений. Самостоятельное выдвижение гипотезы и её проверка.

  • Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: узнать – научиться.

  • Оценивание самостоятельно найденных способов реализации и апробирования результатов выдвинутой гипотезы в практических ситуациях.

  • Взаимопроверка и взаимоконтроль применения новых способов.

  • Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, как научился и каким способом действовал, чтобы достичь поставленной цели.

Основными требованиями к заданиям на метапредметном уроке можно отнести их проблемный и поисковый характер.

Дидактика успешного метапредметного урока выдвигает особые требования к педагогу. К ним, на наш взгляд, относятся следующие параметры:

  • Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!

  • Добиваться от учеников аргументированных ответов.

  • Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.

  • Чётко и точно формулировать задание.

  • Актуализировать импровизацию.

Основная деятельность учителя должна осуществляться не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе дидактического материала и сценировании урока. Таким образом, учитель на метапредметном уроке не столько хороший актёр, сколько талантливый режиссёр!

На метапредметном уроке:

- происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире;

-осуществляется обучение школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом;

- учитываются реальные потребности и интересы обучающихся;

- происходит включение ученика в разные виды деятельности, важные для конкретного ребенка;

- организуется поисковая деятельность учащихся, разновидностью которой бывают: постановка проблемы, генерация идей, коммуникативно-диалоговая деятельность, выявление и сопоставление точек зрения, позиций, аргументация; моделирующая деятельность в предметно-содержательном и социально–психологическом плане;

- создаются благоприятные психолого-педагогические условия, при которых педагог учит детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения;

- ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и познавательной деятельности;

- ученик переосмысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания, открывает эти понятия, а затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием;

- ученик проживает историю открытия явления, то есть воспринимает одномоментно весь необходимый для этого опыт.

Таким образом, с помощью метапредметного урока происходит не только познавательное, но и личностное развитие учащегося, а также формирование у него собственной системы мировоззрения, умения строить логическое рассуждение, делать умозаключения и выводы, организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, применять полученные знания вне школы.

Навыки анализа и синтеза, которые учащиеся приобретают при работе с текстами и выполнении заданий различной сложности также во многом способствуют формированию метапредметных результатов и использованию их в любой образовательной деятельности.

Но самое главное, что обучающиеся приобретают устойчивый навык рефлексировать и использовать полученный эмпирический опыт в практической деятельности. Навыки, полученные во время метапредметного урока, помогают им в самостоятельной деятельности, умении её планировать и реализовывать и оценивать.

Ни один учебный предмет, пожалуй, не обладает такими возможностями, как иностранный язык. Под влиянием изучения иностранного языка учащиеся переосмысливают знания, получаемые на других предметах: русском языке, литературе, истории, географии, биологии, информатике. И, наоборот, языковые умения влияют на восприятие этих и других школьных предметов; навыки, полученные при обучении отдельным предметам, превращаются в прочные универсальные образовательные навыки, позволяющие учащимся самостоятельно решать актуальные жизненные проблемы.

Своевременная диагностика метапредметных результатов позволит учителю разработать индивидуальную траекторию обучаемости каждого учащегося таким образом, чтобы не столько ликвидировать текущее отставание, сколько спрогнозировать будущий успех.


Литература:


Глазунова О.С. Метапредметный подход. Что это?//Учительская газета 2011. № 9 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ug.ru/article/64.

Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000.

Никитина Н. Б. Метапредметный подход в модели развивающего обучения. Новые технологии в начальной школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/novye-tekhnologii-v-nachalnoi-shkole/forum/metapredmetnyi-podkhod-v-modeli-razvivayushchego-obucheni.

А. В. Хуторского ; под ред. А. В. Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2010 // Интернет-магазин «Эйдос»: [сайт]. [2010].URL: http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.

Сафонова О.Ю. Возможности реализации метапредметного подхода на уроках информатики. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы педагогической конференции, Москва, 17 декабря 2010г. / Центр дистанционного образования "Эйдос", Научная школа А. В. Хуторского под ред. А. В. Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2010 // Интернет-магазин «Эйдос»: [сайт]. [2010].URL: http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.

Метапредметные результаты. Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 5 класс: Пособие для учителя под ред. Г.С. Ковалёвой, Е.Л. Рутковской. – М. Просвещение, 2014.