Просмотр содержимого документа
«Формирование метапредметных результатов обучение на уроках истории и обществознания.»
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОЩЕСТВОЗНАНИЯ
Прокофьева Н.В., учитель истории и обществознания
МБУ «Школа № 84» г.Тольятти
Метапредметные результаты обучения – это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые учащимися в обучении, на практике и перенос во внеучебную (жизненную) деятельность.
Метапредметное задание – задание, предусматривающее овладение системой знаний и операций, обеспечивающих понимание информации, включая умение структурирования, выделение главного и второстепенного, основной идеи, выстраивание последовательность действий; овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, рефлексии.
Формирование метапредметных результатов обучения является одной из целей ФГОС-3. Для эффективного результата необходимо понимать, какое метапредметной качество формируется на каждом этапе урока.
Специфика уроков истории и обществознания заключается в необходимости применения большого объемом знаний из смежных дисциплин, что создает благоприятные условия для формирования метапредметных знаний обучающихся.
Рассмотрим процесс формирования метапредметных знаний на отдельных этапах урока в рамках технологии проблемного обучения.
Этапы урока | Метапредметные умения (УУД) | Критерии оценки |
Этап целеполагания | Развитие умения обучающегося самостоятельно планировать цели и задачи, умение четко определять области знаемого и незнаемого; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную | Грамотность изложения цели и задач. |
Этап постановки проблемы | Осознание возникшей ситуации. Постановка цели деятельности по отношению к познанию объекта или решению проблемы. | Грамотность изложения, креативность. |
Этап работы с проблемным полем темы | Установления аналогий, отнесения к известным понятиям; умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем. Принимать на себя ответственность за результаты своих действий. развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами); развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку или ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов; | Грамотность изложения, креативность, новизна, степень освоения |
Этап оценивания | Сопоставление известных точек зрения, концепций и версий с собственным полученным результатом | Грамотность изложения, креативность, аргументация |
Этап рефлексии | Умение анализировать итоги своей деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы, вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы | Степень освоения тематического материала |
Метапредметные результаты в истории и обществознании формируются через изучение вариативности исторического процесса и аргументации анализируемого материала. Обучающийся осваивает приемы использования информации в учебной, познавательной и социальной практике. Метапредметные результаты являются интеграцией универсальных учебных действий и позволяют современному ученику быть компетентным и социально грамотным.