СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование многополюсного мира» (2ч.)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое занятие  № 1

Тема: «Формирование многополюсного мира» (2ч.)

Цели:

  • определить особенности идеологии, политики и экономики государства в 90-е гг;
  • охарактеризовать причины распада СССР;
  • определить каковы последствия распада СССР и образования СНГ.

Просмотр содержимого документа
««Формирование многополюсного мира» (2ч.)»

Практическое занятие № 1

Тема: «Формирование многополюсного мира» (2ч.)

Цели:

  • определить особенности идеологии, политики и экономики государства в 90-е гг;

  • охарактеризовать причины распада СССР;

  • определить каковы последствия распада СССР и образования СНГ.


Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература, карточки- задания; портреты политических лидеров периода; карты, мультимедиапроектор, интерактивная доска; документальная кинохроника «Вести от 22 августа 1991 года. Часть 1»; документальная кинохроника «Обращение М.С.Горбачева 22 августа 1991 года».


Порядок выполнения:

- подготовиться к выполнению заданий;

- внимательно прочитать задание;

- изучить текст;

- письменно выполнить задание.


Задание № 1

В приведенном ниже отрывке из заявления ГКЧП 19 августа 1991г. вставьте вместо цифр, заключенных в круглые скобки, подходящие слова и словосочетания в соответствующей грамматической форме (кризис, амбициозность, чрезвычайное положение, общенациональное согласие, конструктивное сотрудничество).

Заявление Государственного Комитета

по чрезвычайному положению в СССР

19.08.1991

Уже первый день действия (1) в отдельных местностях СССР показал, что люди вздохнули с некоторым облегчением. Сколько-нибудь серьезных эксцессов нигде не отмечалось. В ГКЧП СССР поступают многочисленные обращения граждан в поддержку принимаемых мер по выводу страны из тяжелейшего (2).

Диссонансом в этот критический момент, когда требуется (3), прозвучало обращение, подписанное утром 19 августа сего года руководителями РСФСР Б.Ельциным, И.Силаевым и Р.Хасбулатовым. Оно выдержано в конфронтационном духе. Есть в этом обращении и прямое подстрекательство к противоправным действиям, несовместимое с установленным законом режимом чрезвычайного положения.

Государственный Комитет по чрезвычайному положению в СССР, проявляя терпение и стремление к (4), считает возможным ограничиться на этот раз предупреждением против безответственных, неразумных шагов. В очередной раз в российском руководстве возобладала (5), а ведь народ ждет внесения таких коррективов в политику, которые отвечали бы коренным интересам россиян.

(Лейбович О. Россия.1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии.

Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ, 1993.с.216.)


Задание № 2

Сравните два подхода к проведению реформ и сделайте вывод о характере предлагаемых изменений и возможных последствий. Выберите наиболее подходящий вариант и аргументируйте выбор. Представьте свой вариант развития.

Л.А. Пономарев, сопредседатель общественно-политического движения «Демократическая Россия»: «В революционном темпе раздать землю, провести приватизацию в промышленности, торговле…. Действовать так, как действовал Ельцин в дни переворота. Да, ряд его указов, принятых в этой критической обстановке, носит антиконституционный характер. Но я назвал бы их гениальными. Они абсолютно отвечали политической потребности».

А.И. Вольский, президент Российского союза промышленников ипредпринимателей: «…Предлагаемы курс по реформированию управления экономическим развитием – в замене практически почившей административно-командной системы на государственно регулируемую экономическую систему с плавным переходом к рыночному саморегулированию. На слово «плавный» я просил бы обратить внимание».


Задание № 3

Прочитайте документы и ответьте на вопросы

из статьи председателя Госкомимущества РФ А. Чубайса (1992 г.)

рыночная экономика – это экономика, основанная на частной собственности… Если собственность раздроблена между множеством владельцев, ни один из них не имеет исключительного права и физической возможности командовать остальными, определять размеры их личных доходов или уровень общественного положения… Ничьи взгляды не являются доминирующими и тем более обязательными для окружающих.

Из статьи политолога В.В. Согрина «Политическая история современной России»

К концу 1992 г. обнаружил свой утопизм и потерпел поражение стратегический замысел радикального движения 1989 – 1991 гг., который предполагал проведение быстрых и масштабных рыночных реформ без ухудшения положения народных масс и столь же быстрое и безболезненное создание гражданского общества и демократических институтов. Закономерно, что правительство реформ не смогло создать для себя сколько-нибудь прочной и широкой социальной базы.

  1. Согласны ли вы с мнением А. Чубайса о социальной и политической роли частной собственности? Объясните свой ответ.

  2. Почему, на ваш взгляд, такие масштабные изменения в экономике невозможно осуществить в короткий срок?


Задание № 4

Проанализируйте данные о социальной цене первого года реформ и ответьте на поставленные вопросы.

Потребление продуктов питания в 1992 г. от уровня 1991 г.

Мясо – 81%

Молоко – 56%

Овощи – 84%

Рыба – 56%

  1. чем вы можете объяснить резкое падение потребления основных видов продуктов питания в первый год реформ?

  2. существовал ли иной вариант развития событий?

  3. чем вы можете объяснить превышение смертности над рождаемостью и неуклонное сокращение численности населения?


Задание № 5

Раскрыть суть понятий: перестройка, гласность, плюрализм, путч, парад суверенитетов, демократизация, многопартийность, правовое государство, радикализм.







2