Просмотр содержимого документа
«Формирование национальной и духовной идентичности детей и подростков в системе классного руководства. Выступление на РМО»
- «В мире XXI века на фоне новой расстановки экономических, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной.
- Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация.
- Быть и оставаться Россией».
В.В. Путин
- «Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, хотя, безусловно, это очень важно, «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторически делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились» а прежде всего служить обществу и стране».
В.В. Путин
- «Мы должны беречь уникальный опыт, который передали нам наши предки. Россия веками развивалась как многонациональное государство – изначально так было,– государство-цивилизация, скреплённое русским народом, русским языком и русской культурой, которые для всех нас родные, которые нас объединяют и не дают раствориться в этом многообразном мире. Для планеты мы, независимо от нашей этнической принадлежности, были и остаёмся единым народом».
В.В. Путин
- «Нам предстоит большая работа, она нужна всегда, если стремиться идти вперёд. И здесь требуется вклад каждого, требуется уже сегодня, а не завтра».
В.В. Путин
В Федеральной программе развития образования воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей.
В «Уставе общеобразовательной школы»
в построении такого воспитательного
пространства, которое «формировало
бы жизнеспособность личности, т. е.
способность выживать в условиях
нынешней реальности, не деградируя,
а развиваясь в созидательном
направлении» важное место отводится классному руководителю - организатору воспитательного процесса в первичном коллективе.
Значительные ресурсы формирования гражданской идентичности личности кроются во внеклассной и внеучебной работе. Воспитание гражданственности школьников опирается на предоставление широких возможностей проявления социальной активности школьников в соответствии с ценностными ориентациями, идеалами, интересами и другими мотивами, присущими разным возрастам.
- - обеспечение повышения теоретического и методического уровней готовности классных руководителей к приобщению подростков к общечеловеческим и национальным ценностям путем внедрения авторской программы, разработанной каждым классным руководителем индивидуально: «Деятельность классного руководителя по формированию ценностных ориентаций у подростков»;
- - создание высокого нравственного, социально-психологического климата в классе, способствующего через самодеятельность и творчество участников коллективной жизнедеятельности организации действий и поступков, которые закрепляют опыт ответственного отношения к общечеловеческим и национальным ценностям, которое должно обеспечиваться профессиональной компетентностью классного руководителя, его умениями сплачивать детский коллектив, выдвигать перед коллективом и отдельными учениками близкие, средние и дальние перспективы жизнедеятельности; организацией ученического самоуправления; выполнением учащимися постепенно усложняющихся общественных поручений (учебных, трудовых, культурно-просветительных, спортивных, организационных).
- - обеспечение интеграции воспитательных сил школы, семьи, общественности, учреждений культуры и производственных коллективов; взаимодействие с родителями учащихся: изучение возможностей семьи и родителей в воспитании и поддержке детей; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (совместные походы, экскурсии, дни здоровья, праздники; организация дня открытых дверей); повышение психолого-педагогических знаний родителей путем организации тематических лекториев, семинара-тренинга «Педагогическое понимание подростка» (автор:С. В. Шик) и т. д.;
- - взаимодействие с учителями-предметниками: изучение познавательных и профессиональных интересов учащихся (посещение уроков, оказание помощи в выборе кружков, элективных курсов, профилей обучения); обеспечение единства действий в развитии детей в учебном процессе, создание ситуаций успеха в учебной и во внеклассной работе и т. д.;
- - взаимодействие с представителями общественности, учреждений культуры, производственных коллективов, народными умельцами, ветеранами войны и труда и т. д.
- - осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам в процессе поэтапного формирования у них ценностных ориентаций предполагает:
наличие у педагога адекватного представления об уровне сформированности ценностных ориентаций каждого ученика, сугубо типичных и ярко индивидуальных сторонах его личности; организацию воспитательных дел, направленных на развитие социальной активности учащихся и презентацию их личных творческих достижений, апробацию детьми своих возможностей в различных видах общественно полезной деятельности; поддержку социально-ценных инициатив, увлечений, интересов; обеспечение эффективного взаимодействия учащихся разных уровней сформированности ценностных ориентаций; стимулирование стремления к самовоспитанию.
- - Формирование патриотизма как чувства уважения, гордости и ответственности перед своим сообществом, своим Отечеством.
- - Привитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении старшеклассников через духовное возрождение народных обычаев, семейных традиций.
- - Создание условий для нравственного самоуважения личности.
- - Трудовое воспитание.
- - Развитие лидерских качеств и привлечение членов классного коллектива к решению социально - значимых проблем.
- - Формирование экологической культуры и здорового образа жизни.
- когнитивный (познавательный) – знания о власти, правовой основе организации общества, государственной символике, общественно-политических событиях, о выборах, политических лидерах, партиях и их программах, ориентация в их функциях и целях;
- эмоционально-оценочный (коннотативный) – рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения ;
- ценностно-ориентировочный (аксиологический) – уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ государства и общества;
- деятельностный (поведенческий) – участие в общественной жизни образовательного учреждения; желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.
- Каждый классный руководитель должен понимать свою ответственность перед обществом и государством. Он должен воспитывать гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе, руководствующегося в своей жизнедеятельности нравственными принципами .
- 1. Познай себя – это интересно!
- 2. Сотвори себя – это необходимо!
- 3. Утверди себя – это возможно!
- 4. Прояви себя – это реально!
- формирование гражданина России – социально значимой личности, которой свойственны патриотизм, развитое гражданское самосознание, законопослушность, уважение к правам и свободам человека, гуманистическое мировоззрение, любовь и уважение к Родине, ответственность перед собой и обществом за результаты своей деятельности.