СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование навыка чтения с листа в классе фортепиано ДШИ.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа является квинтэссенцией, предлагающая основные направления по воспитанию этого важнейшего навыка в обучении пианиста.

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыка чтения с листа в классе фортепиано ДШИ.»



СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ С ЛИСТА В ФОРТЕПИАННОМ КЛАССЕ.

С вхождением в нашу жизнь компьютера открылись необычайно широкие возможности доступа к информации практически в любой области науки, культуры, искусства, в том числе и к нотной литературе. Поэтому, для объемного охвата, ознакомления, обработки музыкальной литературы, с тем, чтобы что-то выделить, выбрать для себя, современному музыканту необходимо владеть навыками хорошего чтения музыкального текста с листа. XXI век- информационный, и в тренде тот, кто владеет информацией. Существующие методики обучения пианистов имеют большой накопленный материал по технике обучения игры с листа. Задача современного педагога внедрять их, разрабатывать свои, с тем, чтобы эти умения и навыки помогли современному музыканту быть увереннее в себе, стать более самодостаточным и счастливым.

Формирование навыка чтения с листа в начальный период обучения пианиста.

Чтобы подготовить к чтению с листа нотного текста, требуются действия, которые синтезируют работу зрения, слуха и моторики.

  1. Сначала проводится работа со звучащим словом. Это подчеркнуто ритмизованное произнесение собственных имен, считалок, дразнилок, стихов. Затем к дикламации присоединяются хлопки и постукивания. Так ребенок вводится в мир метро-ритма, осваивает простейшие ритмоформулы на слух и двигательно, которые постепенно усложняются. Позже присоединяются притопы, и запись приобретает вид партитуры. Учащийся приучается распределять внимание по вертикали под исполнение 2-х, 3-х, 4-х дольных музыкальных произведений.

  2. Освоение высотной графики лучше начинать с малой терции, символизирующую зов кукушки, которая сначала записывается на двух ветках, затем на нотном стане. Для устойчивого запоминания интервала следует играть сочинения на короткие двустишья, которые варьируют интонации м3. ,записываются в тетрадь и исполняются от разных клавиш. Теперь это изображение становится символом и вызывает ясный звуковой образ у ребенка. Тот же мотив записывается от разных клавиш. Далее идет постепенное «завоевывание» нотного стана, используются европейский мажоро-минор наряду с народными ладами, использование начального музыкального материала в различных фактурных изложениях: антифония, гомофония, параллельное и «зеркальное» движение . В аппликатурном плане все пьесы выдерживаются в одной позиции. Затем вводятся позиционные сопоставления (Б.Барток «Микрокосмос №13).

  3. Формирование двигательных умений, необходимых для чтения с листа предполагает подбор простейших песенок с удобной аппликатурой, а транспорт помогает планомерно освоить клавиатуру. Игра ладов от белых клавиш в пределах октавы - сформирует навык аппликатуры 3+5. Затем следует перейти к мажорным гаммам с черными клавишами. При переходе к игре по нотам учащийся по-началу читает текст только в нижней части страницы, который попадает в фокус зрения ребенка, а руки и клавиши в сферу периферийного зрения. Для развития аппликатурной техники педагогом создаются ритмические карточки с аппликатурными заданиями во всех комбинациях. И далее: использование в сопровождении квинты, антифонном звучании, параллельном, противоположном движении. Постепенно увеличивается объем мелодической ячейки. Упражнения следует выполнять «вслепую». Им предшествует обязательно более отчетливое мысленное представление будущего действия. Далее аппликатурные упражнения заменяют нотным текстом, т.е. меняется форма зрительного сигнала, определяющего поведение пальцев на клавиатуре. Теперь двигательная программа задается не цифрами, а нотным рисунком. Цель упражнений: воспитание мгновенной реакции на краткую мелодическую ячейку из 3-5 звуков в одной позиции. Для закрепления эти упражнения исполняются в различных фактурных вариантах.

  4. Выработка аппликатурной реакции на вертикальные комплексы. Успешному чтению с листа способствует воспитание навыка мгновенной реакции пальцев на зрительно-слуховой сигнал элементарных «типовых» аппликатурных формул: секунда- рядом стоящие пальцы, терция- через палец, кварта- через два пальца, квинта, секста, септима, октава- крайние пальцы. Далее по такой же схеме- изучение аккордов Т3, Т6, Т64 и т.д. – как графический символ. Аппликатурная реакция на аккорды вырабатывается при помощи системы карточек, которые предъявляются учащемуся на 2-3 секунды, затем убираются и он должен мысленно представить, а затем исполнить аккорд.

  5. Т.О. научить хорошему чтению с листа помогут упражнения, развивающие ритмику, аппликатурную технику, упражнения, вырабатывающие быструю реакцию на мелодические и вертикальные комплексы.