Формирование навыка правописания безударных гласных в корне слова
Проблема усвоения слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями знакома всем учителям начальных классов.
Краткий анализ слов, предлагаемых для запоминания в начальной школе.
Программа каждого класса по русскому языку включает список слов, написание которых учащиеся должны запомнить. С орфографической точки зрения состав этих слов неоднороден. Орфографические различия дают основание разделить все слова на три группы:
В первую группу можно включить слова с непроверяемыми написаниями. Среди них есть слова с безударными гласными (ворона, малина), с двойными согласными (класс, суббота), со звонкими и глухими согласными (вокзал), с непроизносимыми согласными (лестница).
Вторая группа – это слова, написание которых подчиняется правилам, изучаемым в средней школе.
Слова с чередованием гласных в корне (растение, гореть).
Сложные слова с соединительными гласными о или е (самолёт, путешествие).
Некоторые наречия (наречия, которые пишутся слитно: сверху, снизу; наречия с приставками с- и на- и суффиксами –а и –о на конце: слева, справа, налево, направо).
Слова с гласными после шипящих в корне (жёлтый, чёрный, шофёр).
К третьей группе следует отнести слова, которые являются проверяемыми, но подбор проверочного слова может оказаться сложным для младших школьников. Например, для проверки буквы, обозначаемой непроизносимый согласный в слове праздник, вполне подходит слово празден, но оно может быть незнакомым учащимся начальных классов.
Учителям необходимо знать перечисленные выше орфографические особенности групп слов по целому ряду причин. Прежде всего, эти особенности важно учитывать в процессе формирования у младших школьников умения различать орфограммы и графически их обозначать.
Достаточно часто на уроках в начальной школе слова из программных списков называются словарными. Это название нельзя считать удачным, потому что, оно не носит терминологического характера (как известно, все слова русского языка находятся в каких-то словарях). Во-вторых, оно абсолютно не проясняет для ученика сущность того орфографического явления, с которым он сталкивается в процессе усвоения «словарного слова», так как не названа сама орфограмма. Поэтому, можно рекомендовать учителям по мере изучения соответствующих слов составлять, постепенно дополнять и использовать для различения орфограмм следующую схему обобщающего характера, которая позволит учащимся осознавать непроверяемые написания как часть орфографической системы языка:
Непроверяемые написания в корне.
непроверяемые безуд. гласные в корне | непроверяемые согласные в корне |
ворона | зв. и глух. | непроизн. | двойные |
вокзал | лестница | класс |
Организуя усвоение слов из 2-й группы, учитель не должен скрывать от учащихся, что правила правописания таких слов можно поверить, например слова жёлтый и чёрный, хотя способ их проверки учащиеся ещё не знают.
Совершено правильно поступают учителя, информирующие своих учеников о возможности проверки слов из 3-й группы. Конечно, конкретное проверочное слово может подсказать сам учитель. Но при орфографическом разборе ученики не должны называть букву и в слове лисица и букву д в слове праздник непроверяемыми. Бесспорным является лишь тот факт, что правописание данных слов из 1-й и 2-й групп, учащиеся могут усваивать и при помощи запоминания. Именно поэтому при разработке системы изучения непроверяемых и труднопроверяемых написаний в большей мере учитывались не орфографические различия слов разных групп, а общность способа их усвоения, принятого в начальной школе. Таким способом усвоения является запоминание графического облика каждого подобного слова. Максимальный эффект может быть достигнут в том случае, если процесс запоминания организуется с учётом особенностей памяти учащихся.
Проверка объёма и типа памяти учащихся.
По мнению П.П.Иванова, при изучении проверяемых и непроверяемых безударных гласных необходимо учитывать особенности фонематического слуха, внимания и памяти учащихся.
Для успешной реализации этой идеи необходимо, в первую очередь располагать информацией об объёме и главном типе памяти учащихся конкретного класса. Получить такую информацию учитель может при помощи несложного теста. Учащимся предлагается запомнить постепенно увеличивающиеся ряды цифр (минимальное количество цифр в ряду 4, максимальное – 12), используя различные типы запоминания: зрительной (без проговаривания), моторной (с обязательным негромким проговариванием), слуховой (без проговаривания и зрительного восприятия).
Одновременно можно обследовать половину класса, так как учащиеся должны сидеть по одному за партой. Наборы цифр для проверки зрительной и моторной памяти могут быть написаны на доске, но учащиеся должны видеть только тот ряд, который запоминают в данный момент (остальные ряды нужно закрыть).
Примерные наборы цифр.
Зрительная | Моторная | Слуховая |
5239 89 765 224 896 1 267 412 98 615 437 146 769 543 5 649 082 451 24 167 549 067 034 427 994 410 | 5672 98 761 675 413 7 841 095 12 435 961 985 241 672 1 864 460 902 06 748 117 620 036 777 312 064 | 0426 12 785 651 801 7 082 409 08 761 432 865 218 355 1 642 507 118 37 470 837 502 760 845 267 114 |
Время предъявления каждого ряда цифр – от 4-х до 12-ти секунд (по одной секунде на цифру). Школьники записывают те цифры, которые удалось запомнить.
Для учащихся предлагается инструкция:
- Сегодня мы узнаем, как вам лучше, удобнее запоминать информацию: глазами (зрительно), с помощью проговаривания или на слух, то есть какой у каждого из вас главный тип памяти.
Вы будете запоминать ряды цифр, которые написаны на доске. Я буду объяснять вам, как нужно запоминать, и давать время на запоминание. Начинать писать можно только по моей команде. Если вы не можете вспомнить цифры в каком-либо ряду, то должны подождать, пока закончат писать остальные.
Первый набор цифр вы должны запоминать только глазами. Проговаривать цифры даже шепотом (шевелить губами) нельзя! Запоминаем первый ряд (открывается первый ряд цифр, пауза – примерно 4 секунды). Пишите!
Чтобы запомнить цифры из второго набора, вы должны читать их глазами и обязательно тихонько проговаривать. Я буду напоминать вам об этом. (Далее – то же самое).
Третий набор цифр вы будете запоминать на слух. Я буду медленно читать по одному ряду цифр, а вы будете писать по моей команде. Первый ряд: 0…4…2…6. Пишите! (И так далее).
Обработка результатов.
№ | Фамилия Имя | Типы памяти |
Зрительная | Моторная | Слуховая |
1. | Петров Сергей | 5 | 7 | 4 |
Вывод: У Петрова Сергея преобладает моторный тип запоминания. Объём по зрительному и моторному типу памяти – в пределах нормы, по слуховому типу – чуть ниже нормы.
Характеристика системы изучения непроверяемых написаний в начальной школе.
Методике изучения непроверяемых написаний в начальной школе посвящено немало работ. С учётом запоминания правописания слов и развития речи учащихся, все приёмы можно условно разделить на три группы:
1-я группа – приёмы, направленные на запоминание орфографического облика слов, когда в центре внимания – написание слова (группировка слов по орфографическому признаку, установление сходства и различия в написании слов, вставка пропущенных букв и т.д.);
2-я группа – приёмы, направленные в большей мере на развитие речи учащихся, когда в центре внимания – значение слова (подбор синонимов и антонимов, составление словосочетаний и предложений, замена описательных оборотов отдельными словами, составление тематических групп, сочинение по опорным словам и т.д.);
3-я группа – приёмы, направленные и на запоминание написания, и на развитие речи (подбор однокоренных слов, разгадывание кроссвордов, использование этимологической справки и т.д.).
Специфику приёмов необходимо учитывать при определении последовательности изучения слов с непроверяемыми написаниями. Целесообразно выделить следующие этапы системы:
I. Первичное восприятие группы слов.
Цель: рациональная организация запоминания орфографического облика слов, максимально исключающая их неверное написание.
II. Закрепление правописания группы слов.
Цель: создание условий для прочного запоминания написания и активного употребления в речи слов с непроверяемыми написаниями.
Детальное описание системы работы не представляется возможным без разъяснения некоторых важных вопросов.
В разных источниках по-разному определяется количество слов для ознакомления на одном уроке и необходимое количество повторных восприятий, а также их распределение во времени. Как уже отмечалось, объём кратковременной памяти человека равен 7-+2. При определении оптимального количества слов для первичного восприятия мы ориентировались на нижнюю границу нормы (5), поэтому все слова из программного списка были разделены на группы, состоящие, в основном, из пяти или шести слов.
Для перевода информации о написании слов из кратковременной памяти в долговременную, необходимо обеспечить, во-первых, не менее 4-х повторных восприятий в течение одной-двух недель; во-вторых, переработку информации на базе имеющихся знаний, то есть включение изучаемых слов в новые системные (языковые и речевые) отношения.
Этап первичного восприятия группы слов является, безусловно, наиболее важным, так как ошибочная запись при первом знакомстве делает последовательную работу с данными словами бессмысленной.
Организация работы.
Учитель объясняет учащимся, что сегодня они познакомятся с новой группой слов с непроверяемыми написаниями и смогут их сразу написать их без ошибок. Такое замечание учителя необходимо для создания сознательной установки на запоминание. Далее учитель или ученик читает вслух (с соблюдением орфоэпических норм) слова, записанные на доске или на специальном плакате. После чтения учащиеся под руководством учителя производят орфографический разбор: обозначают ударение, находят буквы, обозначающие безударные гласные, проверяемые и непроверяемые гласные и согласные, объясняют написание проверяемых орфограмм (например, в слове народ букву а нужно запомнить, а букву д можно проверить). Затем следует в течение 30-60 секунд запоминание с опорой на главный тип памяти. После запоминания слова на доске закрываются, и учащиеся записывают их под диктовку. Именно в этот момент активизируется, включается в работу кратковременная память.
Особенно тщательно проводится проверка по вновь открытой записи на доске с обязательным по слоговым (орфографическим) проговариванием. При этом учащиеся с низким уровнем орфографического самоконтроля и слабой памятью могут отмечать каждый проверенный слог (например, на род или на/род).
После проверки учитель выясняет, кто из учащихся не допустил ни одной ошибки, кто допустил одну, две или более ошибок. Обычно количество допустивших ошибки бывает незначительным, и учитель должен вслух выразить своё удовлетворение и этим фактом, и тем, что некоторые ученики самостоятельно нашли и исправили свои ошибки уже в первый день знакомства с новой группой слов.
Таким образом, работа учителя и учащихся на этапе первичного восприятия слов с непроверяемыми написаниями складывается из нескольких строго обязательных и последовательных действий:
орфоэпическое чтение вслух слов, записанных на доске;
краткий орфографический разбор;
запоминание с опорой на главный вид памяти;
запись под диктовку (при закрытых словах);
орфографический самоконтроль (проверка по образцу с обязательным орфографическим проговариванием).
В начале каждого последующего урока в течение одной или двух учебных недель обеспечивается повторное восприятие изучаемой группы слов. Но в целях более эффективного и прочного запоминания каждое такое восприятие осуществляется в новых условиях, то есть в процессе решения других задач: фонетических, лексических, речевых и т.д. Так организуется закрепление правописания слов с непроверяемыми орфограммами.
Длительность работы (1-2 недели) должна устанавливаться в зависимости от сложности правописания слов изучаемой группы и от особенностей уроков, запланированных на этот период. Если в течение одной учебной недели часть уроков должна быть посвящена каким-либо письменным работам или работе над ошибками, то изучение одной группы слов с непроверяемыми написаниями может продолжаться в общей сложности 1,5-2 недели, чтобы обеспечить необходимое количество повторных встреч.
При отборе приёмов для этапа закрепления должна учитываться их специфика. На первых уроках данного этапа целесообразно использовать приёмы 1-й группы (направленные на запоминание правописания слов), затем – приёмы 3-й группы (направленные и на запоминание написания, и на развитие речи учащихся). Только в конце этапа закрепления следует применять приёмы 2-й группы (направленные на развитие речи учащихся).
В качестве примера можно привести упражнения для закрепления одной из групп слов во втором классе: машина, фамилия, ученик, дежурный, ребята. На первом уроке закрепления (урок №2) используется приём из 1-й группы (группировка слов по орфографическому признаку: учащимся предлагается распределить слова на группы в зависимости от буквы, которую нужно запомнить), на втором уроке (урок №3) – приём из 3-й группы (подбор однокоренных слов), на третьем уроке (урок №4) – приём из 2-й группы (составление предложений).
Рассказ об истории слова, который целесообразно предлагать вниманию школьников на уроке №3 (втором уроке закрепления), содержит сведения либо о происхождении слова (этимологическую справку), либо о его образовании. Учитель после прослушивания рассказа может попросить учащихся кратко записать историю слова, например, кара (чёрный) + даш (камень) = карандаш.
Изучение одной группы слов обычно осуществляется в течение 5 уроков. На каждом уроке на это отводиться примерно 3-5 минут. На уроке №1 происходит первичное восприятие группы слов, на уроке №5 – проверка усвоения правописания данных слов. Проведение упражнений по закреплению предполагается на уроках №2, 3 и 4.
На уроке №5 изученные слова диктуются либо всему классу, либо одному ученику (лучше слабому), который пишет их на доске, а остальные потом сравнивают написания слов на доске и у себя в тетради. Проверка усвоения может осуществляться с помощью перфокарт, упражнений с элементами программирования или в любой другой форме, удобной для последующего учёта и анализа ошибок. Если в результате такого анализа учитель выясняет, что написание некоторых слов ещё не усвоено, то корректируется состав последующих групп, (и слова включаются в новые группы для повторного изучения) или продлевается этап закрепления группы в целом.
Можно предложить следующие методические приёмы, направленные на запоминание непроверяемых и труднопроверяемых слов.
1-й день (Первичное восприятие группы слов).
Самостоятельное чтение слов учащимися «про себя».
Чтение учителем слов орфографически.
Орфографический разбор.
Чтение детьми каждого слова 2-3 раза орфографически, глядя на карточку.
Орфографическое чтение всего всего блока слов.
Запись слов с выделением орфограмм, при этом карточки остаются перед глазами детей.
Проверка всего блока слов. Учитель читает слово орфоэпически, а дети – орфографически, ведя пальцем по написанному слову.
2-й день (Закрепление написания).
Карточки со словами поочерёдно показываются классу, таким образом осуществляется воспроизведение выученных слов.
Учитель произносит первое слово орфоэпически, дети повторяют его орфографически. Аналогично повторяют все последующие слова. При этом осуществляется перекодировка слышимого слова в слово «для написания».
Запись слов с карточки, выделение орфограмм.
Проверка записанных слов. (Осуществляется так же, как и в первый день).
3-й день.
Устный диктант всего блока слов. Учитель произносит слово орфоэпически, дети повторяют хором каждое слово орфографически.
4-й день.
Карточки со словами находятся перед классом, ученики читают хором каждое слово орфографически один раз, называют буквы для запоминания.
Запись слов, выделение орфограмм.
Проверка блока слов (как в первый день).
5-й день (Проверка усвоения правописания слов).
Слуховой контрольный диктант.
Контрольные словарные диктанты проводятся по мере накопления определённого программой (для такого диктанта) количества изученных слов. Во II классе это 8-10 слов, в III классе – 10-12 слов, в IV – 12-15 слов. Следовательно, во II и III классах контрольные словарные диктанты могут проводиться 1 раз в 2 недели, в IV классе – 1 раз в 3 недели.
Подобный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний (распределение слов на группы, работа над каждой группой в течение определённого времени, обязательный учёт ошибок) делает процесс усвоения слов из программных списков абсолютно управляемым. Это означает, что учитель совершенно точно знает, сколько слов изучено на данный момент времени, сколько раз каждое слово встретилось на уроках, какие слова необходимо включить в новые группы для организации повторных восприятий.
Слова с непроверяемыми написаниями.
2 класс.
1. Деревня: деревня, корова, лопата, молоко, петух, посуда.
2. Животные: заяц, лисица, медведь, медведица, собака.
3. Зима: ветер, коньки, мороз.
4. Одежда: одежда, пальто, платок, сапоги.
5. Письменные принадлежности: карандаш, пенал, тетрадь, ученик, учитель,
5. Птицы: воробей, ворона, сорока.
7. Работа: машина, работа, суббота.
8. Растения: берёза, капуста, урожай, ягода.
9. Родина: город, Москва, народ, Родина, русский, язык.
10. Слова-наречия: быстро, весело, здравствуй(-те), скоро, спасибо, хорошо.
11. Школа: девочка, дежурный, ребята, товарищ, класс, фамилия.
3 класс.
1. Транспорт: Автобус, вагон, дорога, трамвай,
2. Овощи: картофель, морковь, овощи, огород, огурец, помидор,
3. Деревья: осина, орех, растение, сирень, яблоня,
4. Инструменты: вчера, завод, завтра, молоток, топор, отец,
5. Месяцы: декабрь, месяц, октябрь, ноябрь, сентябрь, февраль, январь.
6. Москва: Красная площадь, Кремль, метро, столица, революция
7. Космос: корабль, космонавт, космос, ракета,
8. Полевые культуры: горох, комбайн, комбайнёр, овёс, пшеница, трактор, солома,
9. Дни недели: воскресенье, понедельник, пятница, сегодня, четверг,
10. Стороны света: вокруг, восток, запад, север,
11. Праздник победы: аллея, герой, памятник, победа, праздник, солдат,
12. Трапеза: завтрак, компот, обед, сахар, тарелка, ужин,
13. Фрукты и ягоды: земляника, малина, яблоко,
14. Общественные места: аптека, библиотека, лестница, магазин,
15. Квартира: адрес, квартира, комната, кровать, улица,
16. Отдых: лагерь, однажды, песок, пловец, погода,
17. Прилагательные: жёлтый, хороший, чёрный,
18. Наречия: вместе, потом, вдруг, приветливо,
19. Слова с удвоенными согласными: килограмм, коллекция, рассказ, расстояние, хоккей, коллектив,
20. Искусство: картина, рисунок, чувство, совет
20. Разное: болото, ботинки, валенки, животное, соловей
4 класс.
1. Библиотека: беседа, библиотека, везде, газета, желать.
2. Вокзал: багаж, билет, вагон, вокзал, до свидания, пассажир.
3. Дорога: автомобиль, впереди, километр, расстояние, шоссе, шофёр.
4. Женщина: адрес, аккуратно, женщина, жилище, портрет.
5. Завод: инженер, килограмм, легко, медленно, металл, железо.
6. Земледелие: агроном, земледелие, семена, сеялка, хлебороб, хозяйство.
7. Календарь: восемь, двадцать, двенадцать, календарь, одиннадцать, шестнадцать.
8. Космос: горизонт, командир, корабль, космонавт, самолёт.
9. Лето-отдых: интересный, костёр, кровать, лагерь, путешествие, экскурсия.
10. Победа: аллея, гореть, оборона, победа, салют, сверкать.
11. Слова-наречия: 1) назад, налево, направо, сверху, слева, снизу, справа, около;
2)вчера, завтра, здесь, сегодня, сейчас, потом, теперь.
12. Страна: богатство, издалека, правительство, прекрасный, Россия.
13. Начальник: директор, председатель, свобода, телефон, честно.
14. Электричество: тепловоз, электричество, электровоз, электростанция.
Литература:
Савельева Л.В. «Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе», «Начальная школа» 2002г. №7.
Шашкова В.Ф. «Развитие орфографической зоркости», «Начальная школа» 2002г. №8.
Тихонова Е.Ю. «Приёмы работы с непроверяемыми и труднопроверяемыми словами», «Начальная школа» 2002г. №12.
Мали Л.Д., Арямова О.С. «Речевое развитие младших школьников», Пенза, 2003г.