Устный счёт является способом направленного и всестороннего развития творческих способностей личности. Систематическое выполнение устных упражнений позволяет восстанавливать, поддерживать и умножать природные способности к восприятию, запоминанию и обработке информации, способствует поддержанию и укреплению всей умственной работоспособности, организованности, целеустремлённости.
В начальной школе устному счёту уделяется достаточно большое внимание, он является одной из самостоятельных специфических частей урока математики.
Основная цель устного счёта в начальных классах:
-
усвоение таблиц арифметических действий;
-
формирование вычислительных навыков;
-
формирование умений и навыков решать задачи;
-
развитие представлений о математическихпонятиях;
-
усвоение математической терминологии;
-
.наблюдение за некоторыми математическими закономерностями;
-
развитие речи уч-ся.
Формирование навыков устного счёта является одной из главных задач обучения математике на начальном этапе. Именно в первые годы обучения закладываются основные приёмы устных вычислений, которые активизируют мыслительную деятельность учеников, развивают у детей память, речь, способность воспринимать на слух сказанное, повышают внимание и быстроту реакции.
Формирование прочных вычислительных навыков – одна из задач обучения математике в первом классе. При этом должны быть созданы благоприятные условия для полноценного интеллектуального развития ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным возможностям и индивидуальным особенностям. Цель обучения – обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки первоклассника для дальнейшей успешной учёбы.
На уроке математики формирование вычислительных навыков занимает большое место. Одной из форм работы по формированию вычислительных навыков являются задания. Овладение вычислительными навыками имеет большое значение:
-
образовательное: устные вычисления помогают усвоить многие вопросы теории арифметических действий, а также лучше понять письменные приемы;
-
воспитательное: устные вычисления способствуют развитию мышления, памяти, внимания, речи, математической зоркости, наблюдательности и сообразительности;
-
практическое: быстрота и правильность вычислений необходимы в жизни, особенно когда письменно выполнить действия не представляется возможным.
Ранее устные задания сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название “устный счёт”. В настоящее время в современных программах весьма разнообразное содержание устных упражнений. Значение их велико в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ребёнка. Создание определённой системы повторения ранее изученного материала даёт учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Для достижения правильности и беглости устных вычислений на каждом уроке математики необходимо уделять 5-10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях. Такая динамичная работа активизирует мыслительную деятельность, вносит разнообразие в уроки математики. При этом развивается память, речь, внимание, быстрота реакции, способность воспринимать сказанное на слух. Устные упражнения проводятся в вопросно-ответной форме, в них принимают участие все учащиеся класса. Вопросы быстро сменяют друг друга, каждый ученик может отличиться, проявить себя. При грамотном подходе учитель может создать ситуацию успеха для слабого ученика: дать возможность выполнить два-три задания сначала сильным ученикам, а потом спросить его. А даже маленький успех окрыляет, придаёт уверенности в своих силах.
Устные вычисления имеют следующие задачи:
-
контроль знаний, умений, навыков учащихся;
-
психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала;
-
формирование интереса к предмету.
Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно. Упражнения в устных вычислениях могут присутствовать на любом этапе урока. Их можно проводить как разминку в начале урока, объединять с проверкой домашних заданий, включать в закрепление изученного материала. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Формулировки заданий должны легко восприниматься на слух. Для этого они должны быть чёткими, лаконичными, определённо сформулированными, не допускающими различного толкования.
Навыки устного счёта формируются у учащихся в процессе выполнения различных упражнений. Необходимо отметить, что устный счёт, способствуя развитию и формированию прочных вычислительных умений и навыков, одновременно играет немаловажную роль в повышении познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления и личностных качеств ребёнка. Используя различные виды и формы устных упражнений, учитель помогает детям активно оперировать с учебным материалом, побуждает в них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, заменять менее рациональные способы более совершенными. А это, безусловно, важнейшее условие сознательного усвоения учебного материала.