СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование навыков ансамблевого исполнительства

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа раскрывает проблемы работы в классе фортепианного ансамбля детских музыкальных школ.

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков ансамблевого исполнительства»

Сайфутдинова Альфия Самигулловна

преподаватель фортепиано

первой квалификационной категории

МБУДО «ДМШ №1»

Кировского р-на г.Казани


Формирование навыков ансамблевого исполнительства

 

 Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления учащихся с музыкальной литературой. Юные музыканты проходят произведения различных художественных стилей, авторов, переложения оперной и симфонической музыки. Накопление ярких слуховых представлений стимулирует художественное воображение.

 Игра в ансамбле способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, внутреннего).  Существует два вида фортепианного ансамбля  - на одном или на двух роялях. Дуэт на двух роялях получил наибольшее распространение в профессиональной концертной практике. Два инструмента дают исполнителям большую свободу, независимость в использовании регистров, педалей и прочее. Возможности фортепиано благодаря наличию двух инструментов еще более расширяются. Игра в четыре руки на одном фортепиано практикуется, главным образом, в сфере домашнего музицирования и учебных занятий. Близкое соседство пианистов за одной клавиатурой способствует внутреннему единству и слаженности.

 Каждому педагогу известна любовь детей к игре в четыре руки. Учащиеся проявляют большой интерес к этому виду музицирования, который является важным компонентом учебного процесса, и приносит им огромное удовольствие.

 Играя в ансамбле, учащиеся впервые сталкиваются с такими понятиями, как синхронность, тождественный штрих, динамическое равновесие. Знакомятся с такими понятиями, как ауфтакт и долевая пульсация. Владение этими навыками необходимо для точного совместного начала игры,  для вступления между разделами произведения, а также для достижения синхронности исполнения.

 Навыки ансамблевой игры ребенок приобретает уже на первых уроках фортепиано. С самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование. Совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Ребёнок сразу ощущают радость восприятия искусства. То, что ученик играет музыку, которая у него на слуху, будет побуждать его как можно лучше выполнять свои первые музыкальные обязанности. За счет насыщенного, богатого гармоническими созвучиями сопровождения, исполнение становится красочным и живым.

 Нужно отметить, что игра в ансамбле на данном этапе способствует закреплению нотной грамоты и полученных навыков артикуляции - легато, стаккато, нон легато. Если на начальном этапе обучения ребенок, играя в ансамбле,  вслушивается в звучание нового  для него гармонического фона в партии педагога, в выразительно-изобразительные краски сопровождения, то в последующем этапе обучения, в средних классах внимание ученика направляется на слушание элементов полифонии, острой и колористической ритмики, на гармоническое звучание, характеризующие различные жанровые зарисовки.

 По мере усложнения художественных задач расширяются и технические задачи совместной игры. Учащиеся, играя в ансамбле,  должны осваивать более сложный ритм, учиться выделять из общего звучания главное, передавать мелодическую линию из одной партии в другую, правильно педализировать  и т.д.

Ансамблевая техника выдвигает перед исполнителями особые требования. Главная трудность - это умение слушать не только то, что играешь сам, но одновременно общее звучание обеих партий, сливающихся в единое целое. Определение «хороший ансамбль» означает слаженность исполнения и единство творческих устремлений его участников. В первую очередь  нужно сказать о посадке за инструментом. В отличие от сольного исполнительства, пианист имеет в своем распоряжении только половину клавиатуры. Партнеры должны уметь «поделить» клавиатуру и так держать локти, чтобы не мешать друг другу, особенно при сближающемся или перекрещивающемся голосоведении.

 Вопрос педализации не менее важен в ансамблевой игре. Часто учащиеся  не знают этого. Надо объяснить, что педализирует исполнитель второй партии, так как она обычно служит фундаментом мелодии. При этом нужно очень внимательно слушать, что происходит в мелодии. Педальный эффект должен быть очень четко разработан, так как из-за неумелого применения педали фактура басовой партии, часто достаточно плотная, может приобрести ещё большую тяжеловесность. Если учащийся исполняет вторую партию, ему полезно предложить ничего не играть, а только педализировать во время исполнения педагогом или другим учащимся первой партии. При этом сразу выясняется, что это не просто и требует особого внимания и навыка.

  Важным качеством  ансамблевой игры является синхронность исполнения. Казалось, самая простая вещь - начать играть вместе. Но точно одновременно взять два звука - не так легко, это требует большой тренировки и взаимопонимания. Преподаватель должен объяснить учащимся, что для одновременного вступления ансамблистов может быть применен незаметный жест одного из них, так называемый дирижерский замах или  ауфтакт. С этим жестом полезно посоветовать исполнителям одновременно взять дыхание. Это сделает начало исполнения естественным и  органичным. Не вместе снятый аккорд производит такое же неприятное впечатление, как и не вместе взятый.

 Сразу нужно сказать о паузах, которые имеют огромное выразительное значение. Их недооценка – распространенный недостаток у учащихся. Паузы - это дыхание в музыке, которое бывает коротким и более длинным, но обязательно длится определенное время. Также нужно отметить такой ансамблевый навык, как передача партнерами друг другу «из рук в руки» пассажей, мелодии, аккомпанемента. Участник ансамбля должен научиться «подхватывать» незаконченную фразу, передавать ее партнеру, не разрывая музыкальной ткани.

 В работе над ансамблем важное место занимают вопросы, связанные с ритмом. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Ансамбль требует от учащихся  уверенного безупречного ритма, который обладает особым качеством: он должен быть коллективным, но при этом естественным и органичным. Наиболее распространенными недостатками учащихся являются отсутствие четкости ритма и его устойчивости. Искажение ритмического рисунка чаще всего встречается в пунктирном ритме, при смене длительностей, при изменении темпа. Отсутствие ритмической устойчивости часто связано с тенденцией к ускорениям. Обычно это происходит при нарастании силы звучности или в стремительных пассажах.

 Следует сказать о  динамике исполнения. Динамический диапазон четырехручного исполнения должен быть никак не уже, а шире, чем при сольной игре, т.к. наличие двух пианистов позволяет полнее использовать клавиатуру, создавая более полное, насыщенное звучание инструмента.

 Таким образом, роль ансамблевой игры при обучении  игре на фортепиано очень велика. Она учит всему: ритму, быстрому освоению нотной грамоты, пониманию строения музыкальной формы, сознательному отношению к делу, ответственности. Это искусство вести диалог с партнером, понимать друг друга, уметь вовремя помочь и вовремя уступить. Если это искусство в процессе обучения постигается ребенком, то можно надеяться, что он успешно освоит специфику игры на фортепиано.


Похожие файлы