СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование навыков чтения через развитие познавательных способностей учащихся, реализуя дифференцированный подход в обучении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из главных   задач начального обучения  является овладение младшими школьниками навыком  правильного, осознанного, беглого, выразительного чтения. Умения и навыки чтения формируются  как сложный комплекс  умений и навыков, имеющий общеучебный характер. По  данной  теме «Формирование навыков чтения через развитие познавательных способностей умений и навыков учащихся, реализуя дифференцированный подход в обучении»  работаю третий  год.  Я считаю, что чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков чтения через развитие познавательных способностей учащихся, реализуя дифференцированный подход в обучении»

Государственное учреждение образования

«Боровская средняя школаЛепельского района»







ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ, РЕАЛИЗУЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ»














учитель начальных классов





Чтение – это окошко, через которое дети видят

 и познают мир и самих себя.

Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,

когда, наряду с чтением,

 одновременно с ним и даже раньше,

чем впервые раскрыта книга,

 начинается кропотливая работа над словами.

В.А. Сухомлинский

Введение

Одной из главных задач начального обучения является овладение младшими школьниками навыком правильного, осознанного, беглого, выразительного чтения. Умения и навыки чтения формируются как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер. По данной теме «Формирование навыков чтения через развитие познавательных способностей умений и навыков учащихся, реализуя дифференцированный подход в обучении» работаю третий год. Я считаю, что чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

Актуальность

Данная тема в настоящее время актуальна, так как:

- современная методика литературного чтения направлена на поиски решения проблемы формирования навыка чтения, в том числе критерия выразительности;

- в процессе обучения в начальной школе формируется языковая личность младшего школьника;

- учитель начальных классов раскрывает младшим школьникам богатство и красоту русского языка;

- на уроках литературного чтения используются различные методические приемы, направленные на совершенствование детской речи, обогащение словарного запаса, на формирование умения передавать свои мысли и чувства;

- выразительное чтение художественного произведения учителем вслух помогает младшему школьнику понять идейное содержание произведения, эмоционально воспринять художественные образы произведения, ощутить их эстетическое воздействие;

Объектом данного опыта являются учащиеся, как активные читатели, овладевающие навыками правильного, осознанного, беглого, выразительного чтения.

Цель моей работы – определить наиболее эффективные методы и приемы, способствующие развитию навыка осознанного, беглого, выразительного чтения.

Задачи:

Определить наиболее целесообразные методы и приемы работы, способствующие развитию правильного, осознанного, беглого, выразительного чтения.

Совершенствовать навык чтения младших школьников.

Осуществлять эстетическое и творческое воспитание младших школьников.

Содействовать воспитанию «активного читателя».

Длительность работы над опытом: 3 года.

Я предполагаю, что развитие навыков чтения будет эффективным, если соблюдать следующие условия:

- подобрать систему упражнений, которые помогут активизировать внимание школьников, помогут с легкостью прочитать текст и понять прочитанное;

- в системе проводить упражнения, способствующие развитию навыков правильного, осознанного, беглого, выразительного чтения.





Научно-методическое обоснование

Проблема формирования у учащихся навыков чтения всегда привлекала внимание психологов, дидактов, методистов, учителей. Методологической основой исследования стали теория методики работы над чтением,  разработанная в трудах Ушинского К. Д., Зайцева Н. А.,Эльконина Д. Б., Давыдова В. В.

Теоретическая значимость исследования заключается в анализе современных методических приемов формирования выразительности чтения на уроках литературного чтения.

Практическая значимость состоит в уточнении достаточных и доступных для учащихся сведений о критериях, компонентах и приемах выразительного чтения, направленных на формирование умения выразительного чтения.

Наиболее полным, на мой взгляд, является определение выразительного чтения исследователя Шишковой М. И., данное в статье «Формирование навыка выразительного чтения у учащихся, имеющих трудности в обучении» (журнал «Логопед»). Под выразительным чтением автор понимает правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон и сила голоса, тембр высказывания, ритм и темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, орфоэпическим правильным произношением.[11.с.13.]

Сущность опыта

Навык можно считать эффективным, если ученик, используя различные знания, может выбрать не обязательно более рациональный прием с точки зрения методики, а более удобный (легкий) для него в конкретной ситуации, быстрее других приводящих к результату. Дети слабо запоминают то, что не привлекает их внимание. Они могут смотреть, но не видеть, слушать, но не слышать. Поэтому я применяю различные приемы активизации восприятия, памяти, мышления, развивающие наблюдательность, творчество.

Описание технологии опыта

Создание эмоционального фона урока

Формирование эмоций человека – важнейшее условие развития его личности. Многие психологи указывали на важность эмоциональной сферы личности. По мнению П. Я. Гальперина, чувства и эмоции можно рассматривать как «своеобразные и притом могущественные способы ориентировки в жизненно важных обстоятельствах…Этого рода ориентировку нельзя заменить ни интеллектуальным, ни волевым усилием» .[2.с.42.]

Создание эмоционального фона является одним из требований к уроку, так как положительные эмоции повышают уровень функционирования нервных структур, активизируют психическую деятельность, поддерживают у учащихся интерес к уроку, формируют позитивную учебную мотивацию, являются фактором, препятствующим переутомлению.

Я придаю большое значение построению начала урока. От того, как я организую учащихся на работу, во многом будет зависеть и успех урока.

Психологический настрой – это тот энергетический заряд, который готовит эмоциональную сферу ребенка к восприятию темы. Поэтому я начинаю уроки со стихов, высказываний, советов. (Приложение 1)

Речевые разминки

Одна из важнейших задач, стоящих перед ребёнком младшего школьного возраста, - овладение полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе. Это означает, что он должен научиться правильно произносить все звуки речи, приобрести достаточно большой словарный запас, научиться правильно объединять слова в предложения и связные высказывания.

Многие дети по тем или иным причинам отстают в своём речевом развитии. Навыком чтения все дети овладевают по-разному и в разное время. Одним учащимся достаточно усвоить слияние слогов, и тогда процесс овладения чтением происходит легко, а у других учащихся этот процесс длительный нелёгкий. Пока ребёнок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс будет доставлять ему мало радости и удовольствия. Несформированные навыки чтения мешают успешному обучению другим предметам.

Работу начинаю с отработки чистого произношения звуков. На уроках использую фонетические и артикуляционные упражнения. Они способствуют правильному произношению звуков, слов, развивают умение слышать звуки в словах, подбирать слова на определённый звук. (Приложение 2)

Такие упражнения очень полезны для учеников с недостаточно сформированной устной речью, нарушениями звукопроизношения, что существенно осложняет весь процесс их школьного обучения. И при обучении чтению, и при обучении письму необходимость четкого различения звуков и умение проследить их последовательность в слове – главный залог успеха. Я считаю, что отработка и закрепление правильного произношения звуков, является одним из важных этапов урока. Попутно у детей развивается память, происходит обогащение словарного запаса. На уроках я использую чистоговорки, скороговорки, пословицы, стихи.

Скороговорки и стихи читаются вслух, заучиваются наизусть и чётко проговариваются в классе, дома с родителями, используются для индивидуальной работы с детьми, имеющими трудности и нарушения в звукопроизношении.(Приложение 3)

Работа над интонированием прочитанного

Употребление в процессе речевой разминки предложений, содержащих различные знаки препинания (?, !, ?!), помогает учащимся передать чувства в интонации, а значит, готовит их к выразительному чтению.

При формировании навыка выразительного чтения использую на уроках различные упражнения. Например, задачи-игры. Читаем с выражением, учитывая знаки препинания. (Приложение 4)

В своей работе я придерживаюсь определенных принципов. Один из них – это работа в классе на каждом уроке должна выполняться всем классом, а не учителем и группой успевающих учеников. Стараюсь создать ситуацию «успеха», при которой каждый ученик смог бы почувствовать себя полноценным участником процесса. Часто использую игры. Еще Л. С. Выготский отмечал, что игра сама по себе – «источник развития и создает зону ближайшего развития». .[1.с.40.]

Применение игр в первую очередь предназначено для того, чтобы заинтересовать наиболее пассивную часть класса, редко принимающую участие в работе на уроке при традиционном его проведении. Применяю игры, не требующие глубокого знания материала. В этом случае назначение дидактических игр – в развитии познавательного интереса, способствующего накоплению знаний, умений, навыков, в привлечении внимания учащихся к работе. (Приложение 5)

Пути совершенствования техники чтения

Совершенствованию навыков чтения способствует, как известно, введение разных вариантов его.

В своей практике я использую разные виды чтения:

-первичное самостоятельное чтение небольшого текста каждым учеником;

- первичное чтение учителем и повторное чтение всеми учащимися;

- первичное чтение по вызову и повторное чтение всеми учащимися про себя;

- самостоятельное чтение отдельной части с конкретным заданием.

Для слабо читающих учащихся использую чтение с чётким проговариванием слогов, шепотное чтение, чтение для себя; хоровое и групповое, выборочное и комментированное чтение, жужжащее чтение, ролевое чтение, чтение за диктором, практикую «театр двух актеров» и т. д.

Чтобы дети читали правильно, с меньшей затратой сил и быстрее овладевали разными приёмами чтения, даю детям определённые ориентиры, составляю «памятки», «правила». (Приложение 6)

Средства обучения

В своей работе я чаще всего использую:

-нестандартные формы уроков;

- создание ситуации успеха;

- работу в группах;

- доверие к учащимся.

Дифференциация учебных заданий

Дифференциация возможна на различных этапах урока, но чаще всего использую на этапе закрепления. Задания предлагаю на выбор.

Использование дифференцированных самостоятельных работ решает проблему активизации познавательного интереса. Творческая атмосфера в классе появляется от того, что учащиеся не боятся свободно высказываться, не боятся ошибиться. Все детские версии мы обсуждаем не в жёсткой оценочной ситуации, а в равноправном диалоге. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными». Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры.

На первый план выходит личность ученика, его готовность к самостоятельной деятельности, к поиску ответов на вопросы, обработке, анализу и способу донесения информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения. (Приложение 7)

Межпредметные связи как средство совершенствования навыков чтения

Уроки литературного чтения плотно соприкасаются с предметом «русский язык». Например:

-в ходе знакомства с ритмикой считалок, чистоговорок, скороговорок учащиеся опираются на начальные представления младших школьников о слоге и слове, ударении;

- расширяется представлений детей о гнёздах однокоренных слов;

- так же происходит знакомство с переносными значениями известных слов;

- происходит знакомство со служебными частями речи и т.д.

Взаимодействие с уроками изобразительного искусства выстраивается в нескольких направлениях:

- рисунок становится своеобразной моделью того или иного явления текста, помогает данное явление заметить и пронаблюдать;

- рисунок стимулирует внимательное вчитывание в текст,

- рисунок удовлетворяет потребность ребёнка в повторном переживании прочитанного;

- иллюстрирование собственных подражательных произведений и работа с иллюстрациями художников-профессионалов.

Чтобы осуществлять связь с уроками математики, задаю такие вопросы:

- Сколько лет прожил писатель? - Когда будет 100-летний юбилей поэта?

- Сколько лет прошло со дня смерти писателя?

- На сколько лет старше вас литературный герой? и т. д.

На уроках по предмету «Человек и мир» ученики сочиняют стихи о временах года, животных, птицах. Сами придумывают загадки, сказки.

Огромный простор для творчества - внеурочная деятельность. Это факультатив «Путешествие в мир сказки», кружок, предметные недели, игры «Поле чудес», «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», литературные викторины, литературные загадки, и т. д. На таких занятиях можно уже знакомую информация преподнести в новом виде, заставить детей взглянуть другими глазами на привычное. Но самое главное, не забывать о ситуации успеха, постоянно необходимо хвалить детей, отмечать их эрудицию, награждать грамотами, чтобы они видели результаты своей работы.

Результативность и эффективность опыта

Проанализировав свою работу за три года, я могу сделать выводы:

1. Дети быстро овладевают процессом чтения;

2. Имеют положительную мотивацию к урокам чтения. У многих учащихся урок чтения является любимым;

3. У всех детей наблюдается динамика в развитии техники чтения;

4. Все учащиеся класса являются читателями школьной библиотеки, многие награждены грамотами «Лучший читатель года»;

5. Дети полноценно воспринимают художественное произведение: рассуждают, анализируют, дают оценку нравственным качествам и поступкам героев, умеют выразить свое отношение к прочитанному, владеют навыками анализа художественного произведения, сами проявляют творчество в составлении.

Качество знаний учащихся по литературному чтению

Из результатов видно, что при использовании систематически данных упражнений, разнообразных форм работы, повысилась техника чтения. Ученики стали более активными, снизился уровень тревожности. Об этом свидетельствует участие в конкурсе «Журавлик», литературных гостиных, конкурсах стихов, в международном проекте «Большие гонки», «Интеллектуальные игры с Борисом Бурдой», где команда нашего класса «Знайки» заняла призовые места. Качество знаний по чтению 100%.(Приложение 8)

Выводы и перспективы

Опыт показывает, что развитие навыков чтения тесно связано с развитием познавательного интереса, познавательной активности средствами дифференцированного подхода. Основная идея опыта - сделать процесс обучения чтению доступным, творческим, результативным, без принуждения, основанный на достижении успеха, на переживании радости, на подлинном интересе ученика к предмету. Реализация этой идеи осуществляется через использование следующих взаимосвязанных компонентов:

- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

- приемы, способствующие развитию скорочтения;

- различные виды работ над текстом на уроке чтения;

- работу по предупреждению ошибок;

- осуществление межпредметных связей;

- совместную работу учителя и родителей по созданию благоприятных условий формирования познавательной активности учащихся.
























Список литературы

1. Выготский, Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966, №6, с. 38-43.

2.Гальперин, П. Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. М.: Книжный универсум, 2007. – с. 42

3.Зобнина, М. А. Как пробудить у младших школьников интерес к чтению? / М. А. Зобнина // Начальная школа. – 2007. - №8, с. 35 – 43.

4.Лопухина И. С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. – Спб.: Дельта, 2001. – с. 144

5.Мисаренко, Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальных классах / Г.Г. Мисаренко; Просвещение, Москва, 2003.

6.Оморокова, М.И. Чтение в начальных классах / М.И. Оморокова; Родничок, Тула, 2003.

7. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. – М.: педагогика, 1982.

8.Сухин И. Г. – Весёлые скороговорки для «непослушных звуков. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 192с.

9.Узорова, О.В. Практическое пособие для обучения детей чтению/ Москва, 2007.

10.Унт, И. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Унт.- Москва: Педагогика, 1990. – 192 с.

11. Шишкова М.И. Формирование навыка выразительного чтения у учащихся, имеющих трудности в обучении. Статья журнал "Логопед" № 1 2006.

12. Н.П. Яшина. Учить читать трудно, но интересно… Начальная школа. №6 – 2001.





Приложение 1

Примеры минуток для создания эмоционального фона урока

1) Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя по утру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно будет забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

- Я дарю свою улыбку всем вам. Поделитесь и вы своими улыбками друг с другом. Зарядитесь хорошим настроением не только на один урок, а на целый день!

2) - Ребята, а вы сегодня улыбались? Улыбнитесь друг другу! Ведь «от улыбки хмурый день светлей».

3) - Закройте глаза и представьте всё, что я буду говорить вам. Начался трудовой день. Вы пришли в школу. Вы улыбнулись своим товарищам, учителю. Ваш главный труд – учёба. Помните: никакие трудности не страшны, если научишься работать. Ведь мир в твоей душе рождает мир вокруг нас. Я желаю вам настроиться на мирный лад и дружно работать на уроке!

4) (Учитель держит разноцветные ленточки, ученики подходят и берут в руку любую ленточку)

- Я люблю вас всех, мне приятно с вами работать. Я пришла на урок с хорошим настроением, хочу передать его вам. Пусть все хорошее по этим ленточкам переберется к вам и поможет провести наш урок интересно, познавательно, весело. А что вы можете пожелать друг другу?





Приложение 2

1. Фонетическая зарядка: задаю детям вопрос, в котором спрашиваю о каком-либо действии. Дети произносят звук.

- Что произносят больные, когда врач осматривает горло? (А-а-а!)

- Как дрожат от холода? (В-в-в!)

2. Дидактическая игра «Кто больше?». Необходимо придумать слова с новым звуком в начале, середине, конце слова.

3. Дидактическая игра «Кто внимательней?». Предлагаю найти одинаковый звук в словах: банка, бабочка, собака, бобы, столбы. Или отгадать имя девочки, используя первые звуки слов: дом, арбуз, шар, астра.

4. Выполняются артикуляционные упражнения. Учащиеся, озвучивая строчки стихов, выполняют указанные в тексте движения.

Просыпается листва и проснулся паучок.

Вот проснулась голова и проснулся язычок.

Ама , лама, лама, чоко, бала,бама,

Эки, вэки, буки, ама, лама, лама

Чоко бала бама, онэ,коко, юкки.

Тренировка в произношении гласных по порядку, затем словосочетания:

а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о, е-э.

Это упражнение развивает подвижность речевого аппарата. Дома перед зеркалом учащиеся упражняются самостоятельно. После отработки произношения гласных включаю сочетания гласных и согласных:

ба, бо, бу, бы, бэ, би, ва, во, ву, вэ, ви.

Далее тренирую учащихся на чтении различного рода сочетаний гласных, например: аоуиэ, аиуоэ,

согласных: з-с-ж, ш-ж-с,

согласных и гласных: ба – бябо – беби - бы

за – зязо – зези - зы

ла – ля ло – ле ли -лы

ма – мя мо – ме ми - мы

фа – фя фо – фе фи - фы

ва – вя во – ве ви - вы

ра – ря ро – ре ри - ры

на – ня но – не ни - ны

па – пя по – пе пи - пы

да – дя до – де ди - ды

ка – кя ко – ке ки - кы

са – ся со – се си – сы

Игра «Эхо»

Слышно эхо за горой – рой, рой, рой;

Роет землю старый крот – рот, рот, рот;

Разрыхляет огород - рот, рот, рот;

Забиваем мы голы – лы, лы, лы;

Возле окон на полу – лу, лу, лу;

Не заметили стекла - ла, ла, ла;

Мы не били по стеклу - лу, лу, лу;

Только нет в окне стекла - ла, ла, ла;

Что-то шепчут акмыши - ши, ши, ши;

Это утка в камыше - ше, ше, ше;

Выходи из камыша - ша, ша, ша;

Нет уж утки в камыше - ше, ше, ше;

Что же шепчут камыши - ши, ши, ши.








Чистоговорки Приложение 3

Са-са-са, са-са-са,ой-ой-ой! Летит оса!

Сы-сы-сы, сы-сы-ыс, не боимся мы осы!

Су-су-су, су-су-су, видел кто из вас осу?

Сы-сы-сы, сы-сы-сы, мы не видели осы.

Са-са-са, са-са-са, отгадайте, где оса?

Си-си-си, си-си-си, в водоёме караси.

Ся-ся-ся, ся-ся-ся, вот поймать бы карася!

Се-се-се, се-се-се, карасей ловили все.

Ся-ся-ся, ся-ся-ся, не поймали карася.

Са-са-са- в лесу бегает лиса.

Со-со-со- у Вовы колесо.

Су-су-су- было холодно в лесу.

Ас-ас-ас- у нас свет погас.

Усь-усь-усь- на лугу пасется гусь.

Ос-ос-ос- на поляне много ос.

Скороговорки

1.Косой косит косой.

2.Сеня вёз воз сена.

3.Босой Сысой сено косит косой.

4.Сани у Сани едут сами.

5.У Сени и Сани в сетях сом с усами.

6.Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

7.Летела овсянка на овёс, а Иван овёс унёс.

8.У маленькой Сани сани едут сами.

9.Коси, коса, пока роса, роса долой, коса домой.

10.Ася, отнеси Тосе то сито.

11.В овсе вовсе не Евсей.

12.В саду у Дуси – индус.

13.Вася, выясни вес Севы.

Cтихи на звукопроизношение

Спокойно спит сосна в лесу,

А снег совсем уж на носу.

Снег до весны сосну хранит,

И пусть сосна спокойно спит.

Сонные сосны, сонные ели

В саване снега стоят,

Лес усыпили снега и метели

И снегопад, снегопад…

Всё снега да снега, всё снега да сугробы,

Весь лес и всё поле в снегу,

Сквозь снег проступает степная дорога

Да лисьи следы на снегу.

Игра «Разбросанныечистоговорки»

Ги, ги, ги Не болит уж мне нога

Га, га, га Вот гулять-то я могу

Гу, гу, гу Мыть посуду не могу

Ги, ги, ги Не гуляй из-за ноги

Гу, гу, гу Лена, маме помоги

Га, га, га У меня болит нога

Жа, жа, жа Как-то уж пришел к ежу

Жу, жу, жу Тут ежата у ужа

Жи, жи,жи Уж уходит от ежа

Жу, жу, жу Мне ежаток покажи

Жа, жа, жа Я с ежами не дружу

(Нужно правильно соотнести левую и правую часть текста)

Чистоговорки, скороговорки, стихи на отработку звукопроизношения подобраны на все звуки.



Приложение 4

При формировании навыка выразительного чтения использую на уроках разные упражнения. Например, задачи-игры. Читаем с выражением, учитывая знаки препинания:

А Б В? Г Д Е Ё! Ж, З, И, Й …

К Л М Н. О! П Р С Т? У!Ф? Х!Ц …

Ч, Ш, Щ … Ъ? Ь? Э! … Ю Я.

Очень любят ученики выполнять диктант без слов. Читаю текст, дети записываю лишь знаки препинания. Например:

- Лизавета, здравствуй!

- Как дела, зубастый?

- Хорошо идут дела,

Голова пока цела.

В тетради у детей появляется запись: , ! ,? , .

Что синее василька?

Задремавшая река?

Глубь небесной бирюзы?

Или спинка стрекозы?

Нет! О нет же … Всех синей

Глазки девочки моей!

Показывая особенности чтения сказок, предлагаю следующую карточку:

Подготовься читать сказку медленно, где ты поставишь паузы? Какой длительности?

СНЕГУРОЧКА

Жили старик со старухой. Жили ладно, / дружно. Всё было хорошо, / да одно горе / - детей у них не было. /

Чтобы прочитать выразительно, вначале определяется, какому лицу принадлежит конкретный текст.



Приложение 5

Часто провожу игру «Найди лишнее слово»:

- мама, бабушка, друг, сестра;

- диван, стол, телевизор, кресло;

- ель, берёза, каштан, дуб;

- творог, йогурт, хлеб, молоко.

В зависимости от темы урока провожу упражнение «Запомни и запиши». Ученики читают глазами, запоминают и молча записывают скороговорки, пословицы или предложения. Если беру предложения, то стараюсь подобрать такое, чтобы дальше можно было поработать над развитием речи. Когда ребята запишут предложение, они получают задание продолжить устно мысль.

Я люблю осень, даже самую позднюю, но не ту, которые любят все. …

У меня дома появился забавный щенок. …

Упражнения «Составьте пословицы»

Каждое слово в пословице поставьте на свое место.

Передайте смысл пословицы своими словами.

С, кобыле, легче, воза, баба.

Да, учат, беды, мучат, уму.

И, пруда, без, вынешь, из, труда, не, рыбку.

Не, платок, всякий, роток, на, накинешь.

Во, еды, приходит, время, аппетит.

А, делают, глаза, руки, страшатся.

А, найдется, шея, бы, хомут, была.

Развитию умения читать про себя способствует упражнение «Зоркий глаз», в котором среди набора букв надо найти спрятанное слово и вставить его в предложение.

ЕЕЩАЖЕЛВЕРБАДОП

… ТИХО ЗВЕНЕЛА СВОИМИ СЕРЁЖКАМИ-МОНЕТКАМИ.

ЕОМДРОЖАЛИЕУКЗАМ

Приложение 6

Любимый вид чтения у младших школьников – ролевое чтение. Весьма полезны и принимаемы детьми ещё и такие виды чтения, как «игра в прятки» и «лишнее слово».

В первой игре ведущий начинает читать, но не сначала, а где попало, называя только страничку. Остальные ученики должны найти читаемый текст и присоединиться к чтению. Во второй – учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен для детей тем, что поднимает их собственный авторитет перед одноклассниками и учителем и придаёт уверенность в собственных силах. Ведь обычно учитель поправляет ученика, что лишает ребёнка возможности самоутверждения.

Слабо читающему ученику больше помогает такой вид работы, как «чтение за диктором». Диктором может быть и учитель, и хорошо подготовленный ученик.

Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и те, кто читает медленно.

Хороший речевой приём – так называемый « Театр двух актёров». Читают сразу два ученика. Один читает или слова автора, или слова какого-либо героя:

1.О чём поют воробышки 2.Мы выжили!

В последний день зимы? Мы дожили!

Мы живы, живы мы !

Часто включаю в уроки чтение «спринт», где небольшие отрывки текста два ученика читают одновременно на скорость. При этом чтении учитывается не только скорость и быстрота, но и выразительность и безошибочность чтения. Этот вид чтения способствует улучшению темпа чтения про себя.

А чтобы все внимательно слушали провожу игру «Эхо»: один читает, а весь класс хором повторяет, как эхо. После такого повторения прочитанного детям легче вспомнить и пересказать.

Приложение 7

Большую роль в поддержании читательского интереса играют творческие задания к тексту. Например:

1. Если ли в разделе произведения, которые вызывают у тебя желание их заново перечитать. Почему?

2. Подумай и скажи, с каким настроением автор писал это произведение.

3. Вырази своё мнение о прочитанном.

4. Вырази своё удивление.

5. Составь «досье» на героя.

6. Опиши героя только именами прилагательными.

7. Изобрази героя при помощи мимики.

8. Добавь героя в сказку.

9. Досочини стихотворение.

10. Напиши письмо в будущее.

11. Сделай героя злым (добрым).

12. Расскажи о путешествии в сказку.

13. Сочини загадку.

14. Кроссворд наоборот.

15. По какому произведению можно придумать мультфильм?

16. Какого цвета можно сделать этот рассказ?

17. Сколько серий будет эта сказка? Почему?

18. Что нужно изменить в герое?

19. Если поставить спектакль к произведению, то что можно нарисовать на афише? Изобразите.

20. Игра «Мимика». Ученик читает отрывок, а другие ученики изображают прочитанное при помощи мимики и жестов, без слов.

21. Игра «Журналисты». Написать вопросы к произведению, обменяться ими и ответить.

22. Игра «Цветок мудрости». По желанию детей один ученик идет к доске, встает у цветка на доске, снимает записки с вопросами к произведению, и отвечает на них (вопросы написали сами ученики на уроке).

23. Опиши героя при помощи одних глаголов.

24. Придумай свое продолжение рассказа, и т. д.




Приложение 8

Мониторинг навыка чтения (количество слов)