СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование навыков культуры речи на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация сделана на основе материала, собранного по теме самообразования "Формирование навыков культуры речи на уроках руссского языка и литературы"

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков культуры речи на уроках русского языка»

Формирование навыков культуры речи на уроках русского языка Учитель русского языка Кириенко Галина Леонидовна

Формирование навыков культуры речи на уроках русского языка

Учитель русского языка

Кириенко Галина Леонидовна

 Мощь, мудрость и красота русского слов  открывается во всей своей широте только перед человеком просвещенным и знающим К. Паустовский

Мощь, мудрость и красота русского слов

открывается во всей своей широте

только перед человеком просвещенным и знающим

К. Паустовский

Цель: развитие речи учащихся и формирование их  лингвистической компетенции   Задачи. 1). Формировать у учеников навыки как устной, так и письменной речи, ориентируясь при этом на реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни. 2). Активизировать самостоятельную познавательную деятельность ученика, совершенствовать речевое творчество учащихся. 3). Обогащение словаря учащихся и увеличение подвижности запаса слов, которым владеет ученик в данный момент.

Цель: развитие речи учащихся и формирование их лингвистической компетенции

Задачи.

  • 1). Формировать у учеников навыки как устной, так и письменной речи, ориентируясь при этом на реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни.
  • 2). Активизировать самостоятельную познавательную деятельность ученика, совершенствовать речевое творчество учащихся.
  • 3). Обогащение словаря учащихся и увеличение подвижности запаса слов, которым владеет ученик в данный момент.
Направления в развитии речи   1). Овладение нормами русского литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. 2). Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи. 3). Формирование умений и навыков связного изложения мыслей. Работа над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания. Формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план, в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

Направления в развитии речи

  • 1). Овладение нормами русского литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.
  • 2). Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи.
  • 3). Формирование умений и навыков связного изложения мыслей. Работа над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания. Формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план, в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
Основные виды работ.   - Работа со зрительной опорой.  - Творческие работы (сочинения) на основе личных впечатлений  ( читательские, жизненные, фантазийные).  - Устные дискуссии. - Языковые игры.  - Минутки поэзии.  - Мини-изложения, мини-сочинения.  - Творческие диктанты на основе картин.  - Почему так, а не иначе.  - Составь монолог  - Сообщения.  - Сценки.

Основные виды работ.

  • - Работа со зрительной опорой.
  • - Творческие работы (сочинения) на основе личных впечатлений
  • ( читательские, жизненные, фантазийные).
  • - Устные дискуссии.
  • - Языковые игры.
  • - Минутки поэзии.
  • - Мини-изложения, мини-сочинения.
  • - Творческие диктанты на основе картин.
  • - Почему так, а не иначе.
  • - Составь монолог
  • - Сообщения.
  • - Сценки.

 Игра на уроке как формирование культуры речевого поведения школьников   В результате происходит: -Активное включение учащихся в занятие;  - игры способствуют совершенствованию словарного запаса школьников; -развивают грамматические, речевые умения и навыки; повышают интерес к предмету.

Игра на уроке как формирование культуры речевого поведения школьников

  • В результате происходит:
  • -Активное включение учащихся в занятие;
  • - игры способствуют совершенствованию словарного запаса школьников;
  • -развивают грамматические, речевые умения и навыки;
  • повышают интерес к предмету.
МЕТАГРАММА   Метаграмма (от греч. – через, сквозь и – письменный звук) – это слова, отличающиеся друг от друга одной или несколькими буквами. Буква может прибавляться или убавляться в начале, середине, конце слова: он- тон- стон, заменяться другой: зайка, байка, гайке лайка, майка, сайка, чайка, шайка. С помощью мегаграммы можно составить цепочки слов. Например, превратим кота во льва. Ответ: кот-лот-лов-лев.

МЕТАГРАММА

  • Метаграмма (от греч. – через, сквозь и – письменный звук) – это слова, отличающиеся друг от друга одной или несколькими буквами. Буква может прибавляться или убавляться в начале, середине, конце слова: он- тон- стон, заменяться другой: зайка, байка, гайке лайка, майка, сайка, чайка, шайка. С помощью мегаграммы можно составить цепочки слов. Например, превратим кота во льва. Ответ: кот-лот-лов-лев.
ШАРАДЫ   Шарады (от французского – беседа, болтовня) – это особые загадки. Слово, которое надо отгадать, разделяется на части, каждая из которых имеет значение самостоятельного слова. Сначала определяется значение частей с помощью синонимов или описательных выражений (перифразов), а затем – значение целого. Например: Первый слог – лоб, второй – сто лет, целое – разумное существо (человек). Приведу примеры шарад, которые можно использовать на уроках. - Если вы соедините две ноты, можете сварить суп (фасоль). - Первое – предлог, второе – девочка, целое бывает у рыболова (удочка).

ШАРАДЫ

  • Шарады (от французского – беседа, болтовня) – это особые загадки. Слово, которое надо отгадать, разделяется на части, каждая из которых имеет значение самостоятельного слова. Сначала определяется значение частей с помощью синонимов или описательных выражений (перифразов), а затем – значение целого.
  • Например: Первый слог – лоб, второй – сто лет, целое – разумное существо (человек).
  • Приведу примеры шарад, которые можно использовать на уроках.
  • - Если вы соедините две ноты, можете сварить суп (фасоль).
  • - Первое – предлог, второе – девочка, целое бывает у рыболова (удочка).
ПАЛИНДРОМЫ   Палиндромы (от греческого – назад, бегу) – это слова, которые одинаково читаются слева направо и справа налево: боб, дед, еле, око, наган, комок, мадам. Возможны предложения – палиндромы: Дорог тот город. Иногда такие палиндромы создавали поэты и писатели. «Я иду с мечом судия» (Г.Р. Державин) «А роза упала на лапу Азора» ( А. А. Фет) «Аргентина манит негра» (Н.Булгаков)

ПАЛИНДРОМЫ

  • Палиндромы (от греческого – назад, бегу) – это слова, которые одинаково читаются слева направо и справа налево: боб, дед, еле, око, наган, комок, мадам.
  • Возможны предложения – палиндромы:
  • Дорог тот город.
  • Иногда такие палиндромы создавали поэты и писатели.
  • «Я иду с мечом судия» (Г.Р. Державин)
  • «А роза упала на лапу Азора» ( А. А. Фет)
  • «Аргентина манит негра» (Н.Булгаков)
ОМОНИМЫ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА   Надо отгадать омоним по определению значений. Эти определения надо давать так, чтобы требовалось подумать над ответом. Например, слову  глава  можно дать определения: «Старинное название одной из частей человеческого тела. Бывает в коллективе. Можно видеть в городе или селе. Есть в романе и в учебник? Существует немало «хитрых вопросов», шуток, основанных на омонимии или сходстве звучания слов. Например: «Когда лошадь покупают, какая она бывает?» (Мокрая) «Почему собака ходит на четырех ногах, а человек – на двух? (По земле) «Что получится: три, три да три?» (Дырка)

ОМОНИМЫ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА

  • Надо отгадать омоним по определению значений. Эти определения надо давать так, чтобы требовалось подумать над ответом.
  • Например, слову  глава  можно дать определения: «Старинное название одной из частей человеческого тела. Бывает в коллективе. Можно видеть в городе или селе. Есть в романе и в учебник?
  • Существует немало «хитрых вопросов», шуток, основанных на омонимии или сходстве звучания слов.
  • Например: «Когда лошадь покупают, какая она бывает?» (Мокрая) «Почему собака ходит на четырех ногах, а человек – на двух? (По земле) «Что получится: три, три да три?» (Дырка)
ПАРОНИМЫ   Паронимы – это слова, близкие по звучанию, но различные по смыслу. Вот примеры паронимов. Архаизм-архаичность, боязливо-боязно, вдохновение-вдохновенносит, великий-величественный, героический-геройский, глубинный- глубокий, горделивый- гордый, гуманистический- гуманный, далекий-дальний, действенный-действительный, деловитый-деловой, дерзание-дерзость, длинный-длительный, единый-един­ственный и другие.

ПАРОНИМЫ

  • Паронимы – это слова, близкие по звучанию, но различные по смыслу.
  • Вот примеры паронимов.
  • Архаизм-архаичность, боязливо-боязно, вдохновение-вдохновенносит, великий-величественный, героический-геройский, глубинный- глубокий, горделивый- гордый, гуманистический- гуманный, далекий-дальний, действенный-действительный, деловитый-деловой, дерзание-дерзость, длинный-длительный, единый-един­ственный и другие.
ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ Задаче игроков – найти «лишнее» слово и объяснить свое решение. Например: алкать- желать- жаждать (2 – современное слово) брань- война- битва (1- архаизм) оптимальный- наилучший- благоприятный (1- заимствованное слово) пейзаж- описание природы – картина (2-исконно русское слово) рекомендовать- предлагать- советовать (1-заимствованное слово) вражда- неприязнь- ненависть (2- исконно русское слово) удалить- выгнать- изгнать (3 – славянизм) свергнуть- низвергнуть- развенчать (2 – славянизм)

ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ

  • Задаче игроков – найти «лишнее» слово и объяснить свое решение.
  • Например:
  • алкать- желать- жаждать (2 – современное слово)
  • брань- война- битва (1- архаизм)
  • оптимальный- наилучший- благоприятный (1- заимствованное слово)
  • пейзаж- описание природы – картина (2-исконно русское слово)
  • рекомендовать- предлагать- советовать (1-заимствованное слово)
  • вражда- неприязнь- ненависть (2- исконно русское слово)
  • удалить- выгнать- изгнать (3 – славянизм)
  • свергнуть- низвергнуть- развенчать (2 – славянизм)
РЕДАКТОР   Какие из приведённых оборотов являются правильными, а какие ошибочными? Маслить маслом, варить варенье, работать работу, угощать гостей, петь песни, жарить жаркое, писать письмо.   Исправьте ошибки в употреблении однокоренных слов, заменив одно из них синонимом или частично изменив строй предложения. А). Трудно найти человека, который не чувствовал бы чувства гордости за наших героев-космонавтов. Б).  Он вполне ясно объяснил нам это. В).  В статье приводится небольшая выписка из письма без подписи.

РЕДАКТОР

  • Какие из приведённых оборотов являются правильными, а какие ошибочными?
  • Маслить маслом, варить варенье, работать работу, угощать гостей, петь песни, жарить жаркое, писать письмо.
  •   Исправьте ошибки в употреблении однокоренных слов, заменив одно из них синонимом или частично изменив строй предложения.
  • А). Трудно найти человека, который не чувствовал бы чувства гордости за наших героев-космонавтов.
  • Б).  Он вполне ясно объяснил нам это.
  • В).  В статье приводится небольшая выписка из письма без подписи.
Игра «Вам пришло sms-сообщение   «Привед. Как оно? Я в гламуре. Я в Аське» ( Привет. Как дела? У меня хорошо. Я подключен к интернет - пейджеру ICQ)

Игра «Вам пришло sms-сообщение

  • «Привед. Как оно? Я в гламуре. Я в Аське»
  • ( Привет. Как дела? У меня хорошо. Я подключен к интернет - пейджеру ICQ)
Игра «Кто больше» Подбор как можно больше определений к существительному (яблоко, чай, голос, мяч), или существительных к прилагательному (горячий, зеленый и т.д)

Игра «Кто больше»

  • Подбор как можно больше определений к существительному (яблоко, чай, голос, мяч), или существительных к прилагательному (горячий, зеленый и т.д)
РАБОТА НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ Например, предлагается следующее задание: определите и назовите новое словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке. В нём два слога, каждый из которых может быть самостоятельным словом. Первое из этих слов обозначает большой танцевальный вечер. Второе – отдельную партию в некоторых играх. Какое это слово? ( Бал-кон .)

РАБОТА НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ

  • Например, предлагается следующее задание: определите и назовите новое словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке. В нём два слога, каждый из которых может быть самостоятельным словом.
  • Первое из этих слов обозначает большой танцевальный вечер. Второе – отдельную партию в некоторых играх. Какое это слово? ( Бал-кон .)
Упражнения, в которых новое словарное слово определяется без конкретных указаний учителя.. Например, детям предлагается задание: определите, каким способом составлено третье слово в первом ряду, и составьте таким же образом третье слово во втором ряду: мос кит кор тик  мостик тре вога пио нер  ? Назовем словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке.  (Слово тренер).
  • Упражнения, в которых новое словарное слово определяется без конкретных указаний учителя.. Например, детям предлагается задание: определите, каким способом составлено третье слово в первом ряду, и составьте таким же образом третье слово во втором ряду:
  • мос кит кор тик  мостик
  • тре вога пио нер  ?
  • Назовем словарное слово,

с которым мы познакомимся

на уроке.

(Слово тренер).

Вторую группу  представляют упражнения, в которых новое словарное слово определяется с помощью тех или иных манипуляций с некоторыми буквами исходного слова. Здесь возможны несколько вариантов: Замены буквы (букв) в исходном слове по указанным учителем признакам. Например: В слове печь замените первую букву другой, которая обозначает один из непарных согласных (твердых) и назовите слово, с которым мы знакомимся на уроке. (Сжечь.)
  • Вторую группу  представляют упражнения, в которых новое словарное слово определяется с помощью тех или иных манипуляций с некоторыми буквами исходного слова.
  • Здесь возможны несколько вариантов:
  • Замены буквы (букв) в исходном слове по указанным учителем признакам. Например: В слове печь замените первую букву другой, которая обозначает один из непарных согласных (твердых) и назовите слово, с которым мы знакомимся на уроке. (Сжечь.)
К третьей группе  относятся упражнения, в которых новое слово определяется путём последовательного нахождения и соединения всех букв. Например, детям предлагается следующая задача. Новое слово вы узнаете, если последовательно определите и соедините между собой найденные буквы: с первой буквы начинается корень слова - промокает вторая буква – окончание в слове (на) речк... после третьей буквы никогда не пишутся ю, я четвертой буквой заканчивается корень слова вылетел пятая буква – это чередующаяся  гласная в корне слова заря. Какое это слово? ( Мечта .)
  • К третьей группе  относятся упражнения, в которых новое слово определяется путём последовательного нахождения и соединения всех букв.
  • Например, детям предлагается следующая задача.
  • Новое слово вы узнаете, если последовательно определите и соедините между собой найденные буквы:
  • с первой буквы начинается корень слова - промокает
  • вторая буква – окончание в слове (на) речк...
  • после третьей буквы никогда не пишутся ю, я
  • четвертой буквой заканчивается корень слова вылетел
  • пятая буква – это чередующаяся
  • гласная в корне слова заря.
  • Какое это слово? ( Мечта .)
Четвертую группу  составляют упражнения, в которых искомое слово определяется на основе закономерности подбора исходных слов. Учитель оформляет на доске запись: волейбол – мяч бадминтон – волан ? – шайба
  • Четвертую группу  составляют упражнения, в которых искомое слово определяется на основе закономерности подбора исходных слов. Учитель оформляет на доске запись:
  • волейбол – мяч
  • бадминтон – волан
  • ? – шайба
Следующую группу  составляют упражнения, в которых поиск нового слова связан с темой урока. Это своего рода словарные диктанты с нетрадиционными заданиями, которые выполняются учениками с неподдельным интересом и даже на эмоциональном подъемом. Так, на уроке по теме: «Имя существительное» учитель диктует для записи слова: фанера, справа, уважение, пятеро, тщеславие, расчетливый, тяжелый, бинокль, оазис, недоумевать, ледоход. Задание: cоедините первые буквы имён существительных, и вы узнаете словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке. (Слово футбол)
  • Следующую группу  составляют упражнения, в которых поиск нового слова связан с темой урока. Это своего рода словарные диктанты с нетрадиционными заданиями, которые выполняются учениками с неподдельным интересом и даже на эмоциональном подъемом.
  • Так, на уроке по теме: «Имя существительное» учитель диктует для записи слова: фанера, справа, уважение, пятеро, тщеславие, расчетливый, тяжелый, бинокль, оазис, недоумевать, ледоход. Задание: cоедините первые буквы имён существительных, и вы узнаете словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке. (Слово футбол)