Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №7
г. Кирово-Чепецка Кировской области
«Управление процессом чтения
через применение приёмов смыслового чтения».
И.Н.Рогова, учитель
начальных классов
первой
квалификационной
категории
г. Кирово-Чепецк - 2017
Содержание:
1.Введение.
Навык чтения – основной фактор успеваемости.
2.Основная часть.
Практическое применение приёмов смыслового чтения
на примере текста по краеведению.
3.Заключение.
На успеваемость обучающихся влияет более двухсот факторов. Главный фактор - это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Чем качественнее ученик работает с информацией, тем успешнее формируется навык чтения. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание содержания текста.
Приглашаю вас к сотрудничеству и предлагаю на практике применить некоторые приёмы смыслового чтения.
Беседа с аудиторией:
Как называлось село, на месте которого появился наш город?
(Усть –Чепца)
2. Верите ли вы в то, что в конце 19 века в этом селе были школы не только для детей, но и для взрослых. (Да, были)
3.Согласны ли вы с утверждением, что наша малая родина – «медвежий угол»?
Это был приём « Предваряющие вопросы»
Цель: актуализация имеющихся знаний по теме текста.
Алгоритм:
1. Просмотрите текст быстро. (Просмотровое чтение.)
2. Ответьте на вопросы.
*Действительно ли то, что в конце 19 века в селе были школы не только для детей, но и для взрослых. (Да, были)
* Согласны ли вы с утверждением, что наши места – «медвежий угол»?
Ещё один вариант приёма смыслового чтения, который использую на этапе актуализации предшествующих знаний.
Это приём «Суждения»
Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.
Алгоритм:
Работа с таблицей идёт до знакомства с текстом.
Суждения могут быть заведомо неверными.
Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми вы согласны знаком +, если не согласны знаком - .
Отметьте суждения ещё раз после прочтения текста.
Если ваш ответ изменился, то объясните, почему это произошло.
До чтения текста | Суждения | После чтения текста |
| В селе Усть – Чепца в 19 веке было несколько школ для детей. | |
| В селе в 19 веке не было школ для взрослых. | |
| Уровень жизни в селе Усть – Чепца был невысок. | |
| В конце 19 века появилась публичная библиотека. | |
| В начале 20 в селе Усть –Чепца века не было драматических кружков. | |
На этапе осмысления текста использую приём «Чтение с остановками»
Цель: управление процессом осмысления текста во время его чтения.
Алгоритм:
1.Чтение текста с остановками, во время которых буду заданы вопросы.
2.Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.
Текст «Медвежий угол»
В селе Усть-Чепца в конце 19 века существовали 3 школы для детей и 2 школы для взрослых! Немного нашлось бы сёл с таким количеством образовательных учреждений, как Усть-Чепца в те годы.
Стоп. Почему в Усть –Чепце было довольно много школ для того времени? (Вопрос на прогнозирование.
Ответ. Уровень жизни был достаточно высок. )
Уровень жизни был достаточно высокий и, по словам священника, голодом себя жители села не морили. "Пища духовная" тоже была востребована. В 1891 году в Усть-Чепце была открыта первая публичная библиотека, куда в первый же год записалось 114 человек.
Стоп. Что можем сказать о жителях села Усть –Чепца?
(Вопрос на понимание.
Ответ. Жители села довольно зажиточные и интересующиеся культурой и образованием)
Первая любительская театральная постановка состоялась в 1916 году, а через несколько лет в Усть-Чепце было уже 3 драматических кружка.
Вот такой "медвежий угол"!
Была ли Усть - Чепца «медвежьим углом»?( Вопрос на понимание.
Нет, нашу малую родину нельзя назвать «медвежьим углом»)
На этапе анализа текста применяю приём «Ментальные карты».
Цель: создание и фиксация новых идей, анализ и упорядочивание информации.
Алгоритм:
1.На листе делаем записи не линейно, а радиально (в виде радиуса, лучей).
2.Главная тема - в центре листа (фокус внимания).
3.Записывать только ключевые слова (яркие, «говорящие»).
4.Ключевые слова помещаются на ветвях, отходящих от главной темы.
5. Одна ветвь – одно ключевое слово (раздельное написание слов ведёт к новым идеям).
6.Длина ветви равна длине слова (экономно и чисто).
7.Различные цвета для ветвей.
8.Вместо слов можно использовать рисунки.
9.Для работы в паре использую лист формата А4, в группе – А3.
Если получилась цельная, «живая», карта, то это означает, что вы хорошо разобрались в теме. Если все ветви карты получились красивые, а одна — какая-то корявая и путаная. Это признак того, что эта часть требует информацию, способствует развитию мышления и фантазии.
Таким образом, в процессе использования этих приёмов смыслового чтения замечаю, что интерес к чтению, способность к воспроизведению прочитанного, к анализу содержания прочитанного неуклонно повышается.
В дальнейшем планирую использовать и другие приёмы и стратегии смыслового чтения. Спасибо за внимание!