СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование навыков смыслового чтения младших школьников на примерах текстов краеведческой направленности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование навыков смыслового чткения -важный результат образования младших школьников. новизна приемов состоит в использовании текстов краеведческой направленности

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков смыслового чтения младших школьников на примерах текстов краеведческой направленности»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №7

г. Кирово-Чепецка Кировской области








«Управление процессом чтения

через применение приёмов смыслового чтения».



















И.Н.Рогова, учитель

начальных классов

первой

квалификационной

категории



г. Кирово-Чепецк - 2017



Содержание:

1.Введение.

Навык чтения – основной фактор успеваемости.

2.Основная часть.

Практическое применение приёмов смыслового чтения

на примере текста по краеведению.

3.Заключение.







































На успеваемость обучающихся влияет более двухсот факторов. Главный фактор - это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Чем качественнее ученик работает с информацией, тем успешнее формируется навык чтения. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание содержания текста.

Приглашаю вас к сотрудничеству и предлагаю на практике применить некоторые приёмы смыслового чтения.

Беседа с аудиторией:

  1. Как называлось село, на месте которого появился наш город?

(Усть –Чепца)

2. Верите ли вы в то, что в конце 19 века в этом селе были школы не только для детей, но и для взрослых. (Да, были)

3.Согласны ли вы с утверждением, что наша малая родина – «медвежий угол»?

Это был приём « Предваряющие вопросы»

Цель: актуализация имеющихся знаний по теме текста.

Алгоритм:

1.  Просмотрите текст быстро. (Просмотровое чтение.)

2.  Ответьте на вопросы.

*Действительно ли то, что в конце 19 века в селе были школы не только для детей, но и для взрослых. (Да, были)

* Согласны ли вы с утверждением, что наши места – «медвежий угол»?

Ещё один вариант приёма смыслового чтения, который использую на этапе актуализации предшествующих знаний.

Это приём «Суждения»

Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.

Алгоритм:

  1. Работа с таблицей идёт до знакомства с текстом.

  2. Суждения могут быть заведомо неверными.

  3. Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми вы согласны знаком +, если не согласны знаком - .

  4. Отметьте суждения ещё раз после прочтения текста.

  5. Если ваш от­вет изменился, то объясните, почему это произошло.

До чтения текста

Суждения

После чтения текста


В селе Усть – Чепца в 19 веке было несколько школ для детей.

 

 

В селе в 19 веке не было школ для взрослых.

 

 

Уровень жизни в селе Усть – Чепца был невысок.

 

 

В конце 19 века появилась публичная библиотека.

 

 

В начале 20 в селе Усть –Чепца века не было драматических кружков.

 































На этапе осмысления текста использую приём «Чтение с остановками»

Цель: управление процессом осмысле­ния текста во время его чтения.

Алгоритм:

1.Чтение текста с остановками, во время которых бу­ду заданы вопросы.

2.Одни из них направлены на проверку пони­мания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.

Текст «Медвежий угол»

В селе Усть-Чепца в конце 19 века существовали 3 школы для детей и 2 школы для взрослых! Немного нашлось бы сёл с таким количеством образовательных учреждений, как Усть-Чепца в те годы.

Стоп. Почему в Усть –Чепце было довольно много школ для того времени? (Вопрос на прогнозирование.

Ответ. Уровень жизни был достаточно высок. )

Уровень жизни был достаточно высокий и, по словам священника, голодом себя жители села не морили. "Пища духовная" тоже была востребована. В 1891 году в Усть-Чепце была открыта первая публичная библиотека, куда в первый же год записалось 114 человек.

Стоп. Что можем сказать о жителях села Усть –Чепца?

(Вопрос на понимание.

Ответ. Жители села довольно зажиточные и интересующиеся культурой и образованием)

Первая любительская театральная постановка состоялась в 1916 году, а через несколько лет в Усть-Чепце было уже 3 драматических кружка.

Вот такой "медвежий угол"!

Была ли Усть - Чепца «медвежьим углом»?( Вопрос на понимание.

Нет, нашу малую родину нельзя назвать «медвежьим углом»)

На этапе анализа текста применяю приём «Ментальные карты».

Цель: создание и фиксация новых идей, анализ и упорядочивание информации.

Алгоритм:

1.На листе делаем записи не линейно, а радиально (в виде радиуса, лучей).

2.Главная тема - в центре листа (фокус внимания).

3.Записывать только ключевые слова (яркие, «говорящие»).

4.Ключевые слова помещаются на ветвях, отходящих от главной темы.

5. Одна ветвь – одно ключевое слово (раздельное написание слов ведёт к новым идеям).

6.Длина ветви равна длине слова (экономно и чисто).

7.Различные цвета для ветвей.

8.Вместо слов можно использовать рисунки.

9.Для работы в паре использую лист формата А4, в группе – А3.

Если получилась цельная, «живая», карта, то это означает, что вы хорошо разобрались в теме. Если все ветви карты получились красивые, а одна — какая-то корявая и путаная. Это признак того, что эта часть требует информацию, способствует развитию мышления и фантазии.



Таким образом, в процессе использования этих приёмов смыслового чтения замечаю, что интерес к чтению, способность к воспроизведению прочитанного, к анализу содержания прочитанного неуклонно повышается.

В дальнейшем планирую использовать и другие приёмы и стратегии смыслового чтения. Спасибо за внимание!