СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование нравственных качеств младших школьников. Индивидуальный план самообразования

Нажмите, чтобы узнать подробности

С  приходом  детей  в  школу  круг  их  общения  и  обязанностей  меняется и расширяется.  Главным  для  детей  становится  учеба. В учебно-воспитательном процессе школьники  должны  научиться  строить  нравственные  отношения  с  товарищами  по  классу и с учителем..

Просмотр содержимого документа
«Формирование нравственных качеств младших школьников. Индивидуальный план самообразования»

ГУО «Средняя школа №3 г.Свислочь»





Индивидуальный план самообразования





Тема самообразования:









2016-2019 г





УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Демянчик Мария Ивановна







Обоснованность выбора темы самообразования


С приходом детей в школу круг их общения и обязанностей меняется и расширяется. Главным для детей становится учеба. В учебно-воспитательном процессе школьники должны научиться строить нравственные отношения с товарищами по классу и с учителем..

Цель: повышение уровня воспитанности детей.

Задачи:

  • раскрыть особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте;

  • изучить методы, формы и приемы нравственного воспитания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности;

  • применять полученные знания на практике.

  • экспериментально проверить уровень нравственной культуры воспитанников;

  • подготовить методический материал и рекомендации по исследуемой

проблеме


Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы.

Говоря о нравственном воспитании младшего школьника, необходимо чётко представлять, какие нравственные качества должны взрослые формировать в детях. Отмечено, что «среди многих ценных человеческих качеств доброта – главный показатель развитости человеческого в человеке...»

Понятие «добрый человек» – очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие». Это всё – понятия нравственности.

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Я считаю, что нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

Начальная школа - принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимо­действия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

С поступлением в школу ребенок впервые реализует обще­ственно значимую и социально оцениваемую учебную деятель­ность, направленную на усвоение системы научных понятий. Все отношения учащегося с внешним миром, в семье и вне школы определяются его новой социальной позицией – позицией школьника. Учитель выступает как носитель социальных норм, правил, критериев оценки и контроля, обязательность которых диктуется их общественным характером. Отношения со свер­стниками строятся как отношения учебного сотрудничества.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система обра­зования. Поэтому сегодня учителю начальных классов необходимо знать и использовать новые подходы к работе.

Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Для многих оно ста­ло «роскошью». Дворы и уличные коллективы как особая детская субкультура постепенно исчезают. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со сверстниками часто оказы­ваются недоступны для младших школьников. Это обстоятель­ство значительно затрудняет усвоение детьми системы мораль­ных норм и нравственных принципов, препятствует форми­рованию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости.

Большинство современных детей, в отличие от детей прошедшего XX в., не участвуют в деятельности детских общественных организаций и соответственно лише­ны возможности приобрести опыт лидерства и работы в ко­манде, сотрудничества и взаимопомощи, работы на социаль­ное благо и благо своего товарища, близких людей. Альтруисты вырождаются, нормы помощи нуждающемуся, щедрости зачастую оказываются неосвоенными современными детьми и подростками.

Поэтому, целью моей педагогической деятельности стала проблема нравственного воспитания младших школьников.

Этапы работы над темой самообразования 

1 этап – установочно- обучающий - 2016-2017год

  • выбор цели работы, исходя из анализа деятельности классного руководителя и психолого-педагогической характеристики классного коллектива;

  • формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий. 

  • знакомство с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме воспитания классного коллектива. 



Содержание

Срок исполнения

1

Изучение законов и актов РБ.

Постоянно

2

  • Педагогическая диагностика и всесторонний анализ деятельности воспитанников.

  • Выявление желания и интересов воспитанников: индивидуальные беседы, анкетирование.

Постоянно

3

  • Тематическая подборка и составление картотеки научной, научно-популярной, методической и художественной литературы.

  • Тематическая подборка и составление картотеки газетных и журнальных статей.

  • Видеозаписи.

  • Материалы из опыта работы.

Постоянно

4

  • Составление перспективного плана работы с детьми.


5

  • Подбор материала к составлению воспитательных мероприятий.

В течении года.

6

  • Подбор материала к выступлениям на МО воспитателей и педагогических советах





2 этап – практический - 2017-2018год

  • накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов.

  • анализ и обобщение накопленных педагогических фактов.

Ориентировка работы: увеличение роста нравственных качеств, таких как честность, доброта, справедливость, взаимовыручка, сострадание в  личности школьника. Повышение  уровня воспитанности детей

Результат:  отчет о ходе самообразования на заседаниях МО, открытое внеклассное мероприятие по теме самообразования. 

3 этап – итогово-контрольный - 2018-2019год

  • итоги самостоятельной работы, обобщение наблюдений, оформление результатов. ( описание проведенной с классным коллективом работы, установленных фактов, достижений классного коллектива, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в дальнейшей работе с классным коллективом.)



Представление материалов наработанных по теме самообразования:

проведение открытых занятий, выступление на МО, размещение материалов в блоге «Радуга» и публикация статей в периодических изданиях.




Урочная деятельность

Для учителя школы по лю­бому учебному предмету основным источ­ником, формой и средством духовно-нравственного развития и формирования личности явля­ется урок. Это не означает, что урок позво­ляет воплотить в результат весь комплекс нравственных параметров, но урок в тече­ние всей школьной жизни человека высту­пает в качестве единой, нравственно разви­вающей и формирующей доминанты. Духовно-нрав­ственная обстановка на уроках — это силь­нейшая, среди прочих, формирующая среда, которая должна рассматриваться как важнейший инструмент, т.е. педагогическое средство учителя в достижении целей нрав­ственного развития и формирования лич­ности.

Посмотрев на пространство обычного школьного урока с такой точки зрения, на­чинаешь понимать, что урок можно и нуж­но наполнять нравственным содержанием независимо от темы и учебного материала, тогда он станет в два раза весомее.

Большие возможности духовно-нравственного воспитания несут в себе уроки литературного чтения. В настоящее время литературное чтение и как факт существования духовно-нравственной жизни общества, и как школьный предмет остается, может быть, единственной нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь школьников.

Я считаю, что на каждом уро­ке литературного чтения закладываются осно­вы духовности и нравственности. Каждая встре­ча с художественным произведением, с его геро­ями и их поступками заставляет маленького чи­тателя задуматься о себе и о мире, в котором он живет, а эмоции, пережитые учеником, стано­вятся его нравственно-эстетическим опытом. Учитель здесь становится мудрым другом, кото­рый помогает разобраться в поступках героя, в том, что есть добро и зло. На каждом уроке, ра­ботая с текстом произведения, учащиеся полу­чают нравственный урок, обогащают свой эсте­тический опыт.

Таким образом, цель литературного чтения состоит в том, чтобы воспитать читателя, на­учить школьника размышлять над прочитанным, извлекая из него уроки, в том числе и нравственные, а в конечном итоге – помочь становлению и формированию личности.

Формировать духовно-нравственные понятия на уроках литературного чтения (добро и зло, честь, долг, совесть, правда и ложь и т.д.) помогают методы, выявляющие нравственное содержание произведений. К ним относятся: аналитическая беседа, творческое чтение, исследовательский метод, игровые ситуации, создание иллюстраций и мн. др.

В работе по духовно-нравственному воспитанию младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка особое место отводить работе над пословицами, поговоркам, фразеологизмами. Обращать внимание на их воспитательную значимость, а также нравственную ценность при формировании и развитии личности ребёнка.

Пословицы учат ценить добрые дела, людей, которые их совершают, стремиться самому быть добрым, понимающим, милосердным. Встречи с пословицами и поговорками заставляют каждого ребёнка задуматься над его мировоззрением, пересмотреть многие постулаты в своей жизни, оценить свою жизнь, свои поступки, совершаемые с какой-то целью или бесцельно. Пословицы помогают понять, что есть добро и зло, освоить правила жизни в обществе передающиеся из поколения в поколения.

Таким образом, готовясь к уроку литературного чтения, учитель должен ясно представлять, какой нравственный смысл заложен в том или ином произведении, и организовать работу так, чтобы каждый урок стал источником духовно-нравственных знаний и вошёл в личный опыт детей.

Огромные возможности для духовно-нравствен­ного воспитания представляют различные виды уроков, в частности, урок-игра. Поми­мо знакомства с новым учебным материа­лом или его закреплением, игра учит ребен­ка: достигай своей цели по правилам игры, а именно: умей подчиняться установленным нормам, наберись терпения, побеждай, не мешая другим, иначе выйдешь из игры. Бесспорно, человеку, привыкшему считать­ся с правилами любой игры, не надо будет долго объяснять, почему надо уважать и не нарушать законы как своей, так и любой другой страны.

Школьники очень любят уроки изобра­зительного искусства и технологии. Орга­низуя работу по созданию небольших твор­ческих работ, предлагать изготовить открытку или поделку в пода­рок своим близким (или друзьям) к празд­нику (или дню рождения). Таким образом, дети научатся не только проявлять внимание к близким людям, но и поймут цен­ность ручной работы, будет воспитываться уваже­ние к умелым рукам.

На любых комбинированных уроках (по любому предмету) школьники работают парами или группами — учатся работать со­обща, вкладывая в общее дело что-то свое, прислушиваясь к мнению одноклассников. Потом им будет легче строить свои отноше­ния в семье и в рабочем коллективе.

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Развивающая активность школьника, сознательность, инициативность в процессе обучения и есть овладение собственным поведением.

Внеурочная деятельность

Разнообразные формы и методы внеурочной деятельности позволяют ученикам приобрести не только знания, умения и навыки, которые пригодятся им в жизни, но и развить интеллектуальные и творческие способности каждого, развить чувство коллективизма, упорства в достижении цели, умение отстаивать своё мнение и мн.др. Поэтому, духовно-нравственное воспитание является основой всех основ.

Формы организации воспитательной деятельности:

1) словесные формы (собрания, доклады, диспуты, встречи и т.д.);

2) практические формы (походы, экскурсии, проекты, конкурсы и т.п.);

3) наглядные формы ( выставки разных жанров, тематические стенды и др.).

В таблице представлена классификация форм и педагогических средств духовно-нравственного воспитания учащихся, которые необходимо использовать в системе урочной и внеурочной деятельности:



Система

Форма


Педагогические средства





У


Р


О


Ч


Н


А


Я

Урок-путешествие

Урок-презентация

Урок-беседа

Урок-ролевая игра

Дидактические игры


Прием комментирования и раскрытия аспектов нравственности в процессе объяснения урока, выполнения заданий.

Прием сочетания содержания образовательной программы с кон­текстом, содержащим аспекты нравственности.

Использование дидактических материалов и форм занятий, спо­собствующих усвоению базовых ценностей нравственности.

Совмещенные уроки




Викторина




Уроки мастерства

(под­готовка мероприятия) Выставка работ в классе


Прием совмещения уроков внутри одной возрастной группы и между группами разного возраста.

Прием опоры на народные традиции и декоративно-прикладное творчество народов Беларуси и мира.

Приемы стимулирования знаний: гибкая система оценивания творческих работ; поощрения допуском к проведению «мастер-класса» и к подготовке праздника.

Средства формирования положения мотивации обучения, связан­ные с предоставлением учащемуся возможности свободного выбо­ра материалов, форм и техник.



В


Н


Е

У

Р

О


Ч


Н


А


Я


Часы общения


Художественно-творчес­кие проекты.

Викторина.



Экскурсия.



Мероприятие.

Праздник класса.




Конкурс и выставка работ.


Применение вариативных форм занятий (пригла­шение специалиста и т. п.).

Организация совместной деятельности по художественной подго­товке мероприятий.

Использование приемов и форм занятий, способствующих вы­страиванию межличностных взаимоотношений, формированию культуры сотрудничества, сотворчества.

Методы развития системы отношений: педагогическая организация совместных мероприятий, различных традиций и ритуалов, деятельности в группах (одного возраста и разновозрастных) в урочной и внеурочной деятельности.

Приемы стимулирования творчества: демонстрации ЗУН на олимпиадах, выставках, конкурсах, в различных видах совместной деятельности.


Кружок.

Дискуссии. Театрализованные представления.


Школьный праздник.




Педагогические средства развития коммуникативной культуры учащихся, создающие условия для демонстрации «мастерства» и личностных данных учащихся в практической деятельности.

Педагогические средства содействия социализации учащихся (вов­лечение в общественно-полезную деятельность).

М

О

Н

И

Т

О

Р

И

Н

Г

Анкетирование.

Опрос.

Беседа.

Наблюдение.

Тестирование.


Социологические измерения и диагностика запросов и притяза­ний учащихся с целью наполнения их досуга.

Социологические измерения характеристик образовательной среды, диагностика уровней воспитанности и самоактуализации с целью корректировки педагогической практики.


Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению.

Критерием систематизации и разделения по определенным группам этих ценностей приняты источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются:

  • патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

  • социальная солидарность - свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;

  • гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания;

  • семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

  • труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

  • наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

  • традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

  • искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

  • природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

  • человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.



Основные коллективные формы и методы духовно-нравственного просвещения и убеждения школьников

Час общения. Это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы. При проведении часов общения преобладает форма свободного общения учащихся с педагогом. Это не обычное воспитательное мероприятие. К нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение.

Тематика часов общения во многом зависит от возраста учащихся, уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива. Во 2-4 классах обычно проводятся беседы о товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности, культуре общения и др.

Беседы. В воспитательной деятельности большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей.

Наряду с систематическими беседами проводятся и эпизодические беседы, связанные с обсуждением поступков учащихся. Такой разговор проводится сразу после совершения поступка.

В деятельности учителя основное место занимает разъяснение «Правил для учащихся» как главных критериев поведения школьников. Например, проводятся с ребятами беседы о правилах поведения в школе, в столовой, в общественных местах, на улице, правила поведения перехода через дорогу и железнодорожное полотно со взрослыми, соблюдение правил пожарной безопасности, правила поведения около водоёмов.. При проведении бесед о дисциплине меньше говорить о том, чего нельзя делать, а рассказывать о том, что нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае.

Беседы можно проводить с классом или индивидуально с учеником, совершившим недостойный поступок, но не увлекаться коллективным осуждением недостатков в поведении школьников. В ряде случаев более эффективна индивидуальная беседа с провинившимися учениками. При этом важно создать атмосферу доброжелательности и доверительности.

  • Читательская конференция – одна из форм нравственного убеждения. Она помогает не только расширить кругозор школьников, развить у них художественный вкус, но и усвоить нормы и принципы нравственности.

  • Приобщение учащихся к искусству. Привлекать учащихся к участию в викторинах, в конкурсах, на лучшего чтеца или рассказчика, к художественной самодеятельности, обогащающей нравственный мир школьников.

  • Приобщение к спорту. Привлекать учащихся к участию в спортивных мероприятиях, посещению спортивных секций и т.д.

В целях убеждения использовать и нравственные требования к поведению школьников. Требуя, чтобы они хорошо вели себя на уроке и вне школы, уважали старших, были правдивыми и искренними, сообщать им знания о нормах и правилах поведения, обогащать их духовно-нравственные представления и понятия. Требования к поведению достигают цели лишь при условии, если они понятны и доступны, связаны с практикой повседневного поведения детей.

Процесс духовно-нравственного воспитания обязательно включает в себя приучение воспитанников к выполнению норм и правил общественной морали, выработку и закрепление у них устойчивых привычек поведения. Достигается это, прежде всего упражнением, организацией практической деятельности воспитанников.

Особенно велико значение упражнений, связанных с организацией нравственного опыта. Личный опыт, приобретаемый в процессе целенаправленной деятельности, – основное условие приучения. Упражнения в разнообразной деятельности имеют целью выработать привычки в труде и в общественной работе, во взаимоотношениях с друг с другом. Они содействуют приучению к коллективной деятельности.

Воспитание в труде – это наиболее действенное воспитание. Если школьник занят трудом, он обычно любознателен и дисциплинирован, требователен к себе и честен, он надёжный помощник в семье. У него больше развито чувство ответственности. Серьёзное влияние на формирование поведения оказывает выполнение различных общественных поручений. Они тесно связаны, прежде всего, с организационной деятельностью. У каждого ребёнка в классе должно быть своё поручение. Это приучает школьников быть ответственными, ощущать себя частью коллектива.

Целесообразны также упражнения в форме организации положительных поступков. Например, ученику поручается навести больного товарища, помочь отстающему в учении, собрать цветы, шары для украшения класса.

Успех применения упражнений, их эффективность зависят от соблюдения ряда требований. Это – осознание учащимися важности и необходимости проведения упражнений; их систематичность и последовательность; общественно полезную направленность; взаимосвязь упражнений с различными формами убеждения.

Внеурочную деятельность по духовно-нравственному воспитанию должна вестись не только с детским коллективом и в отдельности с каждым, но и с родителями. Невозможно заниматься воспитанием учащихся, не вникая в специфику взаимоотношений в его семье, не зная её социального статуса, ценностных ориентаций родителей.

Всем известна фраза: «Все начи­нается с детства». И это в действительности так.

И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотноше­ния с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в буду­щей семье — все берет свое начало в детстве. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолевать достойно и с честью.


Основными задачами работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в школе являются:

1) повышение педагогической культуры родителей,

2) стремление к организации коллективных семейных отношений, где присутствуют общие перспективы и цели, традиции взаимопомощи и взаимовыручки;

3) переосмысление роли и позиции родителей; развитие взаи­мопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга;

4) формирование нравственности ребёнка через микроклимат в семье.



Каждому взрослому необходимо понять и осознать смысл жизни. А главное в этой жизни – стать настоящим Человеком!



Список литературы

1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997- 17с.

2. Бабанский Ю.К. Педагогика. /Ю.К. Бабанский.-М.: Просвещение,-1998- 479с.

3. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах/ О.С. Богданова, В.И. Петрова. -- М.: Просвещение, 1980. -- 207 с.

4. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников/ Н.И. Болдырев. - М.: Просвещение,1979.- 289 с.



















5. Васильева М.С., Оморокова М.И., Абдуллина А.А. Воспитание учащихся средствами литературы. // Начальная школа.- 1979.- №8.- С.11.

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под редакцией В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.- 420 с.

7. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. - Омск: ОГПИ, 1991.- 267 с.

8. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности/ О.Г. Дробницкий. - М.: Просвещение, 1977.- 211 с. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/ В.И. Даль.- М.: 1979, т.11.- 640 с.

9. Заславская С.Г. Первые шаги/ С.Г. Заславская. - М.: Педагогика, 1979.- 267

10.Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания/ И.А. Каирова. - М.: Просвещение, 1979.- 290 с.

11.Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ И.А. Карпов. - М.: Просвещение, 1979.- 198 с.

12. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника/ Л.В. Кузнецова. - М., 1988.- 280 с.

13. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология/ Н.Д. Левитов. - М.: Просвещение, 1964.- 390 с.

14. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии/ Б.Ф. Ломов. -- М.: Наука, 1984. -- 431 с.

15.Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников/ И.С. Марьенко. -- М.: Просвещение, 1980. -- 183 с.

16. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника/ И.С. Марьенко. -- М.: Педагогика, 1985. -- 368 с.

17. Психология. Словарь. Под общей редакцией Петровского А.В., Ярошевского М.Г. - М.: Педагогика, 1990.- 423 с.

18. Толкачева Т.М. Гражданское воспитание младших школьников в учебном процессе. Методические указания/ Т.М. Толкачева. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. -14 с.

19. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций/ И.Ф. Харламов. - М.: Просвещение, 1990.- 367 с.

20. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников/ И.Ф. Харламов.- М.: Просвещение, 1984. -- 144 с.

21. Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова // Воспитание школьников. - 2007. - № 8. - С. 37-38.

22. Чепиков В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников/Учеб.-метод. пособие / В.Т. Чепиков. - Гродно: ГрГУ, 2001. -- 189 с.

23. Шакирова Г.М. Методика изучений нравственных убеждений школьников в реальной жизненной ситуации.// Вопросы психологии, 1984, №2.- С. 32-35.

24. Шадриков В.Д. Развитие и воспитание духовности. // Школа духовности. - 1997. №1. - С. 21.

25. Шарапова О.В. Роль литературных произведений в нравственном воспитании младших школьников// http://1.emissia.peterhost.ru.

26. Этическое воспитание младших школьников: Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов./ Сост. А.К. Лопаткина. - Омск: Омск.







































Изучение литературы по проблеме:

1.     Абрамова, Г.С. Практическая психология - Москва, 2004.- 471с.

2.     Богданова, О.С. Этические беседы со школьниками - Москва, 2007.

3.     Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.,1968.

4.     Безруких М.Я. Я и другие. Правила поведения для всех. - М.,1991.

5.     Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. - М.,1998.

6.     Дерманова И.Б. «Диагностика эмоционально-нравственного развития.» - СПб., 2002.

7.      Дереклеева Н.И. Классные часы по теме «Нравственность».-М.,2007.

8.     Каиров, И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания - Москва, 2005.-213с.

9.     Кумарина Г.Ф. Педагогическая диагностика  обучения и развития школьников в системе коррекционного обучения: Методическое пособие для учителей коррекционных классов. – М.: 1990.

10.   Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии.-М.,2002.

11.   Немов Р. С. Психология [Текст]/Р.С.Немов - Москва, 2000.-691с.

12.   Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности- СПб., 2008-169с.

13.    Скоркина Н.М. Нестандартные формы работы. - г. Волгоград.,2001.

14.  Сенько В. Г. Воспитание у младших школьников норм поведения - Минск, 2006.-190с.

15.  Трофимова, Н. М. Нравственные ориентиры младшего школьника - СПб., 2007. -266с.

16.  Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Практикум по детской психологии»-     М.: ВЛАДОС, 1995.

17. Филонова Г.Н. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника - Москва, 2003.-382с.

18.  Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. - М., 2005.

19.  Худенко Е.Д. и группа авторов. Как научить ребенка правилам поведения. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2007.

20. Шилова, М.И. Проблема ценностей и цели воспитания - Москва, - 2001.-329с..

 































Приложение

Анкета-опросник «Настоящий друг»

(Прутченков А.С. Наедине с собой. М. 1996, с. 154)

1. Делится новостями о своих успехах.

2. Оказывает эмоциональную поддержку.

3. Добровольно помогает в случае нужды.

4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.

5. Не завидует другу.

6. Защищает друга в его отсутствие.

7. Терпим к остальным друзьям своего друга.

8. Хранит доверенные ему тайны.

9. Не критикует друга публично.

10. Не ревнует друга к остальным людям.

11. Стремится не быть назойливым.

12. Не поучает, как нужно жить.

13. Уважает внутренний мир друга.

14. Не использует доверенную тайну в своих целях.

15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.

16. Не предает в трудную минуту.

17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.

18. Понимает состояние и настроение друга.

19. Уверен в своем друге.

20. Искренен в общении.

21. Первым прощает ошибки друга.

22. Радуется успехам и достижениям друга.

23. Не забывает поздравить друга.

24. Помнит о друге, когда того нет рядом.

25. Может сказать другу то, что думает.

Обработка результатов:

За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки.

От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.

От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.































Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?»

(Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 6, стр. 118)

Поставь против каждого вопроса знак «+» или знак «–» в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ ты дашь.

1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарищей)?

2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой, а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»?

3. Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами: нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?

4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестер?

5. Свои нужды (купить коньки, мяч) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда собираются ее приобрести?

6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе?

7. Мама угощает тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?

8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?

9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться тихим делом, не мешать им, не вмешиваться в их разговор?

10. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?

Обработка результатов: Если ты очень хороший сын или дочь, знаки у тебя должны получиться такие: «+ – – + + + + – – –». Если картина получилась противоположная, тебе надо всерьез призадуматься, каким ты растешь человеком. Если же есть некоторые несовпадения, не огорчайся. Дело вполне можно поправить.













































Задания по разделу « О «добром отношении к людям»

1. Выбери и подчеркни нужный ответ

Слова приветствия:__________________________________________

Прощальные слова________________________________________

Слова извинения______________________________________________

Слова благодарности________________________________________________

Слова просьбы______________________________________________________

( спасибо, добрый день, простите, пожалуйста, извините, добрый вечер, благодарю, будьте добры, до встречи, здравствуйте, до  свидания, жаль, если Вас не затруднит, очень признателен, прощайте.)

2. Запиши ответы

Ты нашёл деньги, которые потерял твой товарищ. Что бы ты сделал?

У тебя 5 открыток. Тебе нужно распределить их между сестрой и тобой.

Как ты поступишь?

3. Выбери нужный ответ и подчеркни его.

Каким ты бываешь чаще всего:

  • Радостным

  • Злым

  • Спокойным

  • Плачущим

  • Смеющимся

  • недовольным