СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование нравственных качеств на уроках литературы в 5-6 классах.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я убеждена, что нравственное воспитание на уроках литературы, способствует воспитанию чувства долга, ответственности за свои поступки, патриотизма, любви к ближнему, доброты, уважения к старшим. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. В программе по литературе достаточно примеров нравственного поведения героев. Уроки литературы тем и выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, о роли семьи в воспитании человека.

Просмотр содержимого документа
«Формирование нравственных качеств на уроках литературы в 5-6 классах.»

Формирование нравственных качеств на уроках литературы.

Чадаева Ирина Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

высшей квалификационной категории

МКОУ «Куртамышская средняя

общеобразовательная школа №2»



Нравственное воспитание молодежи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невозвратимый и невосполнимый урон.

В.Г.Белинский говорил: «Есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное». Что такое нравственность? Нравственность – это личное качество человека, его внутренний закон. На нравственности основывается поведение людей, строятся личные и общие представления о приличиях. Нравственность каждого человека неотделима от существующих в обществе норм морали. Жизнь общества, его культура, опыт поколений должны быть осмыслены, чтобы последующие поколения совершенствовали и продолжали лучшее во имя людей, добра и справедливости. Человеческая жизнь так же должна быть осмыслена самой личностью, чтобы каждый задался вопросом, для чего он живет и как. Нравственное воспитание - процесс, оказывающий огромное воздействие на отношение человека к миру. Нравственные ценности: честь, совесть, достоинство, милосердие, порядочность, патриотизм, любовь, уважение, доброта, трудолюбие, здоровье, семья, родители.

И такой предмет, как литература, в первую очередь призван воспитывать нравственность и духовность. Я убеждена, что нравственное воспитание на уроках литературы, способствует воспитанию чувства долга, ответственности за свои поступки, патриотизма, любви к ближнему, доброты, уважения к старшим. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. В программе по литературе достаточно примеров нравственного поведения героев. Уроки литературы тем выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, о роли семьи в воспитании человека. «У литературы одна цель - помочь человеку, дохнуть на него при чтении книги теплом и добром», - писал В.Распутин.

Учитель словесности - это проводник в новые для формирующейся личности пространства культуры, притом, самой тонкой, изысканной, душевной. Это художник, врач и скульптор, терпеливо, последовательно и настойчиво осуществляющий духовную лепку Человека.

Мне очень нравится программа по литературе в 5 и 6 классах, нравится за то, что в них изучаются «Кладовая солнца» М.Пришвина, где дети выживают благодаря гармоничной жизни друг с другом и с природой; «Конь с розовой гривой» В.Астафьева, где главный герой «наказан» - вопреки обыкновению - добротой, и именно поэтому его накрывает волна раскаяния; «Уроки французского» В.Распутина, где мальчик получает бесценные уроки доброты.

На первом уроке литературы в 5 классе (Тема: «Книга как духовное завещание одного поколения другому» мы с ребятами задумываемся над тем, для чего нужны уроки словесности, почему чтение, по словам М. Цветаевой, - это "разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов", что значит уметь беседовать с текстом, вести диалог с его автором, легко ли определить свой круг чтения. А затем осознаем смысл и значение понятия "духовность" в доступной пятиклассникам форме.

Уже в пятом классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность.

А что же такое душа? Некоторые утверждают, что у человека нет души, потому что ее нельзя увидеть и потрогать. Другие считают, что душа - это бессмертное начало в человеке, продолжающее жить и после его смерти. А как считаете вы? Вспомним "Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях" А.С.Пушкина. Злая царица, любуясь собой, вопрошает у зеркальца: "Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?" Да, она красива, но у нее злая, черная, безобразная душа. Так с первых уроков литературы у моих учеников начинает формироваться понятие "духовный мир человека".

При изучении сказки «Снежная королева» знакомлю детей с основными духовно-нравственными понятиями – любовь, добро, которые помогут определить идею художественного произведения и раскрыть замысел автора.

Очень люблю уроки по произведениям К. Паустовского «Теплый хлеб» и «Заячьи лапы». Дети с удовольствием читают и анализируют сказку «Теплый хлеб», показывая свое отношение к происходящим в ней событиям: «Почему жители деревни считали своим долгом кормить коня? В чем была жестокость Филькиного поступка? Как понять слова бабки «об охлаждении сердца»? Какое решение принял Филька и на что он надеялся, обращаясь к товарищам? Что спасло, по-вашему, людей? Почему автор называет хлеб, испеченный людьми, чудесным? Почему все радовались примирению коня и Фильки? О чем заставляет задуматься сказка?» На основе сказочного сюжета решаются далеко не сказочные нравственные проблемы.

Рассказ «Заячьи лапы» воспитывает в детях любовь и уважение ко всему живому. Какая простая истина вам открылась? Что хотел сказать автор? (нужно уметь видеть и чувствовать боль другого, проявлять сострадание к братьям нашим меньшим…..) Всегда обращаю внимание детей на фразу из рассказа: «Заяц не продажный, живая душа». В ней заложен глубокий смысл.

Изучение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» рассматриваю не просто как произведение о природе. Пришвин создает сказку «для всех». Заложенный в ней смысл глубок. Подобно тому, как солнце откладывало свою энергию в торфяных залежах, писатель вложил в «Кладовую солнца» все, что накопил за долгие годы: доброе отношение к людям, любовь к природе. Эта любовь заключается в столкновении двух начал добра и зла.

Рассказ В. Астафьева «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами. Живые и точные описания бытовых подробностей дают возможность узнать жизнь народа в первые годы Советской власти. Вместе с тем писатель ставит важные нравственные вопросы, заставляя читателя задуматься о дружбе, долге, честности и правдивости, об истинной доброте и человечности. Поэтому рассказ В. Астафьева, я считаю, приобщает юных читателей к тем лучшим духовным ценностям, которые были выработаны многовековой историей народа.

Поэзия периода Великой Отечественной войны воспринимается ребятами в любом возрасте по-особому, ведь она соединяет высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. Всеобщее чувство: желание уберечь родную землю- чувство обыкновенного человека становится понятнее , ближе и роднее. Книги о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Они о беззаветной стойкости нашего народа. В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня,  прежде всего проблем нравственных. Эти книги заставляют гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, по–доброму относиться к окружающим.

Убеждена, что урок обретает смысл, если объектом изучения является сама жизнь, столь дорогая и интересная для любого человека. Соединяя жизнь, изображенную в книге, с реальной жизнью, окружающей ребят, учу их разбираться в людях, делать нравственные открытия:

Что помогло спастись Васютке в осенней тайге?

Были ли в вашей жизни ситуации, когда опыт старших, память о традициях стали "спасательным кругом"? (В.П. Астафьев "Васюткино озеро").

Почему Лидия Михайловна решилась на игру в "замеряшки" со своим учеником? Сформулируйте "Законы доброты" на основе содержания рассказа В.Г. Распутина "Уроки французского".

Какой ценой достался герою рассказа "Конь с розовой гривой" долгожданный "пряник конем"? Почему бабушка все-таки купила его, несмотря на обман внука? Известно ли вам, что значат муки совести? ( В.П. Астафьев "Конь с розовой гривой").

Чему учит нас история отношений Маленького принца и Розы? Согласны ли вы с тем, что любить - значит быть терпимым и чутким, уметь прощать? (А де Сент-Экзюпери "Маленький принц").

Расскажите о Маленьком принце и его планете. Каково его основное правило? (А де Сент-Экзюпери "Маленький принц"). О чем думаете вы, глядя на закат солнца?

Каждый из нас всю свою жизнь делает выбор в пользу хорошего или плохого: уйти или остаться, обидеть или помочь, разрушить или построить, уничтожить или спасти. Важно "на перепутье - не перепутать, среди дорог - не заблудиться".

На мой взгляд, тема свободы выбора - одна из самых актуальных для формирования души человека, и поэтому на каждом из уроков мы обсуждаем ситуации, в которых героям произведений приходится делать выбор:

Почему молодой Дубровский стал разбойником? Правильно ли он поступил?

Почему Маша Троекурова не уходит с Владимиром, а остается со старым князем Верейским? Права ли она в своем выборе?

Почему Герасим ушел от барыни? Мог ли он поступить по-другому?

Почему? Почему? Почему? Размышляя над страницами прочитанных произведений, учащиеся осознают, какую важную роль в жизни человека играет правильный нравственный выбор.

Обязательное условие для моих уроков литературы - их эмоциональная окрашенность, ведь через эмоции ученик идет к постижению духовно-нравственных истин, приобщается к наивысшим ценностям общечеловеческой культуры.

Убеждена, что способность открыто и искренне сопереживать - верный признак доброго сердца, а эмоциональность, чувствительность - залог милосердия и добрых дел.

У каждого школьника в изучаемом произведении должна быть своя любимая страница. Люблю, когда в классе вдруг возникает тишина, когда урок не заканчивается со звонком, и ребята живут им еще некоторое время.

Милосердие и сострадание - одна из важнейших тем русской литературы. Глубоко убеждена, что необходимо с детства учить ребенка сострадательно, тепло относиться к беспомощной старости, разделять боль любого живого существа, будь то человек, птица или животное. Говорю ребятам, что, понимая тех, кто рядом с нами, помогая им и поддерживая, мы исцеляем и наши собственные души благодаря доброте и участию.

Свое выступление хочу закончить одной замечательной притчей.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: «В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность». Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: «А какой волк побеждает?». Старик улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Задача учителя литературы, по-моему мнению, как раз и состоит в том, чтобы помочь ребенку разобраться, какого волка он должен кормить в своей душе.

Преподавание литературы должно строиться не только на анализе произведения с учетом всех художественных особенностей. Конечно, это важно, чтобы дети открыли мастерство писателя, научились понимать классическую литературу. Но важнее – помочь им открыть мир, научить решать нравственные проблемы.