СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование орфографической грамотности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической грамотности младших школьников  с использованием обозначенных методов и приемов дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные. Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать, помогает глубже и прочнее овладеть программными знаниями, что создает условия для успешного продолжения образования.

Просмотр содержимого документа
«Формирование орфографической грамотности»

Формирование орфографической грамотности младших школьников на основе комплекса методов и приемов

 

Добрынина Елизавета Васильевна,

учитель начальных классoв

ГБOУ школы № 457

с углубленным изучением

английского языка г. Санкт - Петербурга


Проблема грамотного письма всегда волновала учителей. Трудности, преследующие ребенка в овладении правописанием, для некоторых учеников так и остаются непреодолимыми. Часто знание правил не спасает от ошибок. Вероятно, причиной неумелого применения правил является неумение увидеть нужную орфограмму. Как пишет М.Р. Львов: «Отсутствие орфографической зоркости или слабая ее сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма» [2]. Анализируя проверочные работы, отмечаю, что при знакомстве с новой орфограммой ученик особенно внимательно проверяет слова на данное правило и допускает ошибки на ранее изученные орфограммы; при проведении проверочных работ большой процент ошибок дают «описки»; проверку написанного ребенок выполняет формально, механически, не замечая допущенных ошибок.

Работу над орфографической грамотностью учащихся следует начинать с развития их орфографической зоркости. Зависимость результатов обучения орфографии от того, насколько развита способность ставить перед собой орфографические задачи (т.е. находить орфограммы), постоянно подчеркивают и лингвисты, и психологи, и методисты (В.Ф. Иванова, П.С. Жедек, М.Р. Львов, М.М. Разумовская и др.). Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим базовым орфографическим умением В данной статье представлены для ознакомления некоторые методы и приемы, которые способствуют формированию орфографической грамотности учащихся:

1. Технология обучения списыванию с предварительной подготовкой

В словаре – справочнике по методике русского языка указано: «Списывание – один из наиболее употребляемых видов письменных упражнений, используется при обучении орфографии и грамматике, как правило, с дополнительными заданиями» [2]. Различают  два вида списывания — простое и осложненное. В первом случае перед учеником одна задача – воспроизвести без ошибок готовый текст. Во втором – списывание либо предшествует выполнению того или иного языкового задания (грамматического или орфографического), которое проводится на материале списанного текста, либо включает в себя дополнительные задания (вставку букв или слов, изменения форм слов и т. п.).

В обучении орфографии наиболее эффективным считается именно осложненное списывание, т.к. в противном случае, оно рассматривается как действие механическое, неосознанное и поэтому приводящее к ошибкам. На начальном этапе обучения списывание проводится коллективно с доски. В нужный момент запись учителем закрывается, а потом вновь предъявляется. В дальнейшем дети должны списывать не только с доски, но и из учебника или прописи. Для достижения результатов необходимо систематически упражнять учащихся в списывании, обязательно соблюдая при этом следующую технологию:

1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

2. Повторим предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнили ли его.

3. Выдели «опасные» места (орфограммы) в тексте.

4. Прочитай предложение так, как оно написано (проговори так, как будешь себе диктовать во время записи).

5. Повтори предложение так, как будешь его писать (проговори орфографически).

6. Пиши, диктуя себе, так как написано.

7. Проверь написанное: читай то, что написал, подчеркни опасные места (орфограммы) и сверяй каждое опасное место (орфограмму) с печатным текстом [3].

            Конечно, такой прием списывания длительный и трудоемкий, но можно отметить, что при чтении на начальном этапе коллективном, позднее индивидуальном активизируется внимание, достигается лучшее понимание слова или предложения; найденные орфограммы для ребенка условный сигнал «опасности», они привлекают внимание; дети привыкают проговаривать слова орфографически – четко; при записи не стараются подглядывать («срисовывать»); выполняют проверку при чтении написанного, еще раз при выделении слогов и опасных мест, а также при сверке орфограмм с моделью. При систематическом использовании такой технологии количество ошибок заметно уменьшается, практически исчезают «описки», развивается память, успешно запоминаются часто употребляемые при письме слова.

2. Письмо с проговариванием  (в основе – проговаривание по слогам) или фонемное письмо.

Анализируя процесс письменной речи, Л.С. Выготский писал: «Мы очень часто скажем сначала слово про себя, а потом пишем; здесь налицо мысленный черновик» [1]. Затруднения, испытываемые школьником, в основном связаны как раз с процессом перевода внутренней речи в письменную. Следовательно, один из путей выхода из этих затруднений – озвучить речь. Приучаю детей писать с проговариванием, особенно на начальных ступенях обучения. Роль такого озвучивания внутренней речи при письме нельзя недооценивать и в плане обучения орфографии. Произнесение записываемых слов так, как они пишутся. Способ проговаривания зарекомендовал себя как надежное средство формирования орфографического навыка.

3. Комментирование (объяснение написания).

Эффективным считаю письмо с комментированием отгадок на орфограммы в загадках, так как детям это интересно. При письме также иногда использую следующий прием: отгадку сопровождаю картинкой, на обратной стороне которой написано слово. После письма с комментированием идет самопроверка.

4. Орфографические минутки (в начале или в конце урока). Алгоритм проведения:

  1. Прочитать текст.

  2. Найти в каждом слове «опасные места».

  3. Объяснить их написание.

  4. Прочитать еще раз орфографически, а затем – орфоэпически.

  5. Списать.

Часто проработанный текст записываем по памяти.

5. Скоростное письмо.

Считаю, что самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:

1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).

2. Самостоятельное чтение хором.

3. Объяснение орфограмм (коллективно).

4. Считают количество предложений в тексте.

5. Чтение по предложениям.

6. Орфографическое чтение.

7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).

8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.

9. Проверка написанного.

9. Звуковой анализ слов.

Данной работе я уделяю особое внимание, почти на каждом уроке проводится анализ слов, чтение транскрипции. Детям очень нравится расшифровывать тексты, написанные транскрипцией и самим записывать слова при помощи транскрипции.

6. Письмо с простукиванием.

Диктуя текст, ударяю карандашом, где присутствует «опасное место», что позволяет ребенку задуматься.

7. Использование словарей.

Уже на первых уроках знакомлю учащихся с орфографическим словарем, который в дальнейшей работе становится «настольной» книгой, часто используемой на уроках. Далее происходит знакомство со словарями разного вида – дети умеют пользоваться ими и делают это с интересом.

8. Поиск орфограмм в «чистом» тексте.

Это работа со специальными карточками, которые позволяют:

— развивать орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами;

— самостоятельно проверить результат работы;

— видеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия.

Карточка состоит из текста, в котором следует выделить слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ — это карточка без текста. Но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст. Конечно же, положительное в этом упражнении то, что ребенок сразу же после выполнения задания видит результат своей работы.

Рабочие листы второго вида  представляют собой занимательные тексты. За основу берутся интересные статьи, заметки из веселых детских журналов, популярных энциклопедий, небольшие художественные произведения известных авторов; найденные тексты перерабатываю, насыщая необходимыми орфограммами  или оформляю на карточку. Важно, что в тексте буквы не пропускаются. Ученику необходимо подчеркнуть (и/или выписать) все слова на пройденное орфографическое правило, графически объяснить их написание.

9. Работа над ошибками.

Начинаю ее с проверки работ в тетрадях. При проверке работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляю, вместо этого на полях ставлю палочку, а у более слабых учащихся неверно написанную букву зачеркиваю или подчеркиваю все слово с ошибочным написанием.

Цель: заставить ученика вдуматься в данную орфограмму и исправить ее. Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них. Чтобы заставить ребенка серьезно относиться к своим ошибкам и возбудить желание избавиться от них, при проверке тетрадей, в которых допущено много ошибок, ставлю точку вместо отрицательной оценки. Дети знают, что надо в работе найти и исправить ошибки, сделать работу над ошибками, повторить правила правописания.

Для того, чтобы облегчить выполнение учащимися работы над ошибками, необходимо  всех школьников обеспечить памятками и провести с ними соответствующую ознакомительную работу. Пример памятки работы над ошибками:

1.Запиши и подбери проверочное слово /проверяемое написание/

(Река –реки. Ложка – ложечка. Грустный – грусть).

2.Подбери 3 слова на это правило.

(    Объезд, съёмка, въехал, съли.

Молодёжь, ночь, речь, дочь.      Лыжишина, шило жир)

 3. Напиши целую строку /непроверяемое написание/

обака, собака, собака, собака, собака, собака, собака).

Кроме перечисленных выше методов и приемов работы над формированием орфографической грамотности младших школьников, часто применяю на уроках занимательные упражнения и игры, ребусы, кроссворды, содержащие орфографические задачи. Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической грамотности. Это процесс творческий, трудоемкий, занимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся.

В итоге, опыт работы показывает, что целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической грамотности младших школьников с использованием обозначенных методов и приемов дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные. Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать, помогает глубже и прочнее овладеть программными знаниями, что создает условия для успешного продолжения образования.

 

Литература: 

1. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с., ил.

2. Львов М.Р. Словарь—справочник по методике русского языкаУчебное пособиедля студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1988. – 240 с.

3. Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах / Цикл лекций на заочных курсах повышения квалификации учителей в педагогическом университете «Первое сентября»:  газета «Начальная школа». —  2006. — № 17-24.