Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически грамотно? Как обучать правописанию на основе применения правил? Каковы способы усвоения орфографии в начальных классах? Это самые волнующие учителя вопросы, если он по-настоящему задумывается над тем, как добиться орфографической грамотности младших школьников.
Главным при формировании орфографической зоркости школьников является правильное и своевременное формирование понятия об орфограмме. При этом умение быстро обнаруживать орфограммы считается важнейшим, базовым орфографическим умением, которое развивается при помощи специальных орфографических упражнений.
М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:
увидеть орфограмму в слове;
определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится; вспомнить правило;
определить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы;
определить «шаги» ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи;
решить задачу, т.е. выполнить последовательность действий по алгоритму;
написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.
Зависимость результатов обучения орфографии от того, насколько развита способность ставить перед собой орфографические задачи, постоянно подчеркивают и лингвисты, и психологи, и методисты (В.Ф. Иванова, П.С. Жедек, М.Р. Львов, М.М. Разумовская).
Эту зависимость осознают и учителя. Так каждому учителю знакома ситуация, когда после изучения правила, например, о безударной гласной в корне, учащиеся достаточно успешно справляются с заданием на вставку пропущенных букв, но допускают ошибки в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, ученикам нужно решить лишь орфографическую задачу, а чтобы правильно написать слово в своем тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму.
Вот почему умение быстро обнаружить орфограмму, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим базовым орфографическим умением.
«Отсутствие орфографической зоркости является одной их главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма» (Львов М.Р. Правописание в начальных классах).
Это рассуждение приводит к мысли о том, что работу над орфографической грамотностью следует начинать с развития у учащихся орфографической зоркости. Работу по формированию орфографической грамотности следует проводить уже в период обучения грамоте шестилетних детей.
Здесь можно использовать орфографические сказки и словообразовательные упражнения. Для формирования первичных представлений об орфограмме орфографические сказки используются с учетом психологических особенностей детей.
Орфографические сказки:
формируют первичное представление об орфограмме;
вызывают интерес к изучаемому материалу;
помогают видеть орфограммы;
определять их тип;
носят воспитательный характер (учат дружить, помогать друг другу в трудную минуту...);
способствуют развитию речи.
Знакомство на уроках с орфографическими сказками способствует созданию творческих работ учеников.
Сказка «ЧК» и «ЧН»
Жили-были братья близнецы «Ч». Однажды они познакомились с «Н» и «К». Один из братьев стал дружить с «Н», а другой с «К». Дружба эта стала такой крепкой, что друзей всегда видели вместе. Их так и звали «ЧК» и «ЧН». Но черной завистью завидовал им мягкий знак. Он все время норовил проскочить между друзьями и их поссорить. Но не тут-то было! Товарищам так хорошо было вдвоем, что «Ь» просто не вписывался в эту дружбу, и они по-прежнему оставались «не разлей вода» – «ЧК» и «ЧН»! Поэтому запомните, ребята! Где «ЧК» и «ЧН» – мягкий знак не пишем, даже если слышим!
На уроках обучения грамоте и русского языка можно использовать стихотворные упражнения, как средство развития орфографического навыка.
Стихотворные упражнения
1. Служат для выделения и написания орфограммы.
Парные согласные самые опасные:
Б – П, В – Ф, Г – К, Д – Т, 3 – С, Ж – Ш.
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг!
Парный сразу проверяй,
Слово быстро изменяй.
2. Используются для чтения и письма орфографически-насыщенный материал:
Мыши, лыжи, пень, часы,
Воробьи, лиса, весы,
Котик Васька, пес Пушок –
Сколько правил здесь, дружок?
Этот вид рифмовок учит детей видеть трудные случаи правописания в текстах с широким диапазоном изученных орфограмм, вырабатывать орфографическую зоркость учащегося. Работа происходит в виде игры «Кто найдет больше орфограмм?».
В дальнейшем на уроках русского языка предлагаются задания:
выписать слова на определенную орфограмму;
записать свои примеры с теми же орфограммами, что встретились в тексте;
расставить ударения в словах;
выделить корень;
разделить слова для переноса или на слоги;
подчеркнуть орфограмму.
3. Упражнения с элементами какографии:
Разве можно без улыбки
Видеть Ленины ошибки:
«Налител я на сугроп
И расшиб сегодня лоп,
Очень больно и обидно,
Глас под мышкою не видно».
Быстро Лене помогайте,
Все ошибки исправляйте.
Условием работы над этим видом упражнений является:
коллективное исправление всех ошибок;
объяснение правил правописания;
после исправления следует прочитать и орфографически проговорить трудные для написания слова.
Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности самостоятельности в зависимости от того, на что обращается внимание, можно расположить в определенной последовательности.
Письмо с проговариванием.
Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают её, например: «За – пишу з с гласной а». Когда все дети привыкают проговаривать вслух, начинают проговаривать шёпотом, постепенно переводя его на мысленное проговаривание.
Списывание
Списывание основывается на проговаривании по слогам. Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами.
Сосредоточить их внимание на списывании, не дать им отвлечься помогают игры типа «Как птичка зернышки клюёт?» Этот вопрос задается классу. Дети показывают движением головы: вверх – вниз, вверх – вниз. А на вопрос: «А как мы будем зёрнышки-слоги клевать?» хором отвечают: «В книжку – в тетрадь, в книжку – в тетрадь» – «А сейчас мы узнаем, кто у нас сегодня будет самой лучшей «птичкой».
«Самой лучшей «птичкой» будет тот, кто все задание выполнит быстро, красиво, грамотно», – отвечают дети.
Комментированное письмо.
Этот вид диктанта также строится на основе проговаривания по слогам. Учащиеся не просто проговаривают предложенные слова и предложения, но обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперед. Только при этом условии предупреждаются ошибки.
Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.
Это письмо развивает зрительную память, речь, мышление, представления, фонематический слух, внимание, интерес.
Письмо под диктовку.
Учитель диктует слова так, как они пишутся. Для развития внимания и фонематического слуха можно проводить игру «Эхо». Учитель читает слово, дети повторяют его по слогам хором или шепотом, но так чтобы слышал учитель. Если кто-то скопировал неправильно, то предлагаю еще раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку.
Письмо по памяти.
Развивается память, речь, трудолюбие, дисциплинированность, самоконтроль.
Творческие работы.
Это самый трудный вид письма, требующий внимания, умения рассредоточить его и на составление предложений по опорным словам.
Можно предложить детям пользоваться вот такой памяткой при проведении творческих работ:
Составь рассказ.
Выдели первое предложение. Вспомни три правила о предложении.
Запиши, диктуя себе по слогам. Где нужно, подбери проверочное слово.
Проверь по слогам каждое слово.
Проверь, все ли нужные мысли ты записал.
Развивать сознательное восприятие слова помогают грамматические зарядки.
Вот некоторые варианты грамматических зарядок.
«Какие буквы спорят? Какие побеждают?»
№1
Сугро…, сне…, заво…, шка…, рука….
№2
Бочаров/ф, ряд/т, ко/аза, зо/авет, круг/к, суб/п, тро/ава, и т.д.
Систематически проводя указанные выше виды работ, у учеников формируется орфографическая зоркость.
В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы подчеркивалось: «Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма». И задача учителя научить ребенка любить свой язык, бережно к нему относиться, стремиться быть грамотным, образованным.