«Стратегии педагогической поддержки познавательной мотивации учащихся»
Роль учителя и состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика. Проблема успеваемости учащихся на уроках географии, их интереса к предмету важна, так как качество знаний школьников ухудшается.
Думаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, формирования устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Главная функция обучения в том, чтобы учение для ученика стало необходимостью, без удовлетворения которой не возможно его формирование.
Работа над проблемой педагогической поддержки познавательной мотивации учащихся заставила меня искать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы повысить эффективность усвоения географических знаний, помогли распознать в ученике индивидуальные. Убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности.
Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, я построила свою работу на формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии.
При организации учебно-познавательной деятельности использую различные подходы в преподавании географии: например, уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков-лекций, семинаров (в старших классах), уроков-экспедиций (путешествий), уроков-исследований. На уроках обучения умениям и навыкам использую такие нетрадиционные формы, как уроки с ролевой игрой, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений – игровые: уроки-конкурсы, уроки-соревнования. На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ. При изучении нового материала отдаю предпочтение применению проблемного обучения, развивающего обучения, технологии развития критического мышления посредством чтения и письма, информационно-коммуникативным – технологиям.
Все задания пробуждают интерес к учебному труду и развивают интеллект учащихся. В развивающем обучении акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность ученика по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности учащегося.
Развитие внимания в географии тесно связано с наблюдательностью. Умение наблюдать даёт возможность хорошо ориентироваться в учебном материале, но и в окружающей человека природе, более точно воспринимать предметы и явления, подмечать их внешние и внутренние особенности.
Одним из интересных приёмов развития внимания является «Географический лабиринт». Данный приём представляет собой особый вид текста, рассчитанный на последовательное и внимательное прохождение набора истинных и ложных утверждений. От каждого утверждения отходят стрелки с надписью «ДА» и «НЕТ». Если утверждение истинно, то следует идти по стрелке «ДА», а если ложно – по стрелке «НЕТ».
Использования географических лабиринтов по разным темам показал, что учащиеся с удовольствием выполняют эти задания. Большинство детей успешно справляются с поставленной задачей. Школьники учатся работать в паре, повышается их самооценка, формируется устойчивая мотивация к изучению предмета, приобретаются и закрепляются необходимые знания.
Суть приёма «Парадокс» сводится к тому, что перед началом объяснения нового материала учитель приводит детям некую проблему. Учителю необходимо отметить, что при всей удивительности этого явления его можно объяснить с точки зрения науки и содержание данного урока в этом поможет. После изложения нового материала учитель просит учеников объяснить парадокс.
Например, один из уроков географии в 6 классе по теме «Атмосфера» можно начать с рассказа: «Ученик Сергей Павлов не подготовил задание ни по одному предмету. Он объяснил всем учителям, что вчера вечером, прогуливаясь по пляжу, он увидел, как ветер уносит в открытое место маленькую девочку, плавающую на надувном матрасе. Естественно, он бросился её спасать, ну а после случившегося ему было уже не до уроков. Все учителя его похвалили, кроме учителя географии. Что заставило усомниться в искренности слов мальчика?
Естественно, учащиеся заинтересуются решением проблемы, и более внимательно будут слушать объяснение нового материала.
Наиболее интересными заданиями для детей по географии являются кроссворды. Они вызывают у школьников интерес к изучаемой теме, вносят занимательность, заставляют глубже вникать в предмет, самостоятельно мыслить и работать с картой. Отвечая на вопросы кроссвордов, школьники лучше усваивают научные термины, запоминают названия географических объектов.
В отличие от простой загадки, где основа идет на словесное описание, ребус развивает еще и логическое образное мышление, учит ребенка нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память и правописание.
Приём «Вспомни силуэт» хорошо зарекомендовал себя при изучении географической карты. Заключается он в том, что ученик должен узнать географический объект по его силуэту. В последнее время подобные задания входят в материал единого государственного экзамена, Всероссийской олимпиады школьников по географии.
Суть приёма «Что это? Кто это?» состоит в том, что называются признаки какой-либо территории или явления, а ученик должен определить, о чем (или о ком) идет речь. Например:
1.У меня в ладонях страны, реки, горы, океаны. Догадались, в чём тут фокус? Я держу руками …(глобус).
2. Это море принадлежит самому молодому океану планеты, для него характерны большие скопления плавучей бурой водоросли, обилие которой связано с наличием в море зоны схождения поверхностных течений.
Приём «Найди ошибку»: предлагается распознать географические ошибки (можно сообщить учащимся о количестве ошибок – это упростит работу).
Лесная зона расположена к северу от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые, чем в тундре. Растительный мир беден. Большую территорию зоны занимает широколиственный лес. В лесной зоне широко распространенными животными являются: зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. Лес не является домом для растений, животных, грибов.
Прием «Да-нет»: учитель загадывает какого-либо путешественника или объект, а ученики ложны его отгадать. Они могут задавать наводящие вопросы, но учитель имеет право отвечать только «да» или «нет». Здесь задача ученика сводится к нахождению наиболее короткой цепочки вопросов для локализации загаданного объекта, то есть проверяется его способность обобщать и конкретизировать.
Логические задачи: даны пять слов, четыре их них объединены общим признаком, пятое к ним не относится найти его, подчеркнуть и объяснить.
морены, троги, ледники, камы, озы;
бархан, балка, эрозия, овраг, дюна;
ордовик, силур, триас, девон, мезозой
Прием «Географические шарады» - загадки, в которых загадывается какое либо слово. Слово должно быть разбито на несколько частей, каждое из которых должно звучать как отдельное слово. Например:
Первое можно из снега слепить,грязи кусок может тоже им быть.
Ну, а второе - мяча передача, важная это в футболе задача.
Целое Люди в походы берут, ведь без него они путь не найдут.(ком+пас)
Приём «Что общего?» - даются два случайно выбранных географических объекта. Ученик должен найти как можно больше их общих признаков. Например: п-ов Калифорния – г. Волгоград. На первый взгляд ничего общего между ними нет. Но при более тщательном размышлении можно найти несколько общих признаков:
1. Оба лежат в Северном полушарии.
2. Оба объекта пересекает изотерма + 24°С.
3. Среднегодовое количество осадков от 300 до 400 мм.
4. И в том и в другом слове по одной букве «А», «Л» и «Р».
5. И то и другое является сушей.
Как показывает практика нечто общее можно найти практически у любой пары объектов. Лучше это задание давать в виде соревнования на время. Это хорошая гимнастика для ума.
Прием «Поиск аналогов» - называется какой либо географический объект, а ученики должны найти как можно больше его географических аналогов по тем или иным признакам: город Буэнос – Айрес.
Буэнос-Айрес - Бухара - (оба начинаются на букву «Б»).
Буэнос-Айрес – Будапешт – (являются столицами государств).
Буэнос-Айрес – Копенгаген – (оба лежат на берегу моря).
Буэнос-Айрес – Кейптаун – (оба лежат в южном полушарии).
Буэнос-Айрес – Вашингтон - (оба лежат в западном полушарии).
Буэнос-Айрес – Мадрид – (жители обоих городов говорят на испанском языке).
Буэнос-Айрес – Мехико – (самые крупные по численности населения в своих странах).
Считаю, что наиболее эффективным методом мотивации учащихся (особенно на ранних этапах) является игра. Каждый урок – поле для творческой деятельности учителя. Обязательно элемент игры. Игра – единственная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов. Игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не может научить. Игра есть попытка детей организовать свой опыт.
«Географические крестики-нолики»
Играть можно индивидуально или командами. Игра идет по правилам обыкновенных «крестиков – ноликов», но чтобы поставить крестик или нолик в выбранную клеточку нужно ответить на вопрос учителя или команды-соперника. В принципе, этот прием учитель может использовать при обычном устном опросе, такой опрос по качеству ничем не уступает обыкновенному, но проходит гораздо интереснее.
«Важное слово»
Учитель объясняет учащимся, что такое ключевое слово (словосочетание) в географическом определении, предложении, тексте. Приводит примеры ключевых слов и вместе с учениками проделывает несколько пробных нахождений ключевых слов. После чего учащимся предлагается самостоятельно проделать задание. Найденное ключевое слово (словосочетание) обосновывается учеником. Например «Низменность – равнина, высота которой не превышает 200 м над уровнем моря.
«Похлопаем – помашем» - это экспресс-диагностика знаний учащихся; выполняет контролирующую функцию. Суть приёма в следующем: по выбору учителя поднимается ученик, который отвечает на поставленный вопрос по теме. После чего всему классу даётся установка: «Как только Оля ответит, вы должны по моему сигналу одновременно отреагировать на его ответ. При правильном ответе – похлопать, а при неправильном – помахать Оле рукой, высоко поднятой вверх». После проведения этого методического приёма учителю сразу становится ясным общий уровень подготовки класса по определённой теме.
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлексировать по какому – либо поводу.
Правила написания синквейна:
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строчка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Данный приём я использую в конце урока на стадии рефлексии. Например:
Рельеф
Горный, равнинный
Формируется, преобразуется, влияет
Совокупность неровностей
Земная поверхность
Прием «Плюс – минус – интересно»
Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления. Новая информация заносится в таблицу, по ходу чтения параграфа или прослушивания лекции заполняются соответствующие графы. Так или иначе, пошаговое знакомство с новой информацией, увязывающей ее с уже имеющейся, - это способ активной работы с текстом. Данный прием нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом. Тема: Цунами
«Плюс» «Минус» «Интересно»
формирование
облика нашей планеты разушительное действие , гибель людей и городов. почему образуются цунами?
где бывают цунами?
можно спастись от таких волн?
Кейс-метод позволяет значительно активизировать деятельность обучающихся, развивает умение работать в команде, применять на практике теоретический материал. Например: Урок по теме " Агропромышленный комплекс России."
Одна из важнейших задач, стоящих перед агропромышленным комплексом – обеспечение страны собственным продовольствием.Сейчас Россия обеспечивает себя растительным маслом на 58%, сахаром на 42%, фруктами и ягодами на 28%, овощами и бахчевыми на 50%, хлебом на 80%, молочными и мясными продуктами на 50-58%.
Один из главных недостатков сельского хозяйства России – большие потери продукции при уборке и хранении: до 30% зерна, 50% картофеля, 20% льна и т.д.
Собранная продукция плохо перерабатывается. Из 1 т. сырья пищевой продукции получают на 20-30% меньше, чем в развитых странах. Не используется 50% субпродуктов и обезжиренного молока, 93% крови. Всё это следствие недостаточного финансирования перерабатывающих отраслей.
В России соотношение вложений в них и сельское хозяйство составляет 1:10. А в США – 1,24:1.Очень слабо развита пищевая промышленность Европейского Севера, Сибири, Дальнего Востока.
Важнейшая задача сельского хозяйства – развитие различных форм собственности на селе. Доля частного сектора за последние годы увеличилась до 40%. Однако она слишком мала, для того, чтобы компенсировать снижение производства в колхозах и совхозах.
Быть фермером в России сложно: из 100 фермерских хозяйств выживает -48. Только наличие различных форм хозяйствования может решить проблему повышения производительности труда в отечественном сельском хозяйстве. От решения проблем, накопившихся в АПК, зависит здоровье и уровень жизни Россиян. Калорийность питания российского населения постоянно снижается. По этому показателю (2600ккал в день) Россия сравнялась с развивающимися странами. Очень велик соблазн ввозить многие продукты из-за рубежа, поскольку они дешевле отечественных продуктов. Но важно помнить: все развитые страны мира. Прежде всего, поддерживают своё сельскохозяйственное производство, даже если оно дороже зарубежного.
Вопросы к кейсу.
Сформулируйте проблему.
Подумайте, производство, каких видов сельскохозяйственной продукции, наиболее реально для обеспечения страны продовольствием. Учитывайте её агроклиматические особенности? (используя климатическую карту России, карты "Животноводство” и "Растениеводство”)
- Как сократить потери продукции при уборке и хранении?
- Какие формы собственности, и какие виды хозяйств существуют в сельском хозяйстве?
- Как можно повысить производительность труда в сельском хозяйстве?
- Как сельское хозяйство влияет на здоровье и уровень жизни россиян?
- Почему развитые страны мира поддерживают своё сельскохозяйственное производство?
И, наконец, домашнее задание тоже может вызвать познавательный интерес ребят, если имеет элементы творчества.Такое задание, пожалуй, заинтересует любого школьника. Для его успешного выполнения понадобиться любое несложное предложение будь то из атласа или параграфа учебника. Например: «Южная Америка - материк больших природных контрастов». После выбора предложения необходимо слова записать вразброс. Например: «больших Америка материк - контрастов Южная природных». Красочно оформленная карточка выдается на уроке для отгадывания любому непоседливому ученику.
Например, в старших классах в качестве домашнего задания я прошу написать доклад по теме с использованием дополнительной литературы. Чтобы это занятие не превратилось в простое механическое переписывание материала из книги в тетрадь, я определяю условия, на которые нужно ориентироваться:
- выполнить на отдельном альбомном листе;
- использовать необычное оформление;
- приложить картинку или рисунок;
- четко и ясно рассказать и сделать вывод;
- показать на карте объект, о котором идет речь.
За каждое выполненное условие ставится 1 балл, из чего складывается оценка.
Такая направленность заинтересовывает ребят, и они очень стараются при выполнении задания. Работа получается красивой и любопытной, и ее с удовольствием изучают другие учащиеся класса.
География - удивительный учебный предмет, позволяющий преподать школьникам широкий спектр связей общественных и природных явлений и процессов, происходящих в географической среде. Это особенно важно в настоящее время, когда негативные последствия деятельности человека и общества в окружающей среде очевидны. Поэтому выбор форм, видов, методов, способов и приемов, используемых мною на уроках, помогает более эффективному и мотивированному усвоению знаний. А знания являются результатом познавательной деятельности человека. Таким образом, возможности школьной географии воспитывать учащихся коренятся как в содержании изучаемого географического материала, так и в способах его передачи учащимся: в системе разнообразных форм и приемов работы, в правильной организации познавательной деятельности школьников.