Выступление на МО учителей индивидуального обучения на дому
Казанской школы № 61
для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Тема: «Формирование познавательной активности у учащихся,
обучающихся на дому, на уроках чтения».
Выступление подготовила и провела: учитель индивидуального
обучения на дому Гафарова С.Р.
2015 г.
Чтение – это один из видов речевой деятельности, представляющий собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой информации.
Умение читать включает в себя соотнесение зрительного образа речевой единицы (слово, словосочетания, предложения) с ее слухоречедвигательным образом и последнего с его значением.
Триединство этого процесса сохраняется при любом виде чтения, будь то чтение вслух или чтение про себя.
Уроки чтения способствуют развитию связной устной речи детей. Главная задача урока чтения – выработка у детей навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения.
Уроки чтения в специальной коррекционной школе выполняют функцию коррекции недостатков. У умственно отсталых школьников исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления. В частности, затруднения в установлении последовательности и связи событий, причинной зависимости явлений. Работа над содержанием прочитанного в большей степени помогает исправить недостатки образного восприятия, активизировать словарь детей, в той или иной степени устранить нарушения монологической речи, усовершенствовать словестную систему мышления.
Учащиеся коррекционных школ VIII вида в основном имеют невысокую степень мотивации к обучению. Поэтому перед учителем всегда стоит задача повысить интерес ученика к процессу обучения, включить его в активную познавательную деятельность по приобретению знаний и повышению речевой культуры.
При этом учитель, конечно же, сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам своих учеников.
Для достижения поставленной задачи можно использовать нетрадиционные формы, приемы и методы работы в процессе овладения учащимися знаний. Например: урок-игра, урок-путешествие, урок-викторина, урок-зачет и т.д.
В начале урока нужно создать «ситуацию на успех», - т.е. создать эмоциональный настрой. Важен еще такой стимул как оценка.
На уроке чтения можно применять чередование различных занятий, более напряженных умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, направленный на воспитание и сбережение физического и психического здоровья детей (это укрепляет их работоспособность).
Применять дифференцированный подход к обучению.
Создавать проблемные ситуации, ситуации затруднения, которые побуждают учащегося к поиску, доказательству, обоснованию. Важно давать посильные для ученика задания. Учащийся сам или с помощью учителя ищет правильное решение.
Таким образом, использование различных форм, методов на уроках чтения воспитывает интерес обучающегося к предмету, повышает уровень речевой культуры, что помогает активизировать познавательную деятельность ученика, а это в свою очередь не может не воздействовать на формирование мотивации к обучению.
Разумеется, нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для мыслительной деятельности учащихся.
Успехи в учении ободряют, воодушевляют ученика, помогают ему раскрыться как личности.