СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование познавательных УУД у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровая ситуация, создание положительной эмоциональной ситуации , работа в парах являются эффективным средствомвключения ребенка в познавательный процесс

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных УУД у младших школьников»

Прекрасная пора детства! Ребенок , впервые переступивший порог школы, попадает в мир человеческих знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные решения в различных видах деятельности. Такой деятельностью является и творческая познавательная деятельность. В ее основе лежит реализация и развитие познавательных интересов, способностей и возможностей ребенка.

Универсальных приемов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый творчески работающий учитель добивается этого, используя свои приемы развития познавательных интересов.

Работая учителем родных языков, я пришла к выводу, что одним из эффективных средств включения ребенка в познавательный процесс на уроке является : игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах. Использование этих средств в ходе урока происходит комплексно. Но определяющим. Несущим основную смысловую нагрузку , выступает одно из них, что вытекает из особенностей младшего школьного возраста. Так, например. В первом классе доминирует игровая деятельность, во втором –третьем классах целесообразнее использовать в полной мере парную работу. Ситуации положительного эмоционального восприятия должны пронизывать всю учебную деятельность ребенка.

С целью формирования познавательных интересов я использую грамматические игры. К ним относятся кроссворды, ребусы, шарады. логогрифы, анаграммы и др.

Начальный этап формирования познавательных интересов характеризуется введением элементов учено-познавательных игр на различных этапах урока. Так, например, на уроке родного языка при закреплении темы «Семья» используется такой кроссворд (показ).Дети с удовольствием выполняют это задание. Желание поиграть не пропадает и после уроков. Ирина Б. После урока попросила и на дом похожее задание.

Как показывает опыт, на начальном этапе формирования познавательных интересов детей привлекают собственно игровые действия. Игра служит эмоциональным фоном, на котором разворачивается урок. Используя постоянно, из урока в урок элементы учебно-познавательных игр. Мы поднимаемся на ступеньку выше: игра из развлечения превращается в игру-работу. Если сначала дети переживают по поводу приключений золотой рыбки, то в последующем наряду с этим возникает желание помочь золотой рыбке выбраться из беды путем отгадывания ребуса.

Однако не все дети включаются в такую более сложную умственную деятельность. Некоторых по-прежнему может волновать сказочный сюжет. А не решение связанных с ним учебных задач. От них можно услышать фразы: «Когда Вы расскажете сказку?» А на вопрос: «Зачем к нам пришла кукла Чачавий?» - дети отвечали: «Поиграть». Для организации совместной деятельности по развитию познавательных интересов в классе появилась волшебная копилка, в которую дети собирали вопросы познавательного характера. Всем хочется задать самый сложный вопрос своим товарищам по классу и получить от него ответ. Вопрос считался удачным, если он был связан с учебным материалом. Например. нужно было придумать вопросы –загадки об овощах и фруктах. Слова – отгадки записывались на доску и далее, используя некоторые слова, составить кроссворд на букву «Ы».

Грамматические игры приносят ученикам и сказочные герои. Иногда герои оживают. И вот уже девочка, превратившись в Пампалче , отвечает на вопросы. И не беда, если ответ не совсем правильный, ведь это ошиблась не сама ученица, а ее героиня. Одноклассники с огромным желанием помогают сказочным героям справиться с заданием, а ученики, исполнявшие их роли, при неправильном или неточном ответе легче воспринимали ситуацию неудачи. Замечаешь, что многим легко ранимым детям такое перевоплощение помогает развивать самообладание, умение держать себя уверенно даже в затруднительных ситуациях.

Положительная эмоциональная атмосфера в классе способствует активному творческому поиску детей, возбуждает их интерес к знаниям.

Известно, что один из способов узнать новое – изобрести, поэтому логическим продолжением уроков стало придумывание ребусов и кроссвордов самими учащимися. Познавательная потребность побуждает учащихся охотно выполнять творческие задания.Результаты поиска толкают ребенка к новым знаниям. Рождают новые идеи, вызывают желание их проверит и обсудить. Ребята демонстрируют настоящие «шедевры» творчества, которые тут же на уроке становятся предметом всеобщего внимания и одновременно триумфом самого исполнителя.