Главная цель обучения - это формирование личности,желающей и умеющей учиться. И в настоящее время учителю всё чаще приходится искать ответ на впознавательную деятельность учащихся, создать ситуацию заинтересованности. Возникает вопрос «Как обучать детей в новых условиях?»Основным источником стимуляции познавательного интереса является содержание учебного материала, которое несёт учащимся неизвестную ранее информацию, вызывающую чувство удивления, позволяющую по-новому взглянуть на уже известные явления, открыть новые грани в знаниях. Успешность и заинтересованность обучающихся происходит через развитие познавательной сферы , на основе системно-деятельностного подхода в обучении.
Просмотр содержимого документа
««Формирование познавательных УУД в рамках реализации ФГОС НОО на основе системно - деятельностного подхода в обучении»»
«Формирование познавательных УУД в рамках реализации ФГОС НОО на основе системно - деятельностного подхода в обучении»
«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими»
Шалва Амонашвили
И в настоящее время учителю всё чаще приходится искать ответ на вопрос «Как обучать ребят в новых условиях?» Большие возможности для этого предоставляет освоение учащимися универсальными учебными действиями (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
Поэтому главная цель– это формирование личности, желающей и умеющей учиться.
Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий, в рамках системно - деятельностного подхода.
Системно - деятельностный подход - это содержание учебного процесса, в котором главное место отводится активной и самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, чтобы применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
При этом важно сформировать у учащихся комплекс познавательных умений, включающих:
находить требующуюся информацию в различных источниках;
критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;
систематизировать информацию по заданным признакам;
переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;
видоизменять объем, форму, знаковую систему информации;
находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;
устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
уметь длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок времени) собирать и систематизировать тематическую информацию;
уметь вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от «белого шума» и т.д.