Главной задачей современной системы образования является создание условий для качественного обучения. В «Концепции модернизации российского образования » зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования». Компетентность - это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает навыками и умением. Компетенция – возможность установления связи между знанием и ситуацией, применять адекватно навыки и умение для решения проблемы . Руководствуясь теорией доктора педагогических наук Хуторского А.В. о ключевых компетенциях, формируемых в школе, выделю следующие: учебно-познавательные, информационно-коммуникационные, коммуникативные, социальные. Информационно-коммуникационная компетентность (ИКК) является одной из самых востребованных компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета и др. ИКК можно рассматривать как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности с использованием средств ИКТ. Информационно-коммуникационная компетентность носит предметный, общеучебный, общеинтеллектуальный характер. ИКК можно определить как способность учащегося решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий. Формирование ИКК в проходит три уровня развития: - начальный уровень (понимание, владение основными понятиями); - базовый уровень (применение по образцу, выполнение задач по образцу); - профильный уровень (творческое применение, выполнение заданий, для которых надо продемонстрировать нестандартное решение). Информатика как наука и как учебный предмет играет важную роль в процессе формирования ИКК, так как компетентности, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин: во-первых, наличием специальных технических средств, в первую очередь — персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процессе оргтехники, мультимедийных устройств; во-вторых, компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой — доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места (особые условия для развития коммуникативных компетентностей); в-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом; в-четвёртых, предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Некая изначальная «романтизация» компьютера и работы на нём создаёт учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе, развития компетентности целеполагания, и для органичного внедрения компетентностного подхода. Эти особенности позволяют учителю использовать различные методы и приемы на своих уроках для формирования ИКК. Рассмотрим некоторые из них. Мультимедийные ресурсы Презентация и видеоурок могут иметь различные формы, применение которых зависит от знаний, подготовленности авторов, а так же предполагаемой аудитории. Наиболее эффективно использовать мультимедийные ресурсы при проведении лекции, практического занятия, лабораторной работы, самостоятельной работы, тестирования. Презентация и видеоурок позволяют отказаться от многих видов наглядности и максимально сосредоточить внимание учителя на ходе урока, так как управление ресурсом сводится к простому нажатию на клавишу мыши. По ходу урока поэтапно выводится необходимый материал на экран и рассматриваются основные вопросы данной темы. В случае использования слайда-задания организуется обсуждение поставленного вопроса и подводятся его итоги. В случае необходимости можно заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть ненужные слайды. Это позволяет максимально настраивать любой имеющийся ресурс под конкретный урок в конкретном классе. Использование мультимедийных ресурсов целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Данная форма дает возможность представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что в свою очередь облегчает запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде презентации или видеоурока сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Уроки с использованием презентаций или видеоуроов решают следующие дидактические задачи: усвоение базовые знания по предмету, систематизация усвоенных знаний, формирование навыка самоконтроля, формирование мотивации к учению в целом и к информатике в частности, оказание учебно-методической помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом. При использовании мультимедийных ресурсов в обучении необходимо соблюдать ряд условий: ресурс должен соответствовать возрасту учащихся; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений; демонстрируемый ресурс должен быть точно согласован с содержанием материала. С помощью мультимедийных обучающих ресурсов - видеоуроков и презентаций - повышается общая успеваемость учеников в школе, материал усваивается в несколько раз быстрее. Кроме того, цифровые образовательные ресурсы могут быть использованы для самоподготовки школьников. Мультимедийные диски Важным компонентом преподавания информатики являются мультимедийные диски. В настоящее время преподавание информатики невозможно себе представить без использования различных компьютерных учебных курсов, электронных учебников и книг, мультимедийных энциклопедий, тренажеров различных видов, контролирующих систем для автоматизированного тестирования. Все электронные учебные диски можно разделить на следующие классы: электронные энциклопедии, справочники, учебники - подобны бумажным, только в электронном виде, которые содержат только изложение материала; электронные учебные курсы-тренажеры, позволяющие не только узнать изучаемый материал, но и закрепить этот материал, отвечая на определенные вопросы и выполняя тесты или задания; творческие среды, позволяющие ребенку с самого раннего возраста проявлять и развивать свои уникальные способности при работе над проектами, желательно, мультимедийными, позволяющие не только пассивно получать готовый материал, но и выдвигать свои версии и формировать свои миры. контролирующие системы, которые позволяют проконтролировать уровень изученного материала; Мультимедийные учебные курсы использую не только "от корки до корки", но и как дополнительный материал на уроках. Диски облегчают подготовку к уроку и обучение детей. Ведь объяснение материала с использованием демонстрационных материалов - более эффективна. Электронные учебники помогают школьникам изучить современную науку - информатику, понять устройство и принципы работы компьютеров и, соответственно, повысить свою информационную грамотность. В наглядной и доступной форме школьники получают знания об истории появления компьютеров, способах хранения информации, правилах работы с компьютерами и многом другом. Метод проектов Гибкая модель организации учебного процесса в форме проектов ориентированна на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых "продуктов" (проектов). В процессе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности:
Учащиеся создают индивидуальные и групповые проекты по информатике и не только. Проекты ребята выполняют не только в учебное время, но и во внеурочное. Какие результаты мы видим в ходе выполнения проектов: 1. Формируются и отрабатываются: навыки публичного выступления (ораторское искусство); умения представить информацию в доступном, эстетичном виде; умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи; умение работать в группе, в команде; умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение. 2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях. 3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.) 4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу. 5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы. Метод проектов можно рассматривать и как технологию сотрудничества. Активное решение жизненных ситуаций требует поиска дополнительных знаний и выработки необходимых умений и навыков. Проект позволяет решить и проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ребенка. Любая образовательная технология должна способствовать раскрытию субъективного опыта ученика, овладению умениями самообразования. Каждое задание предполагает не только отработку или закрепление какого-либо навыка работы, но и служит для развития общего кругозора ученика, содержит занимательный факт. Поэтому такие задания с интересом воспринимаются детьми. Формы работы над проектом выбираю в зависимости от уровня подготовленности учащихся класса: от индивидуальной для одаренных учеников до групповой в менее подготовленном классе. Любая работа, выполненная самостоятельно, в результате которой появляется готовый продукт, является минипроектом. В своей работе я использую различные задания для создания минипроектов: эмблемы, коллажи, таблицы, графы, блок-схемы, гипертексты и т. д.. Интерактивная доска Наглядность — один из важнейших принципов обучения, который прекрасно реализуется с помощью интерактивной доски. Работая с интерактивной доской, всегда находишься в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживаешь постоянный контакт с классом. Таким образом, интерактивная доска еще позволяет сэкономить драгоценное время. Используя такую доску, я могу сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Для каждого урока создается документ с заготовками: тема урока, познавательная задача, определения, упражнения для выполнения в классе и домашнее задание. Такие заготовки позволят сократить время подготовки к уроку, и сделать урок более наглядным и понятным. В нее легко внести изменения и корректировку для конкретного класса. На доске во время урока заполняем таблицы, находим ошибки, делаем заметки и многое другое. Это сокращает время на уроке для записи этих материалов на обычной доске. Использование интерактивной доски на уроке положительно влияет на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. Все ученики, без исключения, желают выйти к доске и выполнить предложенные задания. Мне легче удерживать внимание и активность учащихся на уроке. Перечислю способы использования интерактивной доски на уроке информатики: объяснение принципов работы с приложениями, путем выполнения действий непосредственно на доске; проверка выполнения учащимися домашних заданий (если они были заданы для выполнения на домашнем компьютере); защита проектов учащимися; создание различных образов, путем "собирания” их средствами доски; проведение самостоятельных письменных работ (диктантов, решение задач, тестов и др.) и последующая их самопроверка учащимися; выполнение заданий на установку соответствий терминов, понятий и многое другое. Использование интерактивных средств обучения на уроках информатики в школе дает возможность: повысить у учащихся мотивацию к предмету; подготовить к самостоятельному усвоению материала курса и других общеобразовательных дисциплин; овладеть конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности; интеллектуально развивать учащихся; расширить виды совместной работы учащихся, обеспечивающей получение детьми коммуникативного опыта; повысить многообразие видов и форм организации деятельности и контроля за деятельностью учащихся Главным признаком успешного формирования у учащихся информационных навыков и умений, служит тот факт, что приобретенные навыки учащиеся применяют во внеклассной, общешкольной деятельности. Например, учащиеся создают презентации портфолио учащегося; участвуют в творческих конкурсах (школьных, муниципальных, региональных, всероссийских); помогают учителям в создании электронных образовательных ресурсов (поиск материала в книгах или Интернете); создают звуковое и видео сопровождение школьных праздников; участвуют в проектной и исследовательской деятельности (и не только по информатике) создают видеофильмы, слайд-шоу. Использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет поддерживать высокий уровень мотивации учащихся, насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся и содействует развитию коммуникативных аспектов навыков работы с информацией. При этом система заданий и деятельность учащихся должны быть спланированы таким образом, чтобы процесс обучения был направлен на изменение в уровнях мыслительной деятельности; важно формировать не просто мышление, а навыки мышления высокого уровня. Использование информационных технологий универсальных (базовых), мультимедиа-технологий, сетевых технологий на уроках и во внеурочное время позволяют решать задачу формирования информационной компетентности учащихся. |