СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование предметных умений и навыков на уроках информатики в условиях вхождения в ФГОС

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главной задачей современной системы образования является создание условий для качественного обучения. В «Концепции модернизации российского образования » зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».

            Компетентность - это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает навыками и умением.

Компетенция – возможность установления связи между знанием и ситуацией, применять адекватно навыки и умение для решения проблемы .

Руководствуясь теорией доктора педагогических наук Хуторского А.В. о ключевых компетенциях, формируемых в школе, выделю следующие: учебно-познавательные, информационно-коммуникационные, коммуникативные, социальные. Информационно-коммуникационная компетентность (ИКК) является одной из самых востребованных компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета и др.

Просмотр содержимого документа
«Формирование предметных умений и навыков на уроках информатики в условиях вхождения в ФГОС»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Центр образования г.Минеральные Воды и

Минераловодского района






Формирование предметных

умений и навыков

на уроках информатики

в условиях вхождения в ФГОС









Выполнила КОЗИНА А.А.

учитель информатики







г.Минеральные Воды

2011/2012 уч.год


 

 

Главной задачей современной системы образования является создание условий для качественного обучения. В «Концепции модернизации российского образования » зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».

Компетентность - это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает навыками и умением.

Компетенция – возможность установления связи между знанием и ситуацией, применять адекватно навыки и умение для решения проблемы .

Руководствуясь теорией доктора педагогических наук Хуторского А.В. о ключевых компетенциях, формируемых в школе, выделю следующие: учебно-познавательные, информационно-коммуникационные, коммуникативные, социальные. Информационно-коммуникационная компетентность (ИКК) является одной из самых востребованных компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета и др.

ИКК можно рассматривать как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, пред­ставлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой че­ловеческой деятельности с использованием средств ИКТ. Информационно-коммуникационная компетентность но­сит предметный, общеучебный, общеинтеллектуальный характер.

ИКК можно определить как способность учащегося решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Формирование ИКК в проходит три уровня развития:

- начальный уровень (понимание, владение основными понятиями);

- базовый уровень (применение по образцу, выполнение задач по образцу);

- профильный уровень (творческое применение, выполнение заданий, для которых надо продемонстрировать нестандартное решение).

Информатика как наука и как учебный предмет играет важную  роль в процессе формирования ИКК, так как компетентности, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся.

Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин:

во-первых, наличием специальных технических средств, в первую очередь — персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процессе оргтехники, мультимедийных устройств;

во-вторых, компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом:

  • каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой — доступ к общим ресурсам;

  • ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места (особые условия для развития коммуникативных компетентностей);

в-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом;

в-четвёртых, предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Некая изначальная «романтизация» компьютера и работы на нём создаёт учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе, развития компетентности целеполагания, и для органичного внедрения компетентностного подхода.

Эти  особенности позволяют учителю использовать различные методы и приемы на своих уроках для формирования ИКК. Рассмотрим некоторые из них.

Мультимедийные ресурсы

Презентация  и видеоурок могут иметь различные формы, применение которых зависит от знаний, подготовленности авторов, а так же предполагае­мой аудитории. Наиболее эффективно использовать мультимедийные ресур­сы при проведении лекции, практического занятия, лабораторной работы, самостоятельной работы, тестирования. Презентация и видеоурок позволяют отказаться от многих видов наглядности и максимально сосредоточить вни­мание учителя на ходе урока, так как управление ресурсом сводится к просто­му нажатию на клавишу мыши. По ходу урока поэтапно выводится необходимый материал на экран и рассматриваются основные вопросы данной темы. В случае использования слайда-задания организуется обсуждение поставленного вопроса и подводятся его итоги. В случае необходимости можно заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть ненужные слайды. Это позволяет максимально настраивать любой имеющийся ресурс под конкретный урок в конкретном классе. Использование мультимедийных ресурсов целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.

Данная форма дает возможность представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что в свою очередь облегчает запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде презентации или видеоурока сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.





Уроки с использованием презентаций или видеоуроов решают следующие дидактические задачи: 

  • усвоение базовые знания по предмету,

  • систематизация усвоенных знаний,

  • формирование навыка самоконтроля,

  • формирование мотивации к учению в целом и к информатике в частности,

  • оказание учебно-методической помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

При использовании мультимедийных ресурсов в обучении необходимо соблюдать ряд условий: 

  • ресурс должен соответствовать возрасту учащихся;

  • необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

  • детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

  • демонстрируемый ресурс  должен быть точно согласован с содержанием материала.

С помощью мультимедийных обучающих ресурсов - видеоуроков и презентаций - повышается общая успеваемость учеников в школе, материал усваивается в несколько раз быстрее. Кроме того, цифровые образовательные ресурсы могут быть использованы для самоподготовки школьников.

 Мультимедийные диски

Важным компонентом преподавания информатики являются мультимедийные диски. В настоящее время преподавание информатики невозможно себе представить без использования различных компьютерных учебных курсов, электронных учебников и книг, мультимедийных энциклопедий, тренажеров различных видов, контролирующих систем для автоматизированного тестирования.

  Все электронные учебные диски можно разделить на следующие классы:

  • электронные энциклопедии, справочники, учебники - подобны бумажным, только в электронном виде, которые содержат только изложение материала;

  • электронные учебные курсы-тренажеры, позволяющие не только узнать изучаемый материал, но и закрепить этот материал, отвечая на определенные вопросы и выполняя тесты или задания;

  • творческие среды, позволяющие ребенку с самого раннего возраста проявлять и развивать свои уникальные способности при работе над проектами, желательно, мультимедийными, позволяющие не только пассивно получать готовый материал, но и выдвигать свои версии и формировать свои миры.

  • контролирующие системы, которые позволяют проконтролировать уровень изученного материала;

Мультимедийные учебные курсы использую не только "от корки до корки", но и как дополнительный материал на уроках. Диски облегчают подготовку к уроку и обучение детей. Ведь объяснение материала с использованием демонстрационных материалов - более эффективна. Электронные учебники помогают школьникам  изучить современную науку - информатику, понять устройство и принципы работы компьютеров и, соответственно, повысить свою информационную грамотность. В наглядной и доступной форме школьники получают знания об истории появления компьютеров, способах хранения информации, правилах работы с компьютерами и многом другом.

Метод проектов

  Гибкая модель организации учебного процесса в форме проектов ориентированна на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых "продуктов" (проектов).  В процессе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности:



  • коммуникативные;

  • личностные;

  • социальные;

  • литературно-лингвистические;

  • математические;

  • художественные;

  • манипулятивные;

  • технологические.



Учащиеся создают индивидуальные и групповые проекты по информатике и не только. Проекты ребята выполняют не только в учебное время, но и во внеурочное.

Какие результаты мы видим в ходе выполнения проектов:

1. Формируются и отрабатываются:

  • навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации;

  • навыки публичного выступления (ораторское искусство);

  • умения представить информацию в доступном, эстетичном виде;

  • умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи;

  • умение работать в группе, в команде;

  • умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение.

2.  Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.

3.  Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)

4.  Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу.

5.  Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

Метод проектов можно рассматривать и как технологию сотрудничества. Активное решение жизненных ситуаций требует поиска дополнительных знаний и выработки необходимых умений и навыков. Проект позволяет решить и проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ребенка.

Любая образовательная технология должна способствовать раскрытию субъективного опыта ученика, овладению умениями самообразования. Каждое задание предполагает не только отработку или закрепление какого-либо навыка работы, но и служит для развития общего кругозора ученика, содержит занимательный факт. Поэтому такие задания с интересом воспринимаются детьми. Формы работы над проектом выбираю в зависимости от уровня подготовленности учащихся класса: от индивидуальной для одаренных учеников до групповой в менее подготовленном классе.

Любая работа, выполненная самостоятельно, в результате которой появляется готовый продукт, является минипроектом. В своей работе я использую различные задания для создания минипроектов: эмблемы, коллажи, таблицы, графы, блок-схемы, гипертексты и т. д..

Интерактивная доска

Наглядность — один из важнейших принципов обучения, который прекрасно реализуется с помощью интерактивной доски. Работая с интерактивной доской, всегда находишься в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживаешь постоянный контакт с классом. Таким образом, интерактивная доска еще позволяет сэкономить драгоценное время. Используя такую доску, я могу сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей.

Для каждого урока создается документ с заготовками: тема урока, познавательная задача, определения, упражнения для выполнения в классе и домашнее задание. Такие заготовки позволят сократить время подготовки к уроку, и сделать урок более наглядным и понятным. В нее легко внести изменения и корректировку для конкретного класса. На доске во время урока заполняем таблицы, находим ошибки, делаем заметки и многое другое. Это сокращает время на уроке для записи этих материалов на обычной доске.

Использование интерактивной доски на уроке положительно влияет на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. Все ученики, без исключения, желают выйти к доске и выполнить предложенные задания. Мне легче удерживать внимание и активность учащихся на уроке.

Перечислю способы использования интерактивной доски на уроке информатики:

  • объяснение принципов работы с приложениями, путем выполнения действий непосредственно на доске;

  • проверка выполнения учащимися домашних заданий (если они были заданы для выполнения на домашнем компьютере);

  • защита проектов учащимися;

  • создание различных образов, путем "собирания” их средствами доски;

  • проведение самостоятельных письменных работ (диктантов, решение задач, тестов и др.) и последующая их самопроверка учащимися;

  • выполнение заданий на установку соответствий терминов, понятий и многое другое.

Использование интерактивных средств обучения на уроках информатики в школе дает возможность:

  • повысить у учащихся мотивацию к предмету;

  • подготовить к самостоятельному усвоению материала курса и  других общеобразовательных дисциплин;

  • овладеть конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

  • интеллектуально развивать учащихся;

  • расширить виды совместной работы учащихся, обеспечивающей получение детьми коммуникативного опыта;

  • повысить многообразие видов и форм организации деятельности и контроля за деятельностью учащихся

Главным признаком успешного формирования у учащихся информационных навыков и умений, служит тот факт, что приобретенные навыки учащиеся применяют во внеклассной, общешкольной деятельности. Например, учащиеся

  • создают презентации портфолио учащегося;

  • участвуют в творческих конкурсах (школьных, муниципальных, региональных, всероссийских);

  • помогают учителям в создании электронных образовательных ресурсов (поиск материала в книгах или Интернете);

  • создают звуковое и видео сопровождение школьных праздников;

  • участвуют в проектной и исследовательской деятельности (и не только по информатике)

  • создают видеофильмы, слайд-шоу.

Использование компьютерных технологий в учебном процессе  позволяет поддерживать высокий уровень мотивации учащихся, насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся и содействует развитию коммуникативных аспектов навыков работы с информацией. При этом система заданий и деятельность учащихся должны быть спланированы таким образом, чтобы процесс обучения был направлен на изменение в уровнях мыслительной деятельности; важно формировать не просто мышление, а навыки мышления высокого уровня. Использование информационных технологий универсальных (базовых),  мультимедиа-технологий, сетевых технологий на уроках и во внеурочное время позволяют решать задачу  формирования информационной компетентности учащихся.