Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14» г.Воркуты Формирование речевых умений у детей с ОНР через моделирование плана высказывания
Орехова Татьяна Николаевна
учитель-логопед
Речь- способ познания действительности
Речевая деятельность
Общение коммуникативные умения и навыки
Формирование средств языка
произношение словарный запас различение звуков грамматический строй речи
Развитие связной речи
Речь – это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче
и полнее будут усваиваться знания.
(Н.И.Жинкин)
Характеристика речи у детей с ОНР
Затрудняют процесс
Для их высказываний
развития связной речи :
характерны:
- ограниченность словарного запаса;
- последовательности изложения;
- отставание в овладении грамматическим строем родного языка ;
- трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления.
- низкий уровень используемой фразовой речи.
Применение наглядного моделирования
И менно наглядные модели являются той формой выделения и обучения отношений, которая доступна детям младшего школьного возраста (Леон Лоренса)
Наглядное
моделирование
использование условных обозначений, чертежей схематических рисунков
Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет
- обогащать их активный словарь,
- закреплять навыки словообразования,
- формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений,
- описывать предметы, составлять рассказ.
Система работы по формированию речевых умений через моделирование плана высказывания.
Виды высказывания
Структура занятий
- пересказ;
- составление рассказов по серии картин;
- описательный рассказ;
- составление сюжетного рассказа;
- творческий рассказ
- организационная часть;
- чтение произведения;
- разбор текста;
- пересказ текста;
- упражнения на усвоение и закрепление материала;
- анализ детских рассказов.
Работа с пословицами
Дети учатся:
- определять тему высказывания,
- отделять главное от второстепенного,
- строить собственные сообщения в логической
последовательности,
- моделировать план высказывания.
Слова- это то единственное, что остаётся на века
У.Хезлитт
Этапы работы
Выявление темы и проблемы
Моделирование плана высказывания
Завершающий этап: фаза
сотворчества, рефлексия .
Тапы
9
Выявление темы и проблемы
Проблема конфликт, задача, требующая решения.
Что главное
в дружбе?
Тема – предмет речи; то, о чём говорится в тексте.
Нет друга –
ищи,
а нашёл -
береги.
1.Что происходит
- на картинке?
- на картинке?
-
2.Толкует ли она
смысл пословицы.
3. Кто такой друг?
Моделирование высказывания
Нет друга –ищи,
нашёл -береги
9
Практическое занятие
«Облака-подружки»
Облачка очень любят играть.
И при этом очень часто передразнивают всех на свете: то они становятся похожи на мишек , то на зайчика , то на бабочку , то на мышку ...
А то вдруг все вместе начинают плакать . Нет, они не ссорятся, они просто играют в «плакс».
И ждут солнышко, которое им непременно улыбнется .
Как хорошо жить дружно!
9
Физкультминутка
«Песенка про дружбу»
Сотворчество
Составить по пословицам и поговоркам кодекс чести друзей
Человек без друзей, как дерево без корней.
Не бросай друга в несчастье.
Сам погибай , а друга выручай.
Над другом посмеёшься- над собой поплачешь.
Дружба как стекло: розобьёшь- не сложишь
Творческая ошибка
На ошибках можно не просто учиться, а учиться фантазировать Джанни Родари
Как можно использовать ошибки в словах для придумывания сказок?
Последовательность работы
- Выбрать два любых слова, схожих по звучанию. (Например: ворона-корона)
- Поменять местами выбранные объекты
- Дать объяснение, как такое может быть.
- Развить сюжет ( придумать продолжение сказки)
Предложения с ошибками
Пословицы
Детские работы
- Один в золе не воин.
- Крутится, как булка в колесе.
- Купить кита в мешке.
- Мы сами с ушами .
- Лес рубят кепки летят.
- В здоровом теле здоровый пух .
Хорошо пос е деть с удочкой
на берегу реки.
В лесу мы нашли гру с ть.
Мама отв а рила калитку.
На столе уселся дятел.
Тает снег, течёт ручей, на ветвях полно в рачей.
Этапы работы
Выявление темы и проблемы
Моделирование плана высказывания
Завершающий этап: фаза
сотворчества, рефлексия .
Тапы
18
Список литературы
1.В.П. Глухов. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения пересказу. - Москва: Дефектология - 1989. №1
2. В.П. Глухов. Формирование связной детей школьного возраста с общим речевым недоразвитием. - Москва: Аркти - 2004.
3. Г.А. Глинка. Развиваю мышление и речь. - Санкт-Петербург: 2000.
4. В.П. Глухов, Ю.А. Труханова. Наши дети учатся сочинять и рассказывать.-Москва: Аркти - 2003.
5. Н.А. Капышева. Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня. – Москва : Логопедия. 2003.- №1-2.-С.44-50
6. М.Р. Львов. Методика развития речи младших школьников.- Москва: АСТ -2003.
7. В.С. Мухина. Детская психология. - Москва : Просвещение-1985. С.38
8. А.Ю. Никитина. Приёмы и методы, используемые для развития связной речи детей. – Москва: Логопедия. 2003.-№1-2.-С.69-72
9. Н.В. Новоторцева. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.- С.240
10. Т.А. Ткаченко. В первый класс без дефектов речи. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс. – 1999.
11. Л.Б. Фесюкова. Воспитание сказкой.- Москва: ТЦ Сфера.- 2007.- С.57