СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование речевых умений связного устного высказывания у детей с ОНР через моделирование плана высказывания»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложенная система работы поможет педагогам научить детей составлять связные речевые высказывания по заданной или самостоятельно выбранной теме. 

Просмотр содержимого презентации
«Формирование речевых умений у детей с ОНР»

Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №14» г.Воркуты   Формирование речевых умений  у детей с ОНР через моделирование плана высказывания   Орехова Татьяна Николаевна учитель-логопед

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14» г.Воркуты Формирование речевых умений у детей с ОНР через моделирование плана высказывания

Орехова Татьяна Николаевна

учитель-логопед

Речь- способ познания действительности Речевая деятельность Общение коммуникативные умения и навыки Формирование средств языка произношение словарный запас различение звуков грамматический строй речи

Речь- способ познания действительности

Речевая деятельность

Общение коммуникативные умения и навыки

Формирование средств языка

произношение словарный запас различение звуков грамматический строй речи

Развитие связной речи Речь – это канал развития интеллекта…  Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания.  (Н.И.Жинкин)

Развитие связной речи

Речь – это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче

и полнее будут усваиваться знания.

(Н.И.Жинкин)

Характеристика  речи  у детей с ОНР    Затрудняют процесс  Для их высказываний  развития связной речи :  характерны:   нарушение связности; ограниченность словарного запаса;    последовательности изложения;  отставание в овладении грамматическим строем родного языка ;   трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. смысловые пропуски;  фрагментарность;

Характеристика речи у детей с ОНР

Затрудняют процесс

Для их высказываний

развития связной речи :

характерны:

  • нарушение связности;
  • ограниченность словарного запаса;

  • последовательности изложения;
  • отставание в овладении грамматическим строем родного языка ;

  • трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления.
  • смысловые пропуски;

  • фрагментарность;

  • низкий уровень используемой фразовой речи.
Применение наглядного моделирования И менно наглядные модели являются той формой выделения и обучения отношений, которая доступна детям младшего школьного возраста (Леон Лоренса)  Наглядное  моделирование  использование условных обозначений, чертежей схематических рисунков

Применение наглядного моделирования

И менно наглядные модели являются той формой выделения и обучения отношений, которая доступна детям младшего школьного возраста (Леон Лоренса)

Наглядное

моделирование

использование условных обозначений, чертежей схематических рисунков

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет

  • развивать речь детей,
  • обогащать их активный словарь,
  • закреплять навыки словообразования,
  • формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений,
  • описывать предметы, составлять рассказ.
Система работы по формированию речевых умений через моделирование  плана высказывания.    Виды высказывания  Структура занятий пересказ; составление рассказов по серии картин; описательный рассказ; составление сюжетного рассказа; творческий рассказ организационная часть;  чтение произведения; разбор текста;  пересказ текста; упражнения на усвоение и закрепление материала;  анализ детских рассказов.  

Система работы по формированию речевых умений через моделирование плана высказывания.

Виды высказывания

Структура занятий

  • пересказ;
  • составление рассказов по серии картин;
  • описательный рассказ;
  • составление сюжетного рассказа;
  • творческий рассказ
  • организационная часть;
  • чтение произведения;
  • разбор текста;
  • пересказ текста;
  • упражнения на усвоение и закрепление материала;
  • анализ детских рассказов.

 

Работа с пословицами  Дети учатся: определять тему высказывания, отделять главное от второстепенного, строить собственные сообщения в логической  последовательности, моделировать план высказывания. Слова- это то единственное, что остаётся на века У.Хезлитт

Работа с пословицами

Дети учатся:

  • определять тему высказывания,
  • отделять главное от второстепенного,
  • строить собственные сообщения в логической

последовательности,

  • моделировать план высказывания.

Слова- это то единственное, что остаётся на века

У.Хезлитт

Этапы работы Выявление темы и проблемы     Моделирование плана высказывания      Завершающий этап: фаза  сотворчества, рефлексия . Тапы 9

Этапы работы

Выявление темы и проблемы

Моделирование плана высказывания

Завершающий этап: фаза

сотворчества, рефлексия .

Тапы

9

Выявление темы и проблемы   Проблема конфликт, задача, требующая решения.     Что главное  в дружбе?    Тема – предмет речи; то, о чём говорится в тексте.        Нет друга –  ищи,  а нашёл -  береги.

Выявление темы и проблемы

Проблема конфликт, задача, требующая решения.

Что главное

в дружбе?

Тема – предмет речи; то, о чём говорится в тексте.

Нет друга –

ищи,

а нашёл -

береги.

1.Что происходит  на картинке?    на картинке?    2.Толкует ли она  смысл пословицы.   3. Кто такой друг?   Моделирование высказывания  Нет друга –ищи,  нашёл -береги 9

1.Что происходит

  • на картинке?
  • на картинке?

2.Толкует ли она

смысл пословицы.

3. Кто такой друг?

Моделирование высказывания

Нет друга –ищи,

нашёл -береги

9

Практическое занятие  «Облака-подружки»   Облачка очень любят играть.  И при этом очень часто передразнивают всех на свете: то они становятся похожи на мишек , то на зайчика , то на бабочку , то на мышку ...  А то вдруг все вместе начинают плакать . Нет, они не ссорятся, они просто играют в «плакс».  И ждут солнышко, которое им непременно улыбнется .  Как хорошо жить дружно! 9

Практическое занятие

«Облака-подружки»

Облачка очень любят играть.

И при этом очень часто передразнивают всех на свете: то они становятся похожи на мишек , то на зайчика , то на бабочку , то на мышку ...

А то вдруг все вместе начинают плакать . Нет, они не ссорятся, они просто играют в «плакс».

И ждут солнышко, которое им непременно улыбнется .

Как хорошо жить дружно!

9

Физкультминутка  «Песенка про дружбу»

Физкультминутка

«Песенка про дружбу»

Сотворчество      Составить по пословицам и поговоркам кодекс чести друзей Человек без друзей, как дерево без корней.  Не бросай друга в несчастье.  Сам погибай , а друга выручай.  Над другом посмеёшься- над собой поплачешь.  Дружба как стекло: розобьёшь- не сложишь

Сотворчество

Составить по пословицам и поговоркам кодекс чести друзей

Человек без друзей, как дерево без корней.

Не бросай друга в несчастье.

Сам погибай , а друга выручай.

Над другом посмеёшься- над собой поплачешь.

Дружба как стекло: розобьёшь- не сложишь

Творческая ошибка  На ошибках можно не просто учиться, а учиться фантазировать Джанни Родари  Как можно использовать ошибки в словах для придумывания сказок?

Творческая ошибка

На ошибках можно не просто учиться, а учиться фантазировать Джанни Родари

Как можно использовать ошибки в словах для придумывания сказок?

Последовательность работы

Последовательность работы

  • Выбрать два любых слова, схожих по звучанию. (Например: ворона-корона)
  • Поменять местами выбранные объекты
  • Дать объяснение, как такое может быть.
  • Развить сюжет ( придумать продолжение сказки)
Предложения с ошибками  Пословицы  Детские работы Один в  золе  не воин. Крутится, как булка в колесе. Купить кита в мешке. Мы сами с ушами . Лес рубят кепки летят. В здоровом теле здоровый пух . Хорошо пос е деть с удочкой на берегу реки. В лесу мы нашли гру с ть. Мама отв а рила калитку. На столе уселся дятел. Тает снег, течёт ручей, на ветвях полно в рачей.

Предложения с ошибками

Пословицы

Детские работы

  • Один в золе не воин.
  • Крутится, как булка в колесе.
  • Купить кита в мешке.
  • Мы сами с ушами .
  • Лес рубят кепки летят.
  • В здоровом теле здоровый пух .

Хорошо пос е деть с удочкой

на берегу реки.

В лесу мы нашли гру с ть.

Мама отв а рила калитку.

На столе уселся дятел.

Тает снег, течёт ручей, на ветвях полно в рачей.

Этапы работы Выявление темы и проблемы     Моделирование плана высказывания      Завершающий этап: фаза  сотворчества, рефлексия . Тапы 18

Этапы работы

Выявление темы и проблемы

Моделирование плана высказывания

Завершающий этап: фаза

сотворчества, рефлексия .

Тапы

18

Список литературы

1.В.П. Глухов. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения пересказу. - Москва: Дефектология - 1989. №1

2. В.П. Глухов. Формирование связной детей школьного возраста с общим речевым недоразвитием. - Москва: Аркти - 2004.

3. Г.А. Глинка. Развиваю мышление и речь. - Санкт-Петербург: 2000.

4. В.П. Глухов, Ю.А. Труханова. Наши дети учатся сочинять и рассказывать.-Москва: Аркти - 2003.

5. Н.А. Капышева. Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня. Москва : Логопедия. 2003.- №1-2.-С.44-50

6. М.Р. Львов. Методика развития речи младших школьников.- Москва: АСТ -2003.

7. В.С. Мухина. Детская психология. - Москва : Просвещение-1985. С.38

8. А.Ю. Никитина. Приёмы и методы, используемые для развития связной речи детей. Москва: Логопедия. 2003.-№1-2.-С.69-72

9. Н.В. Новоторцева. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.- С.240

10. Т.А. Ткаченко. В первый класс без дефектов речи. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс. 1999.

11. Л.Б. Фесюкова. Воспитание сказкой.- Москва: ТЦ Сфера.- 2007.- С.57