УДК 376
Формирование регулятивных учебных действий на уроках литературного чтения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Антипова О.А.
Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема
магистрант
Аннотация
В статье рассматривается процесс формирования регулятивных учебных действий на уроках литературного чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации Федерального государственный стандарта основного общего образования.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, задержка психического развития, обучение, литературное чтение, универсальные учебные действия.
The formation of regulatory educational actions on the lessons of literary reading among students with disabilities
Antipova O.A.
Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Sholom-Aleichem Priamursky State University»
undergraduate
Abstract
The article considers the process of formation of regulatory educational actions on the lessons of literary reading in primary school children with disabilities in the framework of the Federal state standard of basic General education
Key words: children with physical disabilities, mental retardation, education, literary reading, universal educational actions.
Одним из важных направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование. В настоящее время государство развивает инклюзивное образование, в том числе и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с обычными детьми. Еще Л.С. Выготский отмечал необходимость включать детей с ограниченными возможностями здоровья в различную социально значимую деятельность, направленную на формирование детского опыта [3].
Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психофизического здоровья каждого ребенка [1].
Проблеме изучения особенностей познавательной сферы у учащихся с ограниченными возможностями здоровья посвящено немало исследований. Как отмечают Н.М. Назарова [7] Л.М Шипицына [10], у них наблюдается недостаточный уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации. Знания об окружающем мире поверхностны. Недостаточно сформированы пространственные представления, поэтому дети с ограниченными возможностями здоровья часто не могут осуществить полноценный анализ формы, установить симметричность, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое. Внимание неустойчивое, рассеянное, учащиеся с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
У данной категории учащихся страдают все виды памяти. Особенно страдает логическая память, поскольку она больше других видов связана с мышлением и предполагает не механическое заучивание, а осмысленное усвоение материала [9].
Имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
Имеет место и снижение познавательной активности, отмечается замедленный темп переработки информации. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от его выполнения. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
По мнению И.А. Емельяновой у детей данной категории наблюдается снижение потребности в общении, как со сверстниками, так и взрослыми [4].
Н.В. Шкляр выделяет психологические особенности развития эмоциональной сферы младших школьников с ограниченными возможностями здоровья [11].
Вследствие этого у детей с ограниченными возможностями здоровья проявляется недостаточная сформированность психических процессов к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности в формировании таких учебных умений, как планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели, контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе.
С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли на новые Стандарты начального общего образования. Целью Стандартов является не предметный, а личностный результат. Прежде всего, важна личность ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе [8].
Важной задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий. Овладение универсальными учебными действиями дает возможность учащимся самостоятельного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться, а также способность к саморазвитию и самообразованию.
В Стандартах нового поколения выделяют 3 группы универсальных учебных действий: предметные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и личностные.
В данной статье мы хотим рассказать о формировании учебных действий на уроках Литературного чтения.
Учебная программа по Литературному чтению определяет, какие универсальные учебные действия мы должны сформировать в процессе учебной деятельности на уроках чтения. Так, согласно Адаптированной общеобразовательной программе на уроках литературного чтения мы формировали познавательные учебные действия, которые были направлены на формирование умений: ориентироваться в учебнике; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике; подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план; определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях; делать самостоятельные простые выводы находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные учебные действия в курсе литературного чтения обеспечивают развитие таких видов речевой деятельности, как слушание, чтение, говорение и письменная речь. Осуществляется формирование умений слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами и оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности и самостоятельной работы с произведениями и книгами, и формируют следующие умения: высказывать своё предположение на основе работы с литературными произведениями; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные универсальные действия включают способность и готовность учеников к саморазвитию, самосовершенствованию и направлены на формирование: умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией [6].
Нами разработана и реализуется программа обучения литературному чтению, составленная с учетом психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями. По данным психолого-педагогического обследования, которое было проведено в начальный период обучения, ученики имеют вторичную задержку психического развития [5].
На уроках литературного чтения мы развивали все перечисленные универсальные учебные действия, но хотим рассказать о том, как в своей практической деятельности мы формировали регулятивные учебные действия у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения с заданным эталоном, коррекция и оценка.
Формирование целеполагания, планирования нами осуществлялось на каждом уроке. Например, при знакомстве с произведением К. Чуковского «Федорино горе», мы предлагали ученику следующее задание: - На листочке записаны цифры, перевернув их, ты получишь буквы, из которых нужно будет собрать название сказки, с которой познакомишься на уроке. Но чтобы узнать название произведения, тебе нужно отгадать шифр. На слайде записан код, с помощью которого ты и узнаешь шифр.
6 3 7 1 2 8 4 1 5 1 2 3
Федорино горе
О – 1, И – 8, Н – 4, Д – 7, Ф – 6, Е – 3, Р – 2, Г – 5
После того, как учащиеся определяли название произведения, мы спрашивали: - Какие задачи ты поставишь перед собой на уроке? И ученики ставили перед собой следующие задачи: познакомиться со сведениями из биографии К. Чуковского и с произведением «Федорино горе»; учиться правильно и выразительно читать это произведение; анализировать произведение.
На данном этапе дети учились определять тему и ставить перед собой задачи урока.
Помимо этого, мы предлагали учащимся рассмотреть иллюстрацию в учебнике и сказать, что необычного изобразил художник? Дети отвечали, что на иллюстрации посуда изображена как живая. После этого мы подводили детей к тому, что произведение «Федорино горе» - это сказка - небылица. И задавали следующие вопросы:
- Как вы думаете, что такое небылица?
- Где мы можем посмотреть значение этого слова? (в словаре, интернете)
На уроки литературного чтения мы приносили словари для того, чтобы в случае, когда дети испытывали затруднения в определении значения незнакомого слова, то они могли посмотреть его значение в толковом словаре.
Так же к регулятивным учебным действиям относятся такие умения, как прогнозирование, предположение. Например, при знакомстве с рассказом Л. Н Толстого «Лев и собачка» мы задавали учащимся следующие вопросы:
- Посмотрите на иллюстрацию. Что на ней изображено? (собака и лев)
- Определите тему рассказа (в рассказе будет говориться об этих животных)
- Почему Л.Н. Толстой назвал своё произведение «Лев и собачка?» Что может произойти в рассказе с таким названием? (может быть автор расскажет о дружбе между львом и собачкой; или о каком - то случае из их жизни…).
С помощью наших вопросов учащиеся высказывали свои предположения о том, о чем будет говориться в данном произведении.
А при изучении рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков» мы предлагали учащимся рассмотреть модель кораблика с настоящими парусами и мачтами. После этого задавали ребятам следующие вопросы:
- Какие впечатления вызвала у вас эта игрушка? (интересно, красиво, хочется посмотреть, что внутри…).
Перед чтением этого произведения мы использовали прием «Предположение». Например, - Предположите, что может произойти в рассказе Б. Житкова «Как я ловил человечков»? О чем или о ком в нем пойдет речь? (наверное, речь пойдет о том, как мальчик будет ловить этих человечков).
После прочтения рассказа спрашивали у детей, подтвердились ли их предположения.
К регулятивным учебным действиям относится и такое умение, как составление плана и пересказ по плану. Так, на уроке после прочтения рассказа Н. Носова «На горке», мы предлагали учащимся с помощью рисунков в учебнике на с. 65 проверить, соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа. Таким образом, дети составили рисуночный план, который, в свою очередь, помог им составить цитатный план.
Под нашим руководством дети составили следующий план:
1. Целый день ребята трудились — строили горку.
2. Котька Чижов хитрый!
3. Только полез на горку — бух носом!
4. Он стал посыпать горку песком.
5. Коньки по песку не едут.
6. Тут прибежали ребята.
7. Бери лопату!
Кроме того, полезны упражнения с деформированным планом. Так, при знакомстве с рассказом В. Осеевой «Волшебное слово» мы предлагали ученикам план, в котором нужно было расставить события по порядку.
___ Присел на скамейку. ___ В сквере старика уже не было. ___ Есть такое волшебное слово. ___ Ленка краски не дает. ___ Прогонит ли бабушка? ___ Подействует ли слово на брата? ___ Павлик решил попробовать и побежал к сестре. ___ Бабушка и брат обижают Павлика. |
Такие задания направлены на активизацию словарного запаса учащихся, на умение сравнивать выполненную работу с образцом и видеть свои ошибки.
Для формирования такого учебного действия как коррекция на уроках мы предлагали задания «Найди и исправь». Для этого давали фрагмент текста, в котором допущены ошибки. Ученики должны были исправить ошибки и свериться с текстом в учебнике. Так, при знакомстве с рассказом В. Бианки «Музыкант», после анализа произведения, мы предложили учащимся выполнить задание «Найди и исправь».
Старик подкрался из-за дерева и видит: на поляне разбитое грозой дерево, из него торчат короткие щепки. А под деревом сидит волк, схватил одну щепку лапой. Волк потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» — как струна запела.
Подобные задания развивают самоконтроль, умение отличать верное выполненное задание с образцом.
Следующее умение, которое предполагают регулятивные учебные действия, это оценка (выделение того, что уже усвоено, а что еще нет). Например, при знакомстве со стихотворением А. Пушкина «Зима! Крестьянин торжествуя...» мы предлагали ученикам прочитать стихотворение и отметить карандашом непонятные слова. Ученики отметили следующие слова: кибитка, сидит на облучке, тулуп, кушак. Затем ученики должны были найти значения данных слов в интернете или в словаре.
На данном этапе мы формировали умение работать с художественным текстом учебника, выделять непонятные слова и умение пользоваться словарем.
Очень важный момент в регуляции учебной деятельности - это самопроверка. Так, после работы над рассказом Н. Носова «На горке», мы предлагали детям самостоятельно выполнить тест, который поможет определить, как они поняли содержание рассказа.
1. Кто автор рассказа «На горке»?
а) В. Бианки б) С. Маршак в) Н. Носов г) А. Пушкин
2. Что можно было ждать целую неделю? ________________
3. Что строили ребята во дворе? _____________
4. С помощью какого инструмента ребята строили горку? _______________
5. Как звали мальчика, который не принимал участия в строительстве горки? _______________________
6. Почему Котька не принимал участия в строительстве горки? ________
7. На чём решил покататься с горки Котька? ______________________
После того, как ученики выполнили задание, им необходимо было сверить свои ответы с ключом, увидеть свои ошибки и оценить работу с помощью смайликов. Данное задание формирует такие умения, как самоконтроль, самооценка.

7 верных 6-4 верных 3 и меньше верных
ответов ответов ответов
«5» «4» «3, 2»
Таким образом, в процессе систематической работы на уроках литературного чтения мы формировали и развивали у учащихся регулятивные учебные действия. Дети учились фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Они учились сравнивать, анализировать, делать вывод, высказывать своё мнение и позицию.
Библиографический список
Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. М: АСТ, Астрель. 2008. 224 с.
Вольнова Н.А. Общеучебные умения и навыки // Практика административной работы в школе. 2011. №5. С.12-13.
Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т 5 Основы дефектологии. М: Книга по Требованию, 2012. 363 с.
Емельянова И.А. Пути формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта //Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. №2. С. 41-44.
Емельянова И.А., Антипова О.А. Особенности обучения литературному чтению младших школьников с ограниченными возможностями здоровья //Социосфера. 2015. № 4. С. 66-69.
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Авторская программа по литературному чтению. – М.: Просвещение, 2012.
Назарова Н.М. Специальная педагогика. М.: Академия, 2010. 356с.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Текст]. Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2011.
Шаповалова О.Е., Вологина А.О. Особенности логической памяти младших школьников с ограниченными возможностями здоровья// Казанская наука. 2014. № 9. С 2011-213.
Шипицына Л.М. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. М.: ВЛАДОС, 2008. – 92с.
Шкляр Н.В. Психологические особенности развития эмоциональной сферы младших школьников с нарушением интеллекта: автореф. дисс. … канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2008. 28 с.