СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ: ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование социальной активности учащихся включает выявление лидерского потенциала, разработку программ, ориентированных на развитие способностей, повышение знаний, совершенствование умений и навыков.

Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ: ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ: ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Содержание образования в МКУДО «ДДЮТ» представлено дополнительными общеобразовательными (общеразвивающими) программами, которые направлены на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализацию творческого потенциала учащихся и формирование личностной культуры в различных сферах жизнедеятельности.

В учреждении разработана и успешно реализуется концепция воспитательной системы «Дворец творчества как школа социально активной и деятельной личности». Наша концепция стала победителем 5 Всероссийского конкурса воспитательных систем в номинации «Дополнительное образование». Целью воспитательной системы является личность, обладающая социально активными и деятельными качествами, готовая использовать полученные знания, умения и творческие силы в жизненном самоопределении.

Формирование социальной активности учащихся включает выявление лидерского потенциала, разработку программ, ориентированных на развитие способностей, повышение знаний, совершенствование умений и навыков.

На каждом этапе формирования социально активной личности педагоги-психологи и социальный педагог осуществляют психологическую и социальную поддержку становления личности.

Эффективным методом формирования социальной компетенции учащихся является проектная деятельность. Проектная деятельность в учреждении дополнительного образования дает возможности:

• учащимся проявить и испытать себя в различных видах деятельности в составе коллектива и обрести новые ресурсы для индивидуального развития;

• коллективу формировать внутригрупповые и межгрупповые связи на основе совместной работы, согласовывать ценностные позиции;

• педагогам обновлять свою профессиональную деятельность на основе разработки и реализации проектов, интегрирующих деятельность взрослых и детей.

Данные технологии – это новый для нас вид деятельности: кропотливый, трудный, но очень познавательный и интересный как для педагога, так и для учащихся. Деятельность детей и подростков планируется через систему творческих дел, конкурсов, соревнований, встреч с людьми разных профессий по реализации целей проектов. Кроме того, учащимся предоставляется возможность свободного выбора того или иного вида деятельности, что способствует переходу подростка из объекта воздействия педагога в субъект собственной деятельности, помогает самовыражению личности, дает возможность самоподготовки и самореализации. Проектная деятельность позволяет объединить в один коллектив большее количество учащихся разного возраста, с различными творческими способностями и педагогов дополнительного образования.

Предлагаю рассмотреть на конкретных примерах, как проектные технологии помогают поддерживать интерес в ДДЮТ, развивают познавательную и социальную активность учащихся и вовлекают большое количество детей и педагогов.

В ДДЮТ разработаны и успешно реализованы несколько социально-педагогических проектов: «Школа безопасности», «И помнит мир спасенный», «Нет - вредным привычкам», экологический проект «Мы в ответе за Землю, на которой живем», «Родительские встречи».

Социально-педагогический проект «Школа безопасности» разработан совместно с городской детской общественной организацией «Гелиос», комитетом по образованию и организационно-массовым отделом ДДЮТ, сотрудниками ГИБДД. Проблема: увеличение численности автомобильного транспорта на дорогах, увеличение ДДП с участие детей, не соблюдение правил поведения на дорогах. Цели проекта: совершенствование работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма; привлечение детей к участию в пропаганде среди сверстников правил безопасного поведения на улицах и дорогах. В проекте приняли участие 18 детских общественных объединений города и района. Ребята в течение 1 месяца вели беседы с младшими учащимися, проводили игры, разучивали правила дорожного движения, раздавали буклеты. По итогам реализации проекта участникам предлагалось подготовить плакат, брошюру, кроссворд по данной теме. На заключительном этапе был проведен фестиваль «За безопасность дорожного движения», где участники из разных детских общественных объединений соревновались в знаниях правил дорожного движения, дорожных знаков и представляли свои творческие работы. По итогам фестиваля определены результаты, и участники награждены ценными подарками. Команда победитель получила переходящий кубок.

Успешной реализации проекта «Школа безопасности» способствовало:

-участие социальных партнеров (сотрудников ГИБДД, пожарной части, из их числа выбираются судьи и члены жюри, их присутствие придает значимость проводимым мероприятиям, обеспечивает профессиональную поддержку в формировании приемов и навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности);

-использование специализированной одежды, военных костюмов наглядно приближает участников к реальной обстановке;

-важным оказывается и привлечение городских средств массовой информации к освещению проектной деятельности: участники видят себя на экранах телевизоров, читают статьи в газетах «Заря. Ефремов», «Панорама Красивомечья», что, несомненно, повышает их самооценку и мотивирует на дальнейшее активное участие в проектах.

В 2013 году был организован еще один социально – педагогического проект «Мы в ответе за Землю, на которой живем», посвященный году защиты и охраны окружающей среды России. Организаторами проекта стали комитет по образованию, ГДОО «Гелиос», организационно-массовый отдел МКУДО «ДДЮТ». Цель и задачи: создание условий для ознакомления учащихся с многообразием птиц, обитающих на территории Ефремовского района; развитие познавательного интереса детей к животному; формирование грамотной экологической позиции учащихся; создание условий, благоприятствующих проявлению личностных качеств и коллективного творчества.

Участники (учащиеся 5 – 6 классов) неравнодушны не только к общим проблемам нашей планеты Земля, но и к экологической обстановке города Ефремова влияющей на среду обитания всего живого, а в частности на проблемы исчезновения птиц на территории Ефремовского района за последние годы. Эти проблемы они отразили в исследовательских проектах «Пернатые друзья нашего края». Участие приняли 12 детских общественных объединений города и района. Ребятам предлагалось подготовить исследовать птиц нашего района, подумать о причинах малой численности и способах ей увеличения, подобрать различную литературу по данной теме. На следующем этапе участникам представилась возможность познакомить зрителей со своими работами на фестивале «Это твоя земля». Всем стало ясно, что ребятам небезразлична судьба окружающей среды, а это хорошее качество нового поколения, которое может думать, понимать связь человеческих и естественных систем и иметь желание действовать и исправлять ошибки предыдущих поколений и не совершать своих. Окружающий мир входит в каждого из нас через «окна» и «двери» наших чувств и отражается в стихотворениях и песнях. Были представлены стихотворение «Прости Земля» в исполнении Титовой С., песни: «Расскажите птицы» в исполнении Гладышевой А. учащиеся С.В. Паниной и «Раненая птица» в исполнении Поярковой В. и Колыманцевой Н. учащихся СШ №4. В заключение праздника состоялось чествование и награждение участников конкурса проектов «Пернатые друзья нашего края». Также в рамках проекта была показана экологическая сказка «Колобок» для учащихся старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В результате данная работа содействовала повышению экологического образования учащихся, сущность которого заключается в сформированности человека с новым экологическим мышлением, способным осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой.

Коллективное изготовление эскизов, и самих костюмов для команд-участников, эмблем, подбор материала для выступления на сцене, совместное оформление плакатов, подготовка к ситуативным заданиям, поиск информации на заданную тему, репетиция мини-представлений, распределение ролей - решение этих и других вопросов объединяет детей и взрослых в коллектив единомышленников, воспитывает чувство ответственности, делает воспитательный процесс событийным.

В целях создания условий для плодотворного взаимодействия родителей, педагогов, детей, а также активного участия родителей в обучении и воспитании ребенка, педагоги-организаторы и педагоги дополнительного образования внедряют в свою деятельность семейное проектирование. Этот способ очень важен для укрепления партнерских отношений между ДДЮТ и родителями. В 2014 был разработан и успешно реализуется социально-педагогический проект «Родительские встречи» для родителей детей дошкольного возраста. Проект долгосрочный и реализуется в течение всего учебного года.

Цель: формирование  партнёрских отношений семьи и ДДЮТ, направленных на развитие личности ребенка, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала.

Задачи:

  • создать атмосферу психологического комфорта в ДДЮТ, для сотрудничества родителей, детей и педагогов;

  • углубление психолого-педагогической компетентности родителей;

  • включение родителей в образовательный и воспитательный процесс как активных субъектов;

  • раскрытие перед родителями сущности основных приемов развивающего образования, определение их роли в обучении детей;

  • создание набора памяток и рекомендаций для родителей.


Этапы проекта:

  1. Диагностический этап – анкетирование родителей с целью получения информации об их потребностях и интересах в совместной работе с МБОУДОД «ДДЮТ».

  2. Организационный этап просвещение родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.

  3. Заключительный этап – проведение анкетирования, оформление совместных плакатов.

Ожидаемые результаты:

  • формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий у родителей.

  • создание условий для адекватного развития ребенка.

  • создание партнерских отношений Дворца и семьи.

  • укрепление позиции семьи и Дворца в сохранении и развитии партнёрских отношений;

  • привлечение родительской общественности  к досуговой деятельности;

  • создание информационных материалов по реализации проекта, семейных плакатов.

Проект проходил в форме встреч родителей и различных специалистов. Не просто сбор родителей как на собрание, а постоянно меняющиеся формы организации. Это и мастер-классы, родительские всеобучи, гостиные, родительские конференции и многое другое. Вначале было трудно привлечь родителей, но после того как побывали раз, приходили еще и приводили своих знакомых. На заключительной встречи было проведено анкетирование и родители так охарактеризовали проведенные встречи: интересно, познавательно; пригодится в будущем. И считают необходимым продолжение «Родительских встреч», на которых хотели бы рассмотреть вопросы воспитания и развития ребенка. Данный проект и в дальнейшем будет реализовываться в нашем учреждении. Также разработаны и апробированы следующие семейные проекты: «Мой дом – моя крепость», «Картофельный банкет», «В семейном кругу», «Когда семья вместе – так и душа на месте». Результатом стало повышение социокультурной компетентности учащихся через взаимодействие с родителями при выполнении семейных проектов, достаточный уровень самостоятельности и творческой активности детей и родителей.

Известно, что спорт является неотъемлемой частью здорового образа жизни, который нужно формировать в школьном возрасте. Именно поэтому разработан проект «Дети. Здоровье. Спорт». Спортивные праздники «Олимпийцы среди нас», «Дружно, смело, с оптимизмом за здоровый образ жизни!» стали итоговыми в реализации данного проекта. Акция «Наше здоровье – в наших руках!», месячник «Здоровье – это жизнь» включили в творческую деятельность образовательные учреждения города и района. КВН «Спорту - время, потехе – час», организованный городским комитетом по образованию, МКУДО «ДДЮТ» и ДОО «Гелиос» имел большое значение не только как творческое дело, развивающее актерские и интеллектуальные способности школьников, но и как спортивное событие, знакомящее всех задействованных в нем участников с итогами Олимпиады 2014. Таким набором разнообразных событий прошел проект «Дети. Здоровье. Спорт».

Проектные технологии успешно реализуются не только в социокультурном пространстве ДДЮТ, созданным организационно-массовым отделом, но и в творческих объединениях. Мини-проекты «Коса – девичья краса» реализовался среди учащихся старшего школьного возраста в объединении «Парикмахер», педагог Исаева Н.А., «Твори добро» для учащихся среднего школьного возраста в объединениях «Край, в котором я живу», «Сольный микрофон».

Работа по внедрению мини-проектов в воспитательную работу творческих объединений продолжится и в следующем учебном году, так как данный вид деятельности является инновационным для нашего учреждения и способствует формированию социально активной личности.

Содержание проектной деятельности отражает разнообразие интересов учащихся, их возрастные особенности и индивидуальные возможности, предполагает решение социально и личностно значимых для них проблем. Организация проектной деятельности обеспечивает: многократный выбор вида и направленности деятельности, возможность проявления самостоятельности, ознакомление с технологией проектирования, ситуации рефлексии, коллективные обсуждения и экспертную оценку проектов, возможность оценить свою деятельность как вклад в создание общего социально значимого объекта, получить общественное признание результатов проектирования.

Понимая значимость занятости детей во внеурочное время содержательной насыщенной полезной деятельностью, содействующей укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности, самоконтроля, профессиональному самоопределению, реализации их творческого потенциала, Дворец творчества постоянно работает над повышением эффективности проектной деятельности. Эта деятельность позволяет поднять дополнительное образование на другую ступень, позволяющую работать в новом более эффективном направлении, а так же привлечь в свои стены большое количество активных и любознательных детей.



2