СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование социальной активности подростков с нарушением зрения через нравственно-экологическое воспитание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы по формированию социализации уч-ся с нарушением зрения через нравственно-экологическое воспитание в адаптивной школе.

Просмотр содержимого документа
«Формирование социальной активности подростков с нарушением зрения через нравственно-экологическое воспитание.»

Формирование социальной активности подростков с нарушением зрения через нравственно-экологическое воспитание

1. Социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит.

Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду через усвоение личностью норм поведения в обществе, приобщение ее к ценностям общества, осознание личностью себя как части общества, своей ответственности перед людьми.

Экологическая деятельность охватывает различные виды деятельности уч-ся, связанные с познанием, освоением, преобразованием и сохранением природной среды.

2. Основный вид деятельности в подростковом возрасте – общение. Одно из основных направлений  работы с подростками с нарушением зрения – формирование умения общаться  со своими зрячими сверстниками, преодолевая боязнь общения и стеснение из-за своего дефекта. 

Патология зрения ведет к нарушению социальных отношений, у ребенка может возникнуть ряд негативных социальных установок (установка на избегание зрячих, иждивенчество, неадекватное ситуативное поведение). От этого страдает его подготовка к самостоятельной жизни. Уровень притязаний незрячих несколько ниже, чем у их зрячих сверстников. Это говорит о неблагоприятном личностном развитии людей с нарушением зрения, их неуверенности в себе. Комплекс неполноценности у слабовидящих более выражен, чем у тотально слепых. Они испытывают больший дискомфорт, чем незрячие, когда вынуждены обращаться за помощью к окружающим. С одной стороны, они считают себя зрячими, с другой, их неполноценное зрение не дает им возможности чувствовать себя уверенно в разных жизненных ситуациях.

Мероприятия экологической направленности для подростков проводятся как в школе, так и в большей степени за ее пределами, уч-ся выходят на региональный уровень. Происходит временная (эпизодическая)  интеграция, когда уч-ся с нарушением зрения участвуют в различных конкурсах на равных правах с их зрячими сверстниками.

3. Особенно ценен опыт участия нашей команды в Региональном экологическом марафоне «Эколог года».

Цели и задачи Марафона: повышение экологической культуры обучающихся учреждений; выявление одаренных детей.

Задачи:

- углубление и расширение экологических знаний;

- привитие экологических навыков и умений – поведенческих, познавательных, преобразовательных,

- формирование пространственно-ориентировочных умений,

- формирование коммуникативных компетенций,

- развитие познавательной, творческой, социальной активности школьников,

- воспитание чувства бережного отношения и любви к природе.

В 2014 – 2015 уч. году команда «Гармония», в составе 9 учеников 8-11 классов, участвовала в Марафоне в 3 этапа: четвертьфинал, полуфинал, финал. В городском финале команда заняла почетное 3 место. В 2015 – 2016 году пройдя 3 этапа и заняв 2 место в городском финале, команда вышла в областной суперфинал!

4. Учитывая специфику подросткового возраста, педагогам необходимо не только закладывать в уч-ся набор определенных экологических знаний, а создать такую образовательную среду, в которой уч-ся вынужден занимать активную личностную и социальную позицию. Необходимо вовлечение учащихся в процесс межличностного и межкультурного общения, в котором каждый учится аргументировать, доказывать, обосновывать свою позицию.

Социализации уч-ся с нарушением зрения через нравственно-экологическое воспитание направлено на воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Участие в экологических мероприятиях способствует формированию у подростков следующих ценностей:

- экологическая безопасность;

- экологическая грамотность;

- социально-психологическое, духовное здоровье;

- экологическая культура;

- экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни;

- ресурсосбережение;

- экологическая ответственность;

- устойчивое развитие общества в гармонии с природой.