УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА МАКЕЕВКА
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
МОУ «Средняя школа» № 49 г. Макеевки
Ф
ОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МЕТОДОМ ПРОЕКТОВ
Из опыта работы учителя изобразительного искусства Зябченко В. Ю.
г. Макеевка
2016 г.
Проектная деятельность на уроках ИЗО.
Рассматривая суть, цель, основные принципы и требования к использованию метода проектов на уроках изобразительного искусства, можно с уверенностью сказать, что он способствует изменению мотивации образовательной деятельности учащихся, обеспечивает удовлетворение общественно и личностно значимых потребностей в реализации познавательной и творческой деятельности учащихся. В результате проектной деятельности, полнее обеспечиваются необходимые условия для развития личности.
Ориентация образования на внедрение новых способов работы на уроке направлена на развитие у учащихся способности к самостоятельному освоению знаний и овладению ими способами решения проблем в различных областях жизни. Использование в учебной деятельности метода проектов позволяет активно развивать у учеников основные виды мышления, творческие способности, стремление созидать. В основе метода лежит развитие критического мышления, познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов развивает такой необходимый социальный навык, как коммуникативность, умение сотрудничать.Использование метода проектов не только стимулирует интерес учащихся к теме определенного урока, но и углубляет связи между темами блока уроков.
Внедрение метода проектов обогащает детей знаниями, умениями и навыками, создает у них внутреннее состояние уверенности, самоутверждения. Приводя в систему приобретенные знания, умения и навыки, этот метод устанавливает внутреннее и межпредметные связи, совершенствует мировоззренческий подход к анализу явлений действительности. При этом ребенок учится самостоятельно разбираться в потоке научной и художественной информации.
Для работы над проектом необходимо:
Выбрать тему проекта;
Определить характера проекта;
Выделить проблему, сформировать обоснование проектной деятельности;
Наметить пути реализации проекта;
Спрогнозировать результат проекта.
Результативность метода проектов.
В результате выполнения работы у учащихся расширяется сфера интересов; углубленное изучение темы; воспитание целеустремленности, работоспособности.
Большое достоинство проектной деятельности:
Умение работать в коллективе.
Брать ответственность за выбор решения на себя.
Разделять ответственность с другими.
Демонстрация энтузиазма.
Создание условий для конкретного воплощения творческих идей.
Предоставление ребенку свободы выбора темы, методов работы.
Работу над проектом можно продолжать неопределенное время, так как появляются новые мысли и идеи.
Не могут использовать чужой проект.
Связь изобразительного искусства с другими школьными предметами и поиск информации за переделами учебного заведения.
КОМПЛЕКСНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ - ПРОЕКТОВ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
7-х КЛАССОВ
Формирование у учащихся понимания роли художественно-эстетических знаний и умений, как составной части общей культуры человека.
Отработка умений пользоваться различными источниками информации.
Развитие творческого мышления, формирование собственной точки зрения и критического отношения к информации.
Развитие социальной компетентности, умение работать в коллективе, способность брать на себя ответственность, ощущать себя членом команды.
Воспитание чувства национальной сознательности.
Общие принципы проекта:
добровольность участия в проекте;
свобода выбора;
свободное общение на принципах взаимоотношения, конструктивности;
уважение к взглядам, идеям, деятельности участников проекта.
Методы: проблемный, частично—поисковый, исследовательский.
Формы работы: беседы, УМШ, дискуссия, деловая игра, консультация, презентация, выставка.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПО
ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДЕТСКОЙ
ПЛОЩАДКИ.
УРОК №1. Лекция с элементами беседы:
Эскизный проект: «Детская площадка». Предложение о создании рабочих групп.
УРОК № 2. Утверждение рабочих групп.
Сбор информационного материала. Анализ информационного материала. Выбор места для детской площадки. Клаузура. Разработка предварительных вариантов художественно - конструктивных предложений (черновой макет, зарисовка).
УРОК № 3. Анализ, выбор художественно-конструктивных предложений. (Просмотр и обсуждение клаузуры). Работа над эскизным проектом. Консультация.
УРОК №4. Работа над выбранным эскизным проектом.
Работа над схемой генерального плана.
Выполнение зарисовок элементов детской
площадки. Работа над макетом. Консультация.
УРОК №5. Работа над макетом, пояснительной запиской. Консультации.
УРОК №6. Работа над макетом, пояснительной запиской (сценарием выступления)
УРОК №7. Защита и оценка проектов.
Выставка работ.
УРОК№1
ТЕМА. Знакомство с принципами
проектирования эскизного проекта «Детская площадка».
ЦЕЛЬ. Сформировать у учащихся представление об архитектурном проекте. Привить навыки коллективной работы.
X о д у р о к а.
I. Активизация внимания учеников.
Объявление темы и задач урока. Лекция с элементами беседы.
Прошли 3 года школьного обучения изобразительному искусству. С 5-го по 7-й класс мы с вами учились выражать свои мысли и чувства, отношение к окружающему миру средствами искусства. Учились использовать разнообразные техники и материалы. У кого-то это получалось лучше, у кого-то хуже.
Теперь у вас есть возможность в полной мере раскрыть свой творческий потенциал. Для этого вам предлагается выполнить творческую коллективную работу, эскизный проект детской площадки, и презентовать его. Сегодня мы с вами побудем в роли архитектора. Архитектор - это личность, которой присущи собственное видение мира, своя манера, техника. Ведь все люди разные по характеру, темпераменту, взглядам, убеждениям. Продумав творческий замысел, архитектор воплощает его в жизнь в проектной организации. Часто бывает так, что способный ученик, окончивший школу с отличием, совершенно не может работать в коллективе, полностью раскрыть свои творческие и организаторские способности. Он привык работать индивидуально. И наоборот, учащиеся, которые индивидуально не проявили себя, в коллективе могут оказаться хорошими организаторами, способными отстоять свое мнение.
Если вы желаете достичь какой-либо цели в жизни, вам необходимо не только работать над расширением своего
кругозора, профессиональных навыков, но и над умением работать в коллективе.
Поэтому вы будете учиться работать в группах, чтобы развивать те качества, которые у вас есть, и которых вам еще не достает. Вам предлагается, в течение 7 занятий, выполнить эскизный проект детской площадки. Тема очень актуальна для нашего города. Сегодня в микрорайонах, в парках, дворах практически нет детских площадок, которые бы соответствовали современным требованиям. В некоторых местах есть примитивные, неприглядные детские сооружения, построенные по проектам 30-летней давности (ракета, лесенка, горка), которые чаще всего заброшены, неисправны, непокрашены, травмоопасны. К сожалению, современные дети проводят мало времени на свежем воздухе, предпочитая компьютерные игры в закрытых помещениях, что сказывается на их здоровье.
Что они могут увидеть на улице?
Унылые, скучные, грязные дворы. Малышам, детям младшего школьного возраста нечем заняться в таких дворах. Поэтому в нашем городе назрела необходимость проектирования и строительства современных детских площадок.
Предлагается следующий состав эскизного проекта детской площадки.
Схема генерального плана.
Эскизные зарисовки элементов детской площадки.
Макет детской площадки.
Пояснительная записка (сценарий презентации эскизного проекта).
Начиная работать над эскизным проектом, вам необходимо выбрать конкретное место для проектируемой вами детской площадки. Площадка может располагаться в парковой зоне, у водоема, в микрорайоне, во дворе школы, детского сада, жилого многоэтажного дома. При выборе места вам нужно учесть необходимость строительства детской площадки, санитарные условия (проезжая часть, бытовые площадки), наличие пешеходных дорожек, зеленых насаждений, рельеф местности. Ваш проект должен быть выполнен с учетом окружающей среды, чтобы он гармонично вписывался в окружающий пейзаж, не разрушая его. Место для строительства детской площадки
определяется на схеме генерального плана, где обозначены жилые дома, пешеходные дорожки, зеленые насаждения.
СХЕМА ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА
![]()
![]()
![]()

Детскую площадку желательно располагать в уютном, зеленом, просматриваемом месте, не очень близко, но и недалеко от жилых зданий, чтобы родители могли наблюдать за своими детьми, а игровой шум не нарушал покоя жильцов. Работая над схемой генерального плана, необходимо наметить подходы, определить размеры и форму детской площадки, зону активных и тихих игр.
Элементы активных игр - лабиринты, лестницы, карусель, качели, горки, канаты;
Элементы тихих игр - песочница, беседка, домик.
Зоны активных и тихих игр желательно сделать условно изолированными друг от друга. Разделительными элементами могут быть: пешеходные дорожки, зеленые насаждения, открытые площадки с фонтаном, декоративным бассейном, скульптурой.
Можно разработать проект детской площадки только для активных или только для тихих игр.
ВАРИАНТЫ СХЕМ ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКИ
А.И. —зона активных игр Т.Н. — зона тихих игр
Собрав информацию о детских площадках, работаем над созданием художественного образа - эскиза идеи. Здесь должны быть учтены единство формы и содержания, функциональные и композиционные требования. Это можно выразить формулой древнеримского теоретика архитектуры Витрувия: «Польза, прочность, красота».
Каждый элемент площадки должен иметь своё назначение, т.е. нести пользу, обладать определенной прочностью, быть красивым.
Работая над эскизом идеи художественного образа можно разработать несколько вариантов, а затем выбрать лучший. Предлагаемые художественные образы детских площадок 1. Детская площадка - «Сказочный городок».
Элементы площадки: сказочные герои, герои мультфильмов, сказочные сооружения (крепость, пиратский корабль).
2. Детская площадка - «Космос».
Элементы: планеты, звезды, космические аппараты, роботы, космонавты, инопланетяне.
3. Детская площадка - «Подводный мир».
Элементы: обитатели подводного мира, рыбы, ракушки, крабы, раки, водоросли, медузы и т.д.
4. Детская площадка - «Флора, фауна».
Элементы: животные, растения.
5. Детская площадка - «Мир техники».
Элементы: автомобили, корабли, самолеты, роботы.
6. Детская площадка, состоящая из геометрических фигур и
тел.
Элементы: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, куб, призма, пирамида, цилиндр, конус, шар.
Детская площадка, выполненная по модульной схеме из однотипных элементов: цилиндр, конус, шар и т.д.
Детская площадка смешанного типа, включающая в себя выше предложенные элементы, где для детей более широкий спектр выбора игр по интересам.
Работая над проектом, необходимо учитывать материал, из которого будут выполнены элементы детской площадки. Материалы должны быть прочными, легкими, недорогими. Предпочтение следует отдавать дереву, пластику. Реже применять металл, бетон, камень. Форма элементов должна быть травмобезопасная, не содержащая острых углов.
Сегодня мы сделали первый шаг к пониманию, что же такое детская площадка. Мне остается пожелать вам творческих успехов и дальнейших уверенных шагов в нашей совместной работе.
II. Организационный момент.
Предложение о создании рабочих групп (3-5 чел.)
III. Домашнее задание.
Сформировать рабочие группы.
Просмотреть существующие детские площадки.
Сбор информационного материала (Интернет, библиотека).
4. Определить место в городе для детской площадки. IV. Завершение урока.
УРОК № 2.
ТЕМА. Разработка художественно-конструктивных
предложений детской площадки. Работа
над эскиз-идеей.
ЦЕЛЬ. Сформировать у учащихся представление об архитектурном, проекте. Привить навыки коллективной работы.
Ход у у о к а.
I. Активизация внимания учеников.
Объявление темы и задач урока.
II. Утверждение рабочих проектних групп.
Выбор учащимися руководителя проектной группы и его заместителя.
Ребята. Сейчас мы заглянем в будущее, пофантазируем. Представим, что мы сотрудники проектной организации, получили заказ на разработку нескольких вариантов современных детских площадок, которые будут построены в детских садах, в микрорайонах, парках нашего города. Я предлагаю в нашей проектной организации утвердит проектные группы, выбрать руководителей и их заместителей. Роль главного архитектора вашей организации, с вашего позволения, я оставляю за собой. Каждый из вас уже определился, кто в какой группе будет работать. Пожалуйста, сядьте по группам, выберите руководителя, его заместителей. Руководителям представить списки проектных групп.
(Учитель представляет руководителей групп, которые зачитывают их состав).
III. Постановка практического задания.
Теперь вы готовы к разработке эскиз-проекта детской площадки. С чего же мы начнем? Начнем с анализа собранной информации. Вспомните детские площадки, которые вы видели, определите их достоинства, недостатки. Выберите место в нашем городе для вашего проекта.
IV. Выполнение практического задания.
- Клаузура. Работа над эскиз-идеей. Разработка художественно-
конструктивных предложений.
После анализа существующих детских площадок можно приступить к выполнению эскиз-идеи, так называемой клаузуре. Клаузура выполняется в любой технике (зарисовка, черновой макет). В своей работе вы должны проявить фантазию, показать, какой вы представляете детскую площадку. Можно выполнить несколько вариантов эскиз-идей, чтобы в дальнейшем выбрать лучший. Работа выполняется быстро, в течении 30 минут без излишней детализации.
V. Домашнее задание.
1. Сбор информационного материала по детским площадкам.
VI. Завершение урока.
УРОК № 3.
ТЕМА. Анализ и выбор художественно-конструктивных предложений. Просмотр, обсуждение и оценка клаузуры. Работа над эскизным проектом.
ЦЕЛЬ. Выбрать направление работы над эскизным проектом.. Поиск новых интересных решений.
Ход у р о к а.
I. Активизация внимания учеников. Объявление темы и задач урока.
II. Анализ клаузуры.
Вы закончили работу над клаузурой, нарисовали наброски, выполнили зарисовки элементов детской площадки, черновые макеты. Теперь общими усилиями обсудим, сделаем анализ проведенной работы, отметим удачные и неудачные предложения. Оценим работы. (Учитель руководит анализом клаузуры, оценивает работы)
III. Постановка практического задания.
После обсуждения клаузуры начинаем работу над эскизным проектом. Выберите направление работы над художественным образом детской площадки. За основу можно взять удавшийся вариант клаузуры. Выполняем рисунки, зарисовки элементов, макеты, генеральный план детских площадок.
IV. Выполнение практического задания.
Учащиеся выполняют рисунки, зарисовки отдельных элементов, макеты, генеральный план детских площадок.
Учитель проводит индивидуальные консультации с каждой группой.
V. Домашнее задание.
Сбор информационного материала о детских площадках.
Работа над эскизным проектом.
УРОК № 4.
ТЕМА. Работа над эскизным проектом. Выполнение зарисовок элементов детской площадки, генерального плана. Макетирование.
ЦЕЛЬ. Научиться творчески работать над усовершенствованием замысла.
Ход урока.
I. Активизация внимания учеников. Объявление темы и задач урока.
И. Постановка практического задания.
Проектирование должно привести к композиционному обобщению функциональной, зрительной и эстетической целостности, органическому синтезу формы, конструкции и материала. Композиционный замысел раскрывается в художественной выразительности объекта, в закономерностях построения внешнего облика, в гармонизации форм и пропорций.
Учитель фронтально работает со всем классом. Учащиеся, эскиз-идеи которых утверждены с замечаниями, должны внести принципиальные улучшения в решения.
Учитель рассказывает о приёмах выполнения зарисовок элементов детской площадки, об их композиционном расположении, знакомит учащихся с элементами генерального плана: с условными обозначениями зданий, пешеходных дорожек, зеленых насаждений, масштабом.
На примере макета детской площадки учитель знакомит учащихся с методом рабочего макетирования. В макете творческий замысел автора материализуется, получает наглядное выражение. Макетирование содействует творческому поиску, объёмно пространственному мышлению учащихся, делает сам процесс увлекательным и интересным.
III. Выполнение практического задания.
Учитель индивидуально консультирует каждую группу. Учащиеся выполняют зарисовки элементов детской площадки, работают над генеральным планом и макетом.
IV. Домашнее задание.
1. Работа над эскизным проектом.
УРОК №5, 6.
ТЕМА, Работа над эскизным проектом. Выполнение макета детской площадки. Выполнение схемы генерального плана. Написание пояснительной записки (сценария выступления).
ЦЕЛЬ. Научиться творчески работать над усовершенствованием замысла.
Ход урока.
I. Активизация внимания учеников.
Объявление темы и задач урока.
II. Постановка практического задания.
Работа над макетом, схемой генерального плана детской площадки, пояснительной запиской.
III. Выполнение практического задания.
Учащиеся выполняют макет детской площадки, схему генерального плана, пишут пояснительную записку, обрабатывают сценарий выступления.
IV. Индивидуальные консультации по группам.
V. Домашнее задание.
Работа над эскизным проектом (макетом).
Работа над сценарием презентации эскизного проекта.
УРОК № 7.
ТЕМА. Презентация и выставка эскизного проекта «Детская площадка».
ЦЕЛЬ. Определить уровень овладения теоретическими знаниями и практическими умениями, полученными в период обучения изобразительному искусству.
Ход урока.
I. Активизация внимания учеников.
Объявление темы и задач урока.
II. Обсуждение хода презентации.
На защиту творческого отчета приглашаются учителя, учащиеся 7-х классов, родители.
Рассказ учителя.
Сегодня мы приступаем к заключительному этапу нашей работы -презентации эскизного проекта. Это очень важный этап вашей деятельности. Вы должны уметь не только грамотно выполнить эскизный проект, но и продемонстрировать свои способности, защищая собственную творческую работу.
Каждая группа представляет свою творческую работу в виде связанного рассказа по плану, написанному в пояснительной записке. Время выступления до 5 минут. Далее вы даете предварительную оценку вашего эскиз-проекта в баллах. Окончательно оценивать ваши достижения будет группа экспертов, созданная из учеников класса, учителей, родителей. Руководители групп оценят работу каждого члена группы, в зависимости от их индивидуального вклада при выполнении эскизного проекта.
Учитель создает группу экспертов.
После выступления группе задаются вопросы из зала.
Ваши творческие достижения будут оцениваться по следующим разделам:
Мастерство воплощения творческого замысла (макет, зарисовки детской площадки).
Умение представить творческую работу в виде связанного рассказа (участвует вся группа).
Умение грамотно ответить на вопросы, поступившие из зала.
III. Презентация и оценка эскизного проекта.
Каждая группа представляет свою работу (до 5 минут).
Отвечает на вопросы экспертной комиссии и зрителей.
Дает оценку своей работы.
Экспертная группа оценивает эскизный проект. Руководители групп оценивают работу каждого учащегося.
IV. Выставка эскизных проектов детской площадки.
Выставка проектов детских площадок

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. [Интернет ресурс] Необычные детские площадки 15.А.А. Грашин «Дизайн детской предметной развивающей среды», Архитектура-С 2008
Интернет ресурс,
.
4. Методическое пособие, «Методология проектирования игрушек и игровой среды», Золотарев А.И., 2012г.
5. Журнал по дизайну, «INTERNI», декабрь 2007г..
6. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда // Дошкольное воспитание, 2005г.
7. Проектная деятельность на уроках ИЗО. http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/510728/
8. Опыт работы по теме: «Проектная деятельность на уроках ИЗО». http://boomdoc.ru/opyt-raboty-po-teme-proektnaja-dejatel/
9. Презентация проектной деятельности на уроках изобразительного искусства. http://www.myshared.ru/slide/929509
10. Детская игровая площадка: идеи, материалы, схемы, реализация, оформление. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vopros-remont.ru/zagorod-i-stroika/detskaya-ploshhadka/