«Формирование связной речи
у дошкольников»
« Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. »
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
- Почему коньки так назвали?
- Почему говорят «Время истекло»?
- Почему красный цвет так назвали?
- Как понять выражение «лубяная избушка»?
- Почему кровать для младенца называется «люлькой»?
8. Что означают две последние строки стихотворения:
Осыпайтесь, листья, позабыв о лете,
На коне рысистом мчит осенний ветер.
Засвистит да чиркнет,
Звякнет звонкой сбруей.
Льются с веток гибких
Золотые струйки.
Содержание психолого – педагогической работы по развитию речи по ФГОС
- Развивающая речевая среда (Совершенствование речи как средства общения);
- Формирование словаря (Обогащение словаря);
- Звуковая культура речи (Дикция, фонематический слух, интонационная выразительность);
- Грамматический строй речи (Согласование слов в предложении);
- Связная речь (Диалогическая и монологическая формы речи);
- Подготовка к обучению грамоте.
2. Чтение художественной литературы
Условия успешного речевого развития.
(Педагоги называют виды деятельности, в которых выполняются эти условия)
1 . В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:
- воспитатели побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;
- воспитатели побуждают детей к речевому общению между собой.
2. Воспитатели задают детям образцы правильной литературной речи:
- речь воспитателя четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;
- в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
3. Воспитатели обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:
- следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);
- наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.
4. Воспитатели обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:
- воспитатели обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;
- помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;
- обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);
- знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.
5. Воспитатели создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:
- учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;
- учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.
6. Воспитатели развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:
- поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;
- организуют диалоги между детьми и со взрослыми.
7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
8. Воспитатели создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:
- стимулируют детей комментировать свою речь;
- упражняют в умении планировать свою деятельность.
9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.
10. Воспитатели поощряют детское словотворчество.
Культура речи педагога
Некоторые недочеты речи педагога :
- Торопливость речи
- Невнятность произношения;
- Монотонность речи
- Повышенная громкость голоса
- Неточность произнесения отдельных звуков или слов;
- Нарушения в лексико – грамматическом оформлении;
- Употребление в речи слов – паразитов;
- Небрежное, неряшливое произношение Побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што ), его (вместо ево ), счастье ( щастье ) и т.д.;
- Речь с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем и др.;
- Произнесение слов с неправильным ударением;
- Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).
- Частое употребеление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами
- В общении с более старшими детьми подлаживание под речь детей;
- Использование, употребление в речи новых слов не учитывая возраст детей.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
- Правильность
- Точность
- Логичность
- Чистота
- Выразительность
- Богатство
- Уместность
Правила для смелых и упорных педагогов
- Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто.
- Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте - количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
- Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.
- После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.
- Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.