Формирование связной речи у дошкольников.
Игры на развитие связной речи.
Подготовлено учителем-логопедом Труновой Л.И.
14.04.2017г.
Уверенность в своих силах, целеустремленность, нахождение своего места в обществе - все это напрямую связано с развитостью речи, умением правильно и четко выражать свои мысли. Связная речь – это объединение фрагментов, обозначающих одну конкретную тему и несущих единую смысловую нагрузку.
При рождении у ребенка заложены задатки речи. Главное задача родителей и педагогов – правильно их развить. Ведь сформированная связная речь ребенка – залог будущего успешного развития личности. Что же означает это понятие?
Связная речь – это умение формулировать и излагать свои мысли.
Виды речи Выделяют два основных вида связной речи:
Монологическая.
Диалогическая.
Монологическая требует больших навыков общения. От того, насколько правильно выражена мысль, зависит, как окружающие ее поймут. От рассказчика требуется хорошая память, правильное применение речевых оборотов, развитое логическое мышление, чтобы повествование звучало последовательно и четко.
При диалоге обычно не применяются сложные словесные обороты. Речь не имеет четкой логичной последовательности. Направление беседы может меняться произвольно и в любом направлении.
Закладка речевых навыков
Формирование связной речи происходит в несколько этапов:
1-й этап – подготовительный, от 0 до 1 года. На данном этапе малыш знакомится со звуками. Свои первые недели он просто слушает взрослую речь, при этом у него формируется пассивный набор звуков, им издаются первые крики. Позже появляется лепет, который состоит из произвольно произнесенных звуков. В этот же период ребенку показывают предметы и называют характеризующие их звуки. Например: часы – тик-так, водичка – кап-кап. Позже малыш реагирует на название предмета и ищет его взглядом. К концу первого года кроха произносит отдельные слоги.
2-й этап – предшкольный, от года до трех. Сначала ребенок произносит простые слова, обозначающие как предмет, так и действие. Например, словом «дай» малыш обозначает и предмет, и свои желания, и просьбу, поэтому и понимают его только близкие люди. Через некоторый период появляются простые предложения, ребенок начинает точнее выражать свои мысли. К трем годам в речи употребляются предлоги. Начинается согласование падежей и рода.
3-й этап – дошкольный, от 3 до 7 лет. Это период уже более осознанного формирования личности. Ближе к 7 годам сформирован речевой аппарат, звуки четкие, правильные. Ребенок начинает грамотно строить предложения, у него уже имеется и постоянно пополняется словарный запас.
4-й этап - школьный, от 7 до 17 лет. Главная особенность развития речи на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит письменной речи.
Данные этапы не имеют строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий. Развитие связной речи дошкольников После начала хождения в садик у ребенка меняется окружение и вместе с ним - форма речи. Поскольку до 3 лет малыш постоянно находится рядом с близкими ему людьми, то все общение построено на его просьбах к взрослым.
Диалогическая форма - взрослые задают вопросы, а ребенок отвечает. Позже у малыша появляется желание поведать о чем-то, передать свои ощущения после прогулки, при этом слушателями уже могут быть не только близкие люди. Так начинает закладываться монологическая форма речи.
Вся речь является связной. Однако формы связности с развитием меняются. Представленная ребенком связная речь – это умение рассказать так, что услышанное становится понятным на основе своего собственного содержания.
Составляющие речи Речь можно разделить на две составляющие: ситуативную и контекстную. Выражая свои мысли или описывая ситуацию, человек должен строить монолог так, чтобы слушателю было понятно, о чем идет разговор. Дети же сначала не способны описать ситуацию, не уточнив конкретных действий. Взрослому, слушая рассказ, сложно понять, о чем разговор, не зная ситуации. Таким образом, первой формируется ситуативная связная речь дошкольников. При этом полностью исключить присутствие контекстной составляющей нельзя, поскольку такие моменты речи всегда взаимосвязаны.
Контекстная речь Освоив ситуативную составляющую, ребенок начинает овладевать контекстной. Сначала разговорная речь детей насыщена местоимениями «он», «она», «они». При этом бывает непонятно, к кому конкретно они относятся. Для характеристики предметов применяется понятие «такой» и активно дополняется жестами: руками показывается, какой такой, например большой, маленький. Особенность такой речи в том, что она больше выражает, чем высказывает.
Постепенно ребенок начинает выстраивать речевой контекст. Это становится заметным при исчезновении из разговора большого количества местоимений и замене их на существительные. Связная речь определяется логичностью мыслей человека.
Нельзя овладеть связностью и при этом не иметь логики. Ведь речь напрямую зависит от мыслей. Связная речь – это последовательность и логичность мыслей, выраженных вслух и объединенных в грамматически правильные предложения.
По разговору ребенка понятно, насколько развита у него логика и какой присутствует словарный запас. При нехватке слов даже логически правильно построенная мысль вызовет трудности высказывания вслух. Поэтому речь должна быть развита в комплексе: логика, память, богатый словарный запас. Все должно быть гармонично.
Основные виды формирования связной речи
Развитие связной речи у детей происходит с помощью различных методик.
Основные из них:
Первый вид ведения беседы, который осваивает ребенок, - это диалог.
Детей учат:
Слушать и понимать речь взрослого.
Общаться с другими детьми.
Строить диалог с помощью ответов на вопросы.
Повторять слова, фразы за воспитателем.
Детей в возрасте 4-7 лет обучают простым формам построения монолога.
Пересказ требует от ребенка внимательности и усидчивости. Для начала происходит подготовка к пересказу, потом воспитатель читает текст, и после этого дети отвечают на вопросы, связанные с прочтенным материалом. Составляется план пересказа, затем воспитателем снова читается рассказ, и начинается пересказ.
Дети младшего дошкольного возраста делают почти все вместе с воспитателем. Старшие дети сами разрабатывают план пересказа. Тем самым поддерживают связь между логичностью и речью.
Картинки – инструмент развития связности Обучение связной речи происходит с помощью картинок. Рассказ по картинкам облегчает обычный самостоятельный пересказ. Поскольку ход рассказа изображен на рисунках, не требуется запоминать все. Для младшего дошкольного возраста используются поштучные картинки с изображенными на них предметами. Дети, отвечая на вопросы воспитателя, описывают изображение.
С 4 лет ребенка учат составлять рассказ по картинке.
Это требует такой подготовки:
Игры на развитие связной речи
Работа по развитию связной речи у детей неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря ребенка, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи.
Для развития связной речи у детей применяйте то, что окружает вашего малыша дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его разговорный словарь как названия предметов, так и их деталей и частей. Дети в возрасте 3-х лет обычно уже неплохо усвоили названия главных цветов, следовательно, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (светло-зеленый и т. д.). Рассматривая, вместе с крохой какой-то предмет, постоянно задавайте ему всяческие вопросы: " Какого он цвета? Из чего сделан? Зачем он нужен?"
Конечно же, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение различных художественных творений. Чтение сказок, стихов и других произведений обогащает словарь малыша, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Бесспорно, все это происходит постепенно, поэтому со временем, когда ребенок овладеет умением пересказывать произведения, предложите ему для пересказа маленькие рассказы с простым сюжетом.
Стоит заметить, крохи с удовольствием передают сюжеты мультиков, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально.
Потихоньку подводите ребенка к составлению рассказа по картине. Для таких занятий используйте интересные ребенку игрушки. Детям в возрасте 4-5 лет можно предложить две любые игрушки для сравнения. Поначалу ему придется внимательно их рассмотреть, а затем уже рассказать, чем они похожи друг на друга, и чем отличаются. Знайте, описание различий для большинства малюток оказывается более простым занятием, чем нахождение сходных признаков.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
Вспоминаем события
Дети 4-5 лет уже могут выразительно рассказать о событиях своей жизни. Выберите с малышом какое-нибудь ранее случившееся событие, в котором вы вместе участвовали. По очереди рассказывайте друг другу, что видели, чем занимались. Вспоминайте как можно больше интересных моментов до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному
Говорим по-всякому
Попробуйте один и тот же детский стих прочитать сначала обычным голосом, потом очень медленно и очень быстро, делая неправильное ударение на словах. Изменив интонацию, можно веселое стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент.
Меняем песни
Младенцам очень нравится петь о своих игрушках, о себе и своей семье и о том, что они видели на прогулке. Выберите любую известную песню и предложите своему карапузу придумать к ней новые слова. Ничего страшного, если в тексте будет много повторений, также рифмы не обязательны. Можете предложить и свой вариант переделанного текста.
Рассказываем по картинкам
Подберите несколько картинок, связанных общим сюжетом. Сначала смешайте эти картинки и предложите карапузику восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ему нелегко поначалу, задайте пару вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок — возьмите просто открытку.
Чем закончилось?
Начните вместе с ребенком смотреть смешной мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про экстренное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите малыша рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. И не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!
Игровое упражнение «Распространи предложение»
Цель — развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Детям предлагается продолжить и закончить начатое логопедом предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, логопед начинает предложение так: «Дети идут ... (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы ...» Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям.
Игра «Пойми меня»
Цель — развитие у детей умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
Логопед показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше логопед объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, логопед спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда логопед говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом логопед рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось логопеду. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.
Игровое упражнение «Если бы...»
Цель — развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования.
Логопед предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:
«Если бы я был волшебником, то ...»
«Если бы я стал невидимым ...»
«Если весна не наступит никогда ...»
Играем со сказкой
Цель: развивать творческие способности (умение придумывать несколько вариантов окончания сказки, использовать разнообразные языковые средства). Для этой игры можно использовать сказки Джанни Родари из цикла «Сказки, у которых 3 конца»: «Волшебный барабан», «Большая морковка», «Дудочник и автомобиль», «Хитрый Буратино» и другие.
Познакомив детей со сказкой, взрослый обращает их внимание на то, что сказка не окончена, но писатель придумал три разных финала, для того чтобы дети смогли поиграть с этой сказкой. Предлагает послушать три варианта концовки и выбрать тот, который больше понравится, или придумать свою концовку и нарисовать к ней рисунки. Можно предложить детям придумать весёлую, печальную или поучительную концовку.
Игра "Нарисуй картину словами"
Цель: развивать воображение, умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные выражения.
Взрослый обращается к детям: «Хотите стать необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами? Тогда приготовьтесь рисовать. Я прочту вам нежное стихотворение о весне, а вы закройте глаза и попробуйте представить, о чём я буду читать. Потом расскажите, какая картина у вас получилась. Но рассказывать надо так, чтобы все смогли мысленно увидеть вашу картину». Затем дети могут нарисовать красками иллюстрацию к своим рассказам.
Игра "Придумай сказку"
Цель: самостоятельно подбирать выразительные средства для составления сказки или рассказа на заданную тему.
Сочинить сказку «Что снится деревьям зимой» можно предложить детям после того, как они рассмотрят картинку с зимним пейзажем, услышат стихотворение или рассказ о первом месяце зимы.
___________ Трунова Л.И.