СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование толерантности у учащихся во внеурочной деятельности через фестивальное движение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. 

Просмотр содержимого документа
«"Формирование толерантности у учащихся во внеурочной деятельности через фестивальное движение"»

Гладкова Ирина Владимировна

Душаева Назира Амантаевна

Формирование толерантности у учащихся

во внеурочной деятельности через фестивальное движение.

Духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. К сожалению, в последние десятилетия попраны идеалы, нарушены устои, потеряны нравственные ценности. Политическая и социальная нестабильность последних лет сильно подорвала авторитет государства, а вместе с ним и веру в могущество нашей Родины. За это смутное, тяжелое для страны время успело вырасти целое поколение разочаровавшихся, сломленных, бездуховных людей, для которых единственной жизненной ценностью остаются материальные блага.

На наш взгляд причиной этого является исчезновение единой массовой пионерской и комсомольской организаций. Именно ввиду отсутствия комплексной работы с молодежью мы получили культурно-ценностный вакуум и так называемый поколенческий разрыв.

Среди всех этих противоречий современной жизни мы выделили четыре, на наш взгляд, самых важных:

- во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко- нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;

- во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности;

- в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку;

- в-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Эти современные проблемы воспитания школьников стали основой для обоснования актуальности данной темы.

Авторами данной программы являются два педагога, работающие в Северо-Восточном управлении министерства образования и науки Самарской области ГБОУ СОШ им. Н.С.Доровского с. Подбельск - учителя истории и обществознания Гладкова Ирина Владимировна и Душаева Назира Амантаевна. Учителя – это особые люди, которые не делят своё время на рабочее и отдых: 24 часа в сутки, в выходные дни, в каникулы и даже во время отпуска учитель «болеет» за своих учеников, поэтому школьные проблемы занимают все наше время.

Для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. Современная школа это одна из первых ступеней в развитии личностных качеств и межличностных отношений: на этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20-30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. Школа учит ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.

Перед нами возник вопрос: как все эти противоречия решить одновременно в масштабах воспитательного процесса?

Современные воспитательные системы предлагают множество путей для решения данных противоречий:

1.Усиление воспитательной составляющей в преподавании учебных предметов и в первую очередь предметов гуманитарного цикла.

2. Внесение изменений в содержание и формы работы классных руководителей, на классных часах.

3. Организация внеклассных мероприятий, охватывающих всю вертикаль школьного коллектива (от 5 до 11 класса), своего рода коллективное творческое дело для всей школы.

Для достижения поставленной цели мы использовали третий путь решения данного вопроса, он нам показался наиболее действенным, т.к. задачи воспитания могут быть решены комплексно: коллективом педагогов, учащихся, родителей и всего социума т.е. будет создана воспитывающая среда, а не предприняты отдельные меры. Таким образом, возникла идея проведения Фестиваля - нашего совместного «детища».

Ключевым фундаментом понятия Фестивальное движение является отечественная культура: культура народов, культура личности, культура общения, культура диалога, культура здоровья, культура нравственности, гражданственности, культура экологического воспитания и т. п. И понимание ценностей культуры вообще и понятия культуры в частности является важным в Фестивальном движении. С 2003 года в нашей школе появился первый опыт с подвозом детей. Подросткам из татарских, мордовских сёл оказалось сложно адаптироваться в новой школе, тем более, что наши учащиеся чувствовали себя «хозяевами». Надо было как-то повлиять на сложившуюся ситуацию. Чтобы дети чувствовали себя комфортно в школе, подружились и стали единым коллективом, мы приложили максимум усилий. Но результаты желали быть лучше.

Фестивальное движение возникает, если есть слияние общественной проблемы, личной потребности и совместной деятельности субъектов, в ходе которой проблема разрешается, а потребность находит удовлетворение. Дети объединяются, стремясь удовлетворить естественную потребность в деятельности, общении, самоутверждении, базой для реализации которых нередко становятся общественные проблемы. Таким образом, возникла идея проведения Фестиваля.

Накануне зарождения Фестиваля мы ставили следующие цели и задачи:

 - формирование высоких духовно-нравственных принципов и гражданской ответственности, любви и преданности своему Отечеству, готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству;

- развитие толерантности школьников, на принятие учащимися ценностей и принципов необходимых для общего выживания и свободного развития (этики и стратегии ненасилия, идеи терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идеи диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.);

- формирование единого школьного коллектива и развитие самоуправления;

- создание условий для укрепления и развития физического, психического и социального здоровья учащихся;

- выявление одаренных детей и создание условий для развития их творческих способностей и таланта.

Сегодня мы имеем следующие результаты:

1. Накануне зарождения Фестиваля психолог школы озвучила результаты своей диагностики по шкале Фейя «Диагностика принятия других» - они оказались «плачевными». После первых трёх лет фестивального движения повторная диагностика показала, что Фестиваль принёс хорошие плоды:

а) психологи провели диагностику на определение оценки отношений подростка с классом. В результате было выявлено, что из 182 учащихся 23 (13%) - с индивидуалистическим типом, 72 (40%) ученика с прагматическим типом и 87 (47%) учащихся с коллективистическим, отсюда видно, что преобладает коллективистический тип. Это значит, что индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность.

2. От Фестиваля к Фестивалю расширяется степень знакомства с историей класса, школы, края, области.

3. Фестиваль способствует воспитанию личности, которое осуществляется по формуле «родители + дети + учитель + социум».

4. При проведении Фестиваля использовались следующие методы:

- сохранение лучших традиций детского движения ;

- увеличение числа субъектов социума, участвующих в мероприятии;

- привлечение специалистов;

- рефлексия самими детьми этого мероприятия.

5. Во время проведения этих мероприятий дети научились совместно решать задачи, распределять обязанности при выполнении заданий в ходе подготовки к Фестивальным конкурсам. Они наглядно увидели, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество, они поняли, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом. О своем опыте работы мы рассказали на Международной ярмарке социально- педагогических инноваций в г. Отрадном в 2013 году, где заинтересовались коллеги с других управлений. В 2014 году рамки Фестиваля вышли за пределы школы. Тому примером является сотрудничество нашей школы с ГБОУ СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нефтегорска. Совместно проведенный Фестиваль был проанализирован и отмечен ученическим самоуправлением, педагогическим коллективом и родительским сообществом (по скайпу). О фестивальном движении рассказали на Международной конференции «Здоровое поколение - международные ориентиры XXI века» в 2015 году. Формы проведения мероприятий были самые разнообразные за эти годы. Об одной из данных форм хотим вам рассказать.

В 2014 -15 учебном году в рамках Фестиваля было запланировано 3 этапа:

1 этап был посвящен ушедшему «Году культуры». Сроки проведения данного этапа: сентябрь 2014 года.

2 этап был посвящен 70-летию Победы в мае 2015 года.

3 этап был посвящен «Году литературы» в сентябре 2015 г.

Мероприятие, о котором мы хотим сказать несколько слов, связано с «Годом культуры» и затрагивает тему юбилея Победы. Это «Битва хоров» (тема «История России XX века» в песенном репертуаре)

    Конкурс проводился в целях реализации творческого потенциала, выявления и поддержки талантов, развития творческих связей между образовательным учреждением и родительской общественностью, создания новых творческих коллективов.

Задачи, которые мы ставили перед собой: научить учащихся  понимать возможности песни в отражении проблем окружающего мира, популяризации искусства хорового пения; формирование у учащихся позитивных жизненных установок, воспитание чувства школьного патриотизма и патриотизма в масштабах Родины.

На 1 этапе Фестиваля данная форма была использована впервые и дала качественный результат:

-участие в конкурсе всего класса (массовость),

-погружение в тему конкурса (каждый класс получил конкретный исторический этап развития России),

- развитие творчества учащихся (инсценирование песен),

- получение опыта публичных выступлений (многие ученики впервые оказались на сцене),

-оценка независимого жюри (Пижамова Т.А.- заведующая СП «Детский сад «Солнышко»», заведующая ДШИ Метликина Т.А., специалист по делам молодежи п. Подбельск Станина М.П., педагог ДО СП ДЮСШ «Старт» Долматова Т.Н., директор ДК «Родник» Евграфова О.Г.)

По результатам 1 этапа лучшие коллективы получили право участвовать во 2 этапе Фестиваля, посвященный юбилею Победы, который состоялся 9 мая после митинга в ДК «Родник». Таких коллективов оказалось 6, репертуаром которых стала хронология Великой Отечественной войны.

Мы с уверенностью можем сказать, что данный Фестиваль помогает нам в реализации стандартов второго поколения по всем направлениям внеурочной деятельности.


5