СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ценностно-смысловых компетенций у обучающихся на занятиях по Теории механизмов и машин

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ценностно-смысловые компетенции связаны с ценностными ориентирами обучающегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий. Ценностно-смысловую компетентность обучающихся обеспечили личностные универсальные учебные действия и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. 

Просмотр содержимого документа
«Формирование ценностно-смысловых компетенций у обучающихся на занятиях по Теории механизмов и машин»


Жгурова И. А.

Формирование ценностно-смысловых компетенций у обучающихся на занятиях по Теории механизмов и машин


В условиях современного общества требуется ориентация профессиональной подготовки на формирование способности находить пути решения проблем в нестандартных ситуациях реальной профессиональной деятельности. Решение этих вопросов возможно при построении обучения на основе компетенций профессионального образования. Компетенции – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности) по отношению к предметам и процессам, необходимых для продуктивной деятельности.

Личностные компетенции: ценностно-смысловые компетенции (способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков); гражданственно-патриотические компетенции (знание и соблюдение прав гражданина, гражданский долг, свобода и ответственность, уверенность в себе); культурологические компетенции (познание ценностей культуры и основ семейных явлений и традиций); здоровьесберегающие компетенции (знание и соблюдение норм здорового образа жизни); личностно-развивающие компетенции (освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, саморегулирования, самосовершенствования личностной и предметной рефлексии).

Переориентация среднего профессионального образования со «знаниевого» на компетентностный подход выявила сущность, структуру компетенций, создала модель формирования личностных компетенций обучающихся для формирования конкурентоспособного специалиста СПО. Одним из важных структурных элементов процесса обучения явилось формирование ценностно-смысловых компетенций на занятиях.

Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволило решать проблему, когда обучающиеся овладели набором знаний, но испытывают трудности при использовании их для решения жизненных задач или проблемных ситуаций.

Формирование ценностно-смысловых компетенций связано с обучением обучающихся деятельному овладению гуманистической методологией творческого преобразования мира.

Элементы понятия "компетенция":

- знания - набор фактов, требуемых для выполнения работы.

- навыки - владение средствами и методами выполнения определенной задачи..

- способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу.

- поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации.

- усилия - сознательное приложение ментальных и физических ресурсов.

- компетентность – совокупность личностных качеств обучающегося (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей).



Ценностно-смысловые компетенции связанны с ориентирами обучающегося, его способностью понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.


Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения:

формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности;

владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.


Обучающийся четко представляет, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Для развития ценностно-смысловой компетентности применялись приемы:

- Перед изучением новой темы было рассказано обучающимся о ней, а они формулировали по этой теме вопросы, оценивался самый интересный, но не один из вопросов не остался без ответа.

- обучающиеся  самостоятельно изучали  тему по учебнику и составляли конспект с заданием – определить суть темы. В итоге обучающиеся поняли изучаемый материал, научились выбирать главное и обосновывать его важность.

- на лекционных занятиях при объяснении новой темы приводились примеры применения изучаемых кинематических схем механизмов в производственных ситуациях, связь их с другими темами дисциплины и другими дисциплинами, формировалось понимание необходимости конкретной задачи для современного производства.

- в отсутствие необходимого лабораторного оборудования и информационных технологий в аудитории мною использовались образные сравнения со знакомыми жизненными ситуациями, например, при расчёте массы противовесов вращающегося ротора, расчёте параметров корригированной зубчатой передачи и при изучения условия отсутствия скольжения в высших кинематических парах.

Таким образом, на занятиях были поставлены задачи изучения тем так, что формировались программные общие компетенции:

ОК1. Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней интереса.

ОК 3. Принятие решений в стандартных и нестандартных ситуациях.

ОК4. Осуществление поиска, анализа и оценки информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5.Использование информационно-коммуникационных технологий для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК8. Самостоятельное занятие самообразованием, осознанное планирование повышения квалификации.

ОК 9. Ориентация в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.



Приобретёнными знаниями и умениями при исследовании кинематических схем механизмов на занятиях сформированы компетенции ПК 1.1. Использование конструкторской документации при разработке технологических процессов изготовления деталей.

Приобретённые умения:

понимание и построение кинематических схем, проведение структурного, кинематического и динамического анализа механизмов; применение методов синтеза механизмов.

Приобретённые знания: классификация механизмов и машин, принцип работы механизмов и структуры кинематических цепей, основного принцип образования механизмов, анализ и синтез механизмов; уравновешивание вращающихся звеньев.


Формирование ценностно-смысловой компетентности обучающихся на занятиях

К ценностно-смысловые компетенции связаны с ценностными ориентирами обучающегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий. Ценностно-смысловую компетентность обучающихся обеспечили личностные универсальные учебные действия и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. 

Обучающиеся поставили себе вопрос: какое значение и какой смысл имеет для них учение и нашли ответ: оценивание усвоенного содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.





Ирина Жгурова