Творчество, творческие способности и их развитие, без сомнения, можно отнести к ряду вечных проблем человечества. На протяжении всей истории развития научных знаний, эта проблема привлекала и продолжает приковывать к себе внимание исследователей разных школ и направлений. Во все времена философы стремились постичь феномен творчества и выявить его влияние на развитие человека (Платон, Аристотель).
Творчество – это способность, вбирающая в себя целую систему взаимосвязанных способностей-элементов: воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность (Л.С. Выготский, Я.А. Пономарев, Д. Б. Эльконин, А.И. Леонтьев)
На уроках ИЗО учащиеся получают возможность развиваться и совершенствоваться в творческой и непринужденной обстановке. У школьников есть возможность работать в своем темпе, реализовывать задачи своего уровня, используя различные техники, создавать интересные работы на любом этапе своего развития. Такие уроки создают для учащихся ситуацию успеха, что очень значимо в процессе становления личности. Темы многих уроков затрагивают важные и глубокие аспекты жизни, заставляют думать, сопереживать, анализировать и делать выводы, учат ответственности человека за свои действия, помогают духовно расти.
По новым образовательным стандартам на уроках ИЗО должно идти развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
-декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
-обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
Хочется более подробно остановиться на важной роли художественных материалов используемых на уроках ИЗО в формировании творческих способностей детей .
На уроках изобразительного искусства основным художественным материалом является гуашь. Не смотря на всю привлекательность гуаши, вы, знаете, с какими трудностями сталкивается педагог при организации первых уроков в 1 классах. Ребята могут испачкаться краской, нечаянно пролить воду. Иногда думаешь, а не легче заменить гуашь на другие более простые в обращении художественные материалы: карандаши, фломастеры, мелки. Но когда видишь, с каким удовольствием работают дети красками и кистями, получают положительные эмоции, а какие яркие и смелые получаются работы, то убеждаешься в правильности выбора. По моим наблюдениям в начальном звене детям нравится работать гуашью и не надо лишать их этого удовольствия. Чтобы разнообразить творческую деятельность, мы не забываем про карандаши, фломастеры, гелевые ручки, восковые мелки. Интересные творческие работы получаются в технике акварель в сочетании с восковыми мелками. В 1-2 классах акварелью дети работают мало, по мере возможности я стараюсь знакомить их как грамотно пользоваться этой краской. Например, во 2 классе по теме «Реальность и украшение» я предлагаю ребятам изобразить паутину восковыми мелками, фон выполнить акварелью. Восковые мелки позволяют изображать тонкие линии, мелкие детали, а акварель придаёт работе живописность. Таким образом, дети знакомятся с новыми возможностями им знакомых материалов.
С возрастом дети ощущают большую свободу при создании творческой работы, зная разные художественные техники. В интернете можно найти много интересных нестандартных техник, и на своих уроках предложить их детям.
Работа в группе – часто используемая формы работы на моих уроках. Совместная творческая работа нравится детям, они ощущают себя частью команды, помогают друг другу. Для создания коллективных работ хорошо подходит аппликация.
Выполненные руками ребят панно украшают холл школы. Дети видят общественно значимый результат.
На моих уроках происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования творческой личности ребенка.
Лепка и бумагопластика являются хорошим дополнением на уроках ИЗО. Эти виды деятельности развивают пространственное мышление, чувство формы.
В 6 классе на уроке ИЗО нужно было сконструировать геометрические тела из бумаги, но это оказалось скучным занятием, на одном из уроков я предложила детям сконструировать бумажных человечков основываясь на цилиндрической форме. Ребята убедились, что части тела человека, имеют форму цилиндра. Дети с удовольствием выполняли эту работу в малых группах, урок получился не скучным с творческим решением.
В 7 классе изучая тему «Скульптура», 2 урока дети с интересом лепили фигуры людей, используя проволочный каркас и замазку для окон. После занятий рисования, для ребят лепка оказалась увлекательным делом. Надо было видеть, как у детей горели глаза, когда в их руках происходило волшебство, бесформенная масса приобретала форму и пропорции.
Важным условием развития художественных способностей ребенка является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё - же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.
Формируя творческие способности в детях не надо забывать, что природа и окружающая нас реальность - первооснова творчества во всех видах деятельности. Через реальность мы приходим к понятию фантазии - этой прекрасной способности любого человека. В основе любой фантазии - правда жизни, так как художник способен фантазировать только на основе увиденного и воспринятого в окружающем мире. Чтобы донести всю красоту и разнообразие окружающего мира, на помощь приходят различные художественные материалы и возможные их комбинации. Важным условием формирования творческих способностей являются стимулы.
Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха, которую стараюсь создать на своих уроках. Успех, это когда ребёнок доволен проделанной работой, но для этого учитель должен серьёзно подходить к подготовке урока, находить эффективные методы и формы работы с детьми.
Любой художественный материал имеет свои особенности и если не знать, как правильно ими пользоваться, на смену творческому подъёму придёт разочарование.
Результаты моей деятельности по данному направлению:
1) Грамотное использование детьми различных художественных материалов.
3) Использование нестандартных художественных техник на уроках.
3) Появление у детей интереса к изобразительной деятельности благодаря разнообразной художественной деятельности. (лепка, бумагопластика, рисование, аппликация и т. п.).
Каждый ребёнок интересен на уроке изобразительного искусства как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На этом уроке дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость и находят в этом творении счастье.
Интернет ресурсы
http://yandex.ru/search/?lr=51&text , http://www.metod-kopilka.ru/page-udd-1.html
http://gigabaza.ru/doc/63748.html
http://минобрнауки.рф