СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование у обучающихся навыков и привычек здорового образа жизни.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются вопросы о формированиии у обучающихся навыков ЗОЖ.

Просмотр содержимого документа
«Формирование у обучающихся навыков и привычек здорового образа жизни.»

Система работы по формированию ЗОЖ на уроках математики

 Математика – один из основных предметов школы. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья детей. Именно затруднения в изучении математики часто являются причинами психологического дискомфорта, повышения уровня тревожности детей, ведущих к снижению адаптивных возможностей организма, а следовательно к снижению качества здоровья.

  Исходя из этого и согласно общему направлению работы школы,  наряду с обучающими, развивающими и воспитательными целями  при обучении математике ставятся такие цели, как социализация и здоровьесбережение.

Система работы по формированию ЗОЖ на уроках математики

Математика – один из основных предметов школы. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья детей. Общеизвестно , что именно затруднения в изучении математики часто являются причинами психологического дискомфорта, повышения уровня тревожности детей, ведущих к снижению адаптивных возможностей организма, а следовательно к снижению качества здоровья.

Основные направления работы по формированию здорового образа жизни на уроках математики:

-увеличение двигательной активности учащихся на уроке;

-применение учебного материала (тексты задач) с валеологическим содержанием;

-учет возможностей детей, их индивидуальных особенностей на уроках.

Увеличение двигательной активности

Работая в этом направлении, можно проводить на уроках физкультминутки. Несколько минут на уроке обязательно уделять оздоровительным моментам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья учащихся.

Физкультминутки можно разделить на две группы.

Первая- физические упражнения, рекомендованные валеологами, медиками, физиологами, гигиенистами, которые не связаны по содержанию с процессом обучения математике.

Вторая группа - упражнения, организующие процесс усвоения учебных знаний: пересчёт предметов, движение руками с целью изображения геометрических фигур, эстафеты по решению примеров и т.п.

Предлагаемые упражнения для физкультминуток органично вплетаются в канву урока. Так например, при изучении темы «Правильные и неправильные дроби» для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия предлагается во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают руки вытянуты вперед; задание: если называется правильную дробь, поднимают руки вверх, поднимаются на носки ; если неправильная – руки опускают вниз с наклоном и расслаблением.

Дыхательная гимнастика: голову влево, глубокий вдох через нос. Медленный поворот головы с продолжительным выдохом

После введения нового материала, хорового прочтения нового термина ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что нос вырос, как у Буратино, обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин, это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его (транспортир, параллелограмм, параллелепипед)


С целью концентрации внимания устный счет можно провести с закрытыми глазами. Последовательно читается пример – цепочку, ребята решают его и готовность назвать ответ показывают поднятием руки. Работа проводится в быстром темпе, вызывает интерес.

В 8-9 классах можно предложить учащимся представлять стереометрические модели, мысленно поворачивая их, рассматривая со всех сторон. Стараться представить модель как можно более четко, удерживать ее перед мысленным взором в течение нескольких минут.

В целях предотвращения усталости, трудности восприятия учебного материала, мышечной слабости, нарушения осанки используется периодическая смена поз. Смена поз во время урока, когда можно работать стоя и сидя, усиливает работоспособность учащихся с недостатками в развитии. При смене позы организму поступает сигнал для мобилизации.

Далеко не всем учащимся легко дается математика, поэтому нужно провоить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Детям нравится игра «Идем в гости», в ходе которой они сами выбирают себе партнёра для совместной работы а также свободно перемещаются по классу.

При планировании урока не нужно допускать однообразия работы. Один вид деятельности плавно переводится в другой. Это служит снятием напряжения и утомления.

Для улучшения работы мозга на разных этапах урока можно использовать следующие упражнения:

  • растирание ушных раковин и пальцев – активизирует все системы организма;

  • перекрёстные движения – активизирует оба полушария головного мозга;

  • качание головой – улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение.

Выполняем упражнения для глаз

  • вертикальные движения глаз вверх-вниз;

  • горизонтальные вправо-влево;

  • вращение глазами по часовой стрелке и против;

  • массаж век и другие.

Одна из основных задач - заинтересовать ребёнка в здоровом образе жизни, не ущемляя учебный процесс, т.к. практически всё можно описать с помощью чисел, а, следовательно, совместить с математикой.

Задачу, которая содержит сведения о правильном питании, рациональном режиме дня, о качественном и количественном содержании витаминов в том или ином продукте, и др., можно увязать с многими математическими темами.Таким образом, дети в ненавязчивой форме узнают или закрепят знания о здоровом образе жизни.

Например,при изучении темы «Обыкновенные дроби» решаются такие задачи: 1.«Из чего выпекали хлеб в блокадном Ленинграде? Ржаная мука 6/10 кг, льняной жмых – 5/100 кг, отруби – 6/100 кг, овсяная мука – 8/100 кг, соевая мука – 4/100 кг, солодовая мука – 12/100 кг, пшеничная мука – 5/100 кг. Выразите в граммах содержание компонентов в буханке блокадного хлеба»,

2.«Заботящийся о своём здоровье ученик должен правильно питаться. В день можно съедать не более 1/10 кг сладостей и сахара, дневная норма потребления хлеба составляет 1/5кг, масла (сливочного, растительного) – 1/8 кг. Сколько граммов сладостей, хлеба, масла может съедать в день ученик?»,



Вред курения можно показать, предлагая следующие задачи:

«Средняя продолжительность жизни мужчин в Японии 78 лет. А у мужчин в России на 16 лет меньше. Сколько лет в среднем живут мужчины в России?»,

«Увеличив 5 в 4 раза, найди число, которое показывает, сколько лет полноценной жизни забирает табак у курильщиков».

Решать задачу учета возможностей детей, их индивидуальных особенностей на уроках, можно, используя сведения о состоянии здоровья детей, рекомендации врача. Дети за партами сидят в соответствии с их ростом, зрением, стараюсь учитывать и некоторые психологические особенности при распределении детей за рабочими местами.

Особо важна правильная организация учебной деятельности, а именно: 
1) строгая дозировка учебной нагрузки; 
2) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; 
3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота); 
4) благоприятный эмоциональный настрой.

Необходимо постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей , повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.

У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому моя задача – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность.

В известной степени неудовлетворенность собой является врожденной категорией и величайшим из стимулов к саморазвитию, обучению, условием борьбы и успеха.

У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока надо создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.

Релаксационная игра “Дерево”.

- Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте. Представьте, что вы дерево. Представьте себя сильным, могучим дубом, стройной тонкой березкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой. Ноги-корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол-тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви- руки -свободно “колышутся” вдоль ствола, листья - пальцы легко “шелестят”, слегка задевая друг друга. Крона-голова чиста и свежа. Вы - прекрасное могучее дерево, вы уверены в себе. Вы добры, спокойны и успешны. У вас все получится!

Список использованной литературы
1. Педагогика и психология здоровья. М.: Академия, 2003.
2. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования.- М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.
3. Школьный психолог// №38 (324), 8 – 15 октября 2004.
4. «Школа 2000…». Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг// Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Д. Чечель.- М.: «Школа 2000..», 2002 г.
5. Алимова Т. М. Здоровье: Сборник заданий по математике на тему здоровья. 5 – 9 классы. – М.: 2003.
6. Обучение детей с разным типом мышления. А. Л. Сиротюк.