Вступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Формирование универсальных учебных действий при обучении по УМК "Перспективная начальная школа"»
Подготовила и провела:
учитель начальных классов,
первой квалификационной категории
МОУ « Лицей №31» г. о. Саранск
Шапошникова В.Н.

На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт |
В чем теперь заключается роль начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет! По сути, происходит переход: от обучения как преподавания системы знаний к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения. |
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации. |
Для создания благоприятных условий развития УУД необходимо внести коррективы в цели, содержание и методику обучения. Условия развития УУД | Необходимо исключить | Нужно стремиться | | Цель обучения | Передача готовых знаний | Развитие умений по применению знаний | | Содержание | Объяснить всё так, чтобы ученик запомнил и пересказал знания | Учитель – режиссёр. Ученик сам открывает знания через содержание УМК. | | Методика | Репродуктивные вопросы – повторение и запоминание чужих мыслей | Продуктивные задания. Применение знаний в новых условиях. Перенос знаний. | |
|
|
Учебные предметы “Перспективная начальная школа” и их содержание выступают как средство достижения этих целей. Работая по этой программе, ученики приучаются самостоятельно работать с разными источниками информации. Уже со 2-го класса обучения русского языка ученики знакомятся с пятью видами словарей и постоянно используют эти словари на других уроках, причем эти словари помещены в учебники. Какие же это словари? Это толковый, орфографический, обратный словарь, словарь “Произноси правильно”, словарь происхождения слов.
Учебники УМК “Перспективная начальная школа” с помощью пиктограмм нацеливают детей на работу в паре, группе, предлагают посмотреть у соседа, обменяться тетрадями. Такая ежедневная работа способствует формированию нравственных основ личности: учит налаживать контакт, доверять соседу по парте, планировать общую работу, распределять обязанности.
Сейчас я хочу остановиться на конкретном предмете “Литературное чтение” и показать вам, как на этих уроках кропотливо ведется работа по формированию универсальных учебных действий.
В конце каждого учебника “Литературного чтения” помещены картины русских и зарубежных художников, и через каждые 3-4 урока мы отправляемся в “Музейные Дом”.
Сейчас мы с вами отправимся в “Музейный Дом”, который помещён в учебники 2-го класса.
Познакомимся с картиной Альбрехта Дюрера “Травы”.
- Узнаёшь метёлку лугового мятлика? Его мелкие цветочки прячутся в колосках… Если зажать тонкий стебелек тремя пальцами и скользить по нему вверх, то можно сыграть в “Петушок или курочка”? (Если не знаешь такой игры, спроси у бабушки с дедушкой!)
- А вырезной лист одуванчика замечаешь? Его желтоватые, словно резиновые, трубочки-стебельки с тугими отцветшими головками? (Если его сорвёшь, то испачкаешь пальцы клейким молочком!)
- А мясистые листья подорожника тебе знакомы?
- А узкие и длинные листья осоки, о которые можно порезаться?
- А запахи? Запахи разнотравья середины лета представляешь?
- Хочешь рассмотреть травы поближе – обрати внимание на фрагмент (часть) картины!
- Чем же привлекли внимание художника эти травы? Ведь этот кусточек природы скорее невзрачный, чем привлекательный?
- Как ты думаешь, что сложнее: увидеть красоту в яркой веточке рябины или в голых прутиках?
- Теперь ты понимаешь, что такое КРАСОТА – В ПРОСТОМ?
Дальше мы будем изучать свиток японского художника Хиросиге “Тростник под снегом”. В верхнем углу свитка висят три ниточки каких-то закорючек. А вы заметили? Посмотри на неё через лупу. Это иероглифы.Здесь записано целое стихотворение из трех строчек. Его написал сам художник Хиросиге.
«Дикая утка кричит.
От дыхания ветра
Гладь воды становится рябью.»
Такие стихи из трех строчек называются по-японски хокку, или хайку. В них поэты выражают свое восхищение миром. Посмотрите на слайд. Еще раз перечитайте стихотворение.Что слышит герой? (Дикая утка кричит). Что ощущает? (Дыхание ветра, т.е. дуновение ветра в лицо). Что видит? (Видит, как по воде прошла рябь). Что мы, читатели, смогли почувствовать?
(Поэту удалось создать образ, позволяющий нам услышать, ощутить и увидеть картину природы. Через слух, зрение и ощущение у нас появляется впечатление наступающих холодов.)
Подведение итога.
- Все вместе – красота в простом! Если человек её видит и ценит, он – счастливый. И он поэт.
Картина Ван Гога “Комната в Арле”.
- Внимательно рассмотри комнату, в которой жил великий голландский художник Ван Гог.
- Кто обнаружил туалетный столик? А кувшин в тазике? Кто нашёл полотенце на гвоздике? А зеркало? Что висит на стенах, кроме зеркала? Где висит одежда? Из чего сделаны стулья и кровать?
- Давно ли красили пол? В каком состоянии стены и двери? Бедно или богато жил художник? - Видно ли что-нибудь за окном?
- Перечисли все цвета, которыми пользовался художник, чтобы изобразить свою комнату. Это разные цвета? Яркие цвета?
- Какое в целом впечатление создаётся: всё бедно, мрачно и убого или, наоборот, наполнено яркими красками и светом?
– Можно ли изобразить комнату, где живёт бедный человек, и при этом создать впечатление праздника? – задал вопрос Барсук.
– Так Ван Гог бедный или богатый? – снова спросил Миша. – Чем же он богат?
По картине Никифора Крылова “Зимний пейзаж”
Мы работаем рамками. Выделяем четыре фрагмента. Придумываем названия:
Некогда с вами разговаривать…
Подружки.
Вот так встреча!
По воду.
Таким образом, работая над этими картинами, дети учатся обсуждать, причем, учитель организует учебную деятельность учащихся, осуществляя исследование вместе с ними. Тем самым процесс обучения приобретает характер совместной деятельности ученика и учителя, их сотрудничества.
Учитель постоянно требует от школьников обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своего суждения. Абсолютное большинство начинает высказывать свое мнение словами “Я считаю”, “Я думаю”, “Я не согласна с его мнением, потому что…”. Дети учатся не ссориться, а спорить, уважать чужое мнение. И, наконец, у детей через обсуждение и анализ этих картин идёт развитие речи, которая совершенствует мыслительную деятельность, устную речь, память, внимание, воображение, волю, эмоциональную сферу младшего школьника, способствует развитию личности и определяет уровень её развития.